Проблемы в сфере пассажирских перевозок обсудили на заседании проектного офиса «Қызылжар - адалдық аланы»

Общественный транспорт – одна из самых больных тем для Петропавловска, потому встреча получилась эмоциональной.

Одна из тем, поднятых на встрече, – изношенность автотранспорта. Жители Петропавловска жалуются на качество городского транспорта уже не первый год, технику давно пора менять, считают горожане. Последней каплей терпения стали один за одним произошедшие случаи пожара в городских маршрутках нынешней весной Жертв удалось избежать, однако многие стали бояться ездить в «зайчиках».

Присутствовавший на заседании заместитель начальника департамента по ЧС СКО полковник гражданской защиты Нурлан Атыгаев проинформировал собравшихся о том, что с начала года в Петропавловске произошло шесть пожаров в сфере пассажирских перевозок, основная причина - изношенность электропроводки. По словам председателя Ассоциации «СКО автотранспортный союз» Галины Семёновой в городе на сегодняшний день изношены 70% единиц общественного транспорта.

Общественники задались вопросом, когда именно успевает состариться техника, если автобусы, выходящие на маршрут, участвуют в тендерах раз в три года.

- Автобусы, которые сгорели, когда проходили тендер? - задается вопросом бывший водитель маршрутного автобуса и блогер Константин Тимичев. – Если раз в три года проходит тендер… Все же понимают, что за три года не может износиться проводка настолько, что именно она стала причиной пожара. Моё мнение, значит уже в таком состоянии – непотребном - транспорт присутствовал на тендере. Тогда каким образом он пройден?

Другими словами, общественники считают, что контроль за техническим состоянием транспорта, участвующего в конкурсе, проводится некачественно. К слову, поэтому, по мнению присутствующих, ответственность за случившиеся происшествия в первую очередь должны нести те, кто входил в состав конкурсной комиссии.

- Мы просили включить представителя нашего медиа-центра в комиссию, однако нам было отказано по той причине, что наше общественное объединение непрофильное, - отметил руководитель филиала первого антикоррупционного медиа-центра по СКО Руслан Асаубаев.

Р. Асылбеков порекомендовал местному филиалу запросить список членов комиссии поименно, после чего инициировать проверки по проведенным ранее конкурсам с целью выявления нарушений.

Например, по словам К. Тимичева, в настоящее время идут разбирательства по одному из автобусов с поддельным паспортом, где указан возраст транспорта на год меньше фактического. Что, к слову, могло существенно повлиять на результаты тендера. Тем временем маршрутка продолжает ездить по улицам города.

Один из вопросов, активно обсуждаемых горожанами, - обновление транспортного парка Петропавловска, также рассмотрели на встрече. Напомним, после майских происшествий глава региона Кумар Аксакалов пообещал, что в областной центр СКО будут закуплены новые автобусы.

Не так давно в городе тестировали автобус марки «Golden dragon». Во время тест-драйва аким области пообещал: если транспорт устроит по всем параметрам, то в город закупят сразу 30–40 единиц новой техники. Однако, как рассказала на встрече Г. Семёнова, автобусы этой марки обслуживать Петропавловск не будут. Одна из главных причин – дороговизна. Стоимость автобуса в самой простой комплектации составляет 38-40 млн. тенге. Кроме того, протестированный автобус работает на метане, а в нашем городе заправиться этим газом негде. По словам Г. Семёновой, сейчас подыскиваются другие более подходящие для города варианты. Рассматриваются российские марки транспорта.

Когда на действующих маршрутках перестанут возить стоящих пассажиров – этот вопрос тоже интересовал собравшихся. Однако, по словам председателя автотранспортного союза СКО, все маршрутки в Петропавловске имеют статус транспортных средств автобусного класса, поэтому могут перевозить стоящих пассажиров. На что общественники отвечают, что в таком случае логичнее было бы не ставить маленьких «зайчиков» на загруженные маршруты…

Ещё одна тема, вызвавшая жаркие споры среди присутствовавших на заседании, - билетирование в местных маршрутках. Пассажирам «зайчиков» ни билетов, ни чеков не выдают - проблема ещё раз подтвердилось в результате мониторинга, проведённого 6 июня местным филиалом первого антикоррупционного медиа-центра. Члены мониторинговой группы отмечают, что некоторым водителям маршруток всё же удалось отыскать в своих бардачках катушки с билетами, однако оказалось, что это билеты 2012-18 годов.

– Мы максимально прилагаем усилия, инструктируем водителей, выдаём билеты. То, что у водителей на руках билеты 2012 года, я удивлена, честно говоря. В 2018 году мы централизованно закупали билеты и обеспечили ими каждое транспортное средство, стоимость проезда с тех пор не менялась – 80 тенге взрослый и 40 тенге детский билет. Вопрос по обилечиванию, конечно, для нас проблемный, - признает Г. Семёнова. - Где-то человеческий фактор сказывается, где-то пассажиры сами отказываются от билетов, говорят, нам не нужен билет.

В свою очередь антикоррупционные комиссары уверены, что перевозчики не обилечивают пассажиров преднамеренно, чтобы скрыть реальную прибыль, а значит, уплатить в казну меньше налогов.

Но решение есть. В городе обсуждается вопрос внедрения электронного билетирования. Как стало известно на заседании, летом в Петропавловск по приглашению акимата и ассоциации перевозчиков приедут представители компании «Kazintersoft» с инвесторами, которые будут заниматься этим проектом.

- Электронное билетирование не только позволит вести учет пассажиропотока, но и покажет, каким должен быть тариф при сегодняшней стоимости запасных частей и топлива. Согласно законодательству, если окажется, что тариф не покрывает расходы перевозчика, то местный исполнительный орган будет обязан субсидировать доплату. Компания «Kazintersoft» предупредила акимат о том, что, возможно, какие-то маршруты придётся субсидировать, - говорит Г. Семёнова.

Впрочем, многие из присутствовавших считают, что прежде чем внедрять электронное билетирование, нужно решить более глобальные проблемы в пассажирских перевозках.

Р. Асылбеков предположил, что проблемы с общественным транспортом в Петропавловске решатся быстрее, если руководство города и области будет чаще ездить на городских автобусах.

- У вас акимы города и области на автобусах ездят? Может быть, возьмут пример со столичного акима и пересядут со своего транспорта на общественный? – предложил он.

Отметим, на диалоговой площадке собрались почти все структуры, так или иначе задействованные в сфере пассажирских перевозок. Проигнорировали встречу только представители городского и областного акиматов (к слову, приглашен на нее был заместитель акима области по вопросам строительства, транспорта и автомобильных дорог Антон Федяев), поэтому изначально адресовать большинство вопросов было некому... Однако заседание освещали журналисты и блогеры, поэтому есть надежда на то, что поднятые общественниками проблемы будут услышаны местным исполнительным органом и решены совместно с другими заинтересованными государственными ведомствами и общественными организациями.

Когда материал готовился к печати, стало известно, что в Петропавловске при ремонте автобуса в специальном боксе погиб водитель, его раздавила тяжелая машина. К слову, это еще одна проблема городского транспорта – водители вынуждены не только заниматься своими прямыми обязанностями, но и самостоятельно ремонтировать изношенный транспорт.

Трагедия активно обсуждалась в социальных сетях, где свидетели происшествия рассказывали, что погибший ремонтировал неполадки и находился под автобусом. Каким-то образом за рулем транспорта оказался другой водитель и начал движение.

В департаменте полиции Северо-Казахстанской области данный факт подтвердили.

"Житель Петропавловска при ремонте автобуса совершил наезд на водителя, находящегося под ремонтируемым автотранспортом. От полученных травм мужчина 1960 года рождения скончался. Данный факт включен в единый реестр досудебных расследований, по части 3 статьи 156 УК РК «Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека»", - проинформировали в пресс-службе ведомства, подчеркнув, что расследование уже ведется.


Александра Кондратова
газета "Неделя СК"
"Проехались" по маршруткам"
13.06.19

Поделиться статьёй: