Пример истинного патриотизма - Бий Ногайбай"

В сохранении суверенитета страны, в становлении отдельного государства тюркского мира на просторах великой Степи особая роль принадлежит институту казахских биев как основателей казахского правоведения и законотворчества. Батыры и бии пользовались высоким авторитетом и играли важную роль в сохранении независимости народа и формировании правовой культуры казахов.

В статье Президента РК Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорится: «Я хочу, чтобы мой народ, извлекая урок из богатой истории и сделав прочной основой своего будущего развития многовековые народные традиции и обычаи, нить которых никогда не прерывалась, шагал твердо и смотрел в будущее уверенно». Эти слова главы государства дают повод к размышлениям о нашем духовном сокровище, которое таится в недрах истории. Умеем ли мы ценить то, что унаследовано от предков? Сколько еще непрочитанных страниц в летописи столетий? К одной из малоизученных тем относится институт биев, неподкупных и справедливых судей из народной среды.

В стране, и в том числе в северном регионе ее, было немало биев, которые, благодаря своей прозорливости, чувству справедливости, а также своей деятельностью, направленной на укрепление единства территории и государства, по праву заслужили высокий авторитет среди народа. Один из них - Ногайбай Батырбеков.

Родиной Ногайбай бия является земля нынешнего аула Ногайбай в районе Магжана Жумабаева. На основании архивных документов Петропавловского уезда следует, что Ногайбай би, живший в период 1834 - 1917 годов, является известной исторической личностью. Начиная с молодых лет, благодаря своим способностям и остроумию, он принимал участие в разрешении тяжб, которые вели известные бии. Затем сам начал самостоятельно разрешать споры. Ногайбай в этих процессах не был сторонним наблюдателем. В сложных спорах он впитывал в себя незаурядные качества, которые подобает иметь настоящему степному бию (судье). Он сросся с обществом, в котором жил, хорошо знал быт, традиции и обычаи казахского народа. Бии должны были не только соблюдать принципы справедливости, но и обладать способностью убедительно и аргументированно говорить, невзирая на лица и чины.

Ногайбай бий обладал знаниями традиционного права - адата, правовых канонов периодов Касым хана, Есим хана и «Жеті Жарғы» («Семь установлений») Тауке хана. Он не был обделен даром оратора, способного решить тяжбу парой веских аргументов.

По архивным данным, Ногайбай Батырбеков был волостным правителем Полудинской волости, учрежденной в 1868 году. Он по решению и согласованию аксакалов региона как человек, основательно знающий традиции, законы степи, известный и авторитетный в данной местности, владевший ораторским искусством, получил при поддержке аксакалов звание бия. Благодаря честности, справедливости его имя как бия быстро распространилось в степи. Выносимые им решения легко исполнялись благодаря авторитету в народе. Он жил жизнью простых людей, знал характер, традиции народа, поэтому принимал такие решения, которые были понятны простым людям, и справедливо разрешал все споры.

Если учесть, что в казахском обществе счастье добиться народного признания и стать бием, обременив себя огромной ответственностью и моральными обязанностями, выпадало только самым талантливым и способным, можно с уверенностью сказать, что Ногайбай Батырбекулы был неординарной личностью. Не раз встречавшийся с биями и изучавший судебную практику в казахском обществе ученый-этнограф Шокан Уалиханов отмечал особые требования к профессиональным и человеческим качествам биев: «Возведение в звание бия не обусловливалось у казахов каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия, нужно было казаху не раз показать перед народом свои глубокие правовые знания и свои ораторские способности».

Годы деятельности Ногайбая Батырбекулы в качестве волостного правителя совпали с периодом дележа казахской степи, когда, как писал великий Абай в своих стихах, народ не мог «назвать своей собственностью то, что принадлежит ему». По мере усиления колонизации увеличился и приток переселенцев из России. В то трудное время важно было сохранить единство народа, не дать горячим головам, восставшим против передачи земель переселенцам, расколоть общество, важно было культивировать среди казахов чувство солидарности. Эту задачу умело решали мудрые и прозорливые бии, такие как Ногайбай Батырбекулы.

Сведения о Ногайбае Батырбеке приводятся в официальных документах Главного управления землеустройства и земледелия Акмолинской области 1910 года, где упоминаются имя старшего аксакала аула Ногайбая Батырбека, зимовка в урочище Жамантомар Полудинской волости (нынешняя местность на территории Надеждинского сельского округа района Магжана Жумабаева).

Есть примеры из архивов, где Ногайбай би вел переписку в виде обращений и писем к императору Российской империи. Так, в 1877 году от имени казахов Полудинской волости он обращается с письмом к императору о поддержке казахами Полудинской волости политики Российской империи в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В ответном письме министр внутренних дел Российской империи оповещает генерал-губернатора Западной Сибири, что государь благодарит казахов Полудинской волости за верноподданнические чувства. Губернатор от имени императора ставит резолюцию ознакомить с данным письмом-ответом казахов Полудинской волости, аула Ногайбай.

Далее он (уже в престарелом возрасте) с группой аксакалов Полудинской волости в 1916 году обращается к акмолинскому губернатору по поводу привлечения инородцев на тыловые работы, утверждая, что казахи готовы сражаться вместе с братьями сибирскими казаками, на равных с ними правах… на фронтах первой мировой войны.

Тогда казахские аулы в равной степени страдали как от колониального гнета царского режима, так и от гражданской войны, спровоцированной большевиками и их соперниками в борьбе за власть. Мирные аулы переходили из рук в руки, лилась кровь. В ту лихую годину Молдабай, младший брат Ногайбая, и Акылбек, сын Ногайбая, продолжают руководить волостью, принимать ответственные решения, чтобы оградить народ от бедствия гражданской войны.

Это ли не пример истинного патриотизма, который должен служить образцом духовного мужества для нашей молодежи.


Сауле Маликова
газета "Северный Казахстан"
"Бий по имени Ногайбай"
03.11.18

Поделиться статьёй: