Причинами ухода с исторической арены многих народов были, как правило, не только внешние завоевания, но и внутренние распри, борьба за власть, отсутствие единства

И, напротив, сплочение этнических групп приводило к их консолидации, образованию и укреплению государства, которое, в свою очередь, гарантировало защиту и создавало условия для дальнейшего развития народа.

Опыт разных стран подтверждает, что процессы унификации и интеграции рано или поздно вызывают в качестве ответной реакции стремление к возрождению этнической идентичности. С точки зрения глобальной экономики, капитала и политики такая позиция может быть расценена как консервативная и иррациональная, но с позиций культуры такая реакция вполне закономерна.

В документах ЮНЕСКО отмечается, что культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как биологическое разнообразие для живой природы, а культурная унификация признается одной из самых опасных черт антропологического кризиса, снижающих жизнеспособность всего человечества.

Государства постсоветского пространства и Республика Казахстан по мере вхождения в мировое сообщество и обретения в нем своего места во все большем объеме и глубине испытывают на себе воздействие глобализации по всем направлениям.

В Казахстане в последние годы обозначились две основные стратегии национально-государственного строительства и соответственно им доминирующие модели национальной идентичности. Первая стратегия направлена на формирование единой казахстанской нации из полиэтнического по своему составу общества на основе общности гражданства, вторая стратегия должна быть связана с национальной идентичностью самих казахов.

По мнению экспертов, сбалансированная внутренняя политика Казахстана и созданный инструмент по сохранению межэтнического согласия - Ассамблея народа Казахстана - во многом способствовали бескровной трансформации Казахской ССР в независимое государство - Республику Казахстан. Таким образом, ассамблея, выполнив свою главную задачу, и сегодня способствует разработке и реализации государственной национальной политики, обеспечению общественно-политической стабильности.

За годы своего существования АНК прошла длительный путь развития, накопив большой консолидирующий и интеллектуальный потенциал и трансформировавшись в институт народной дипломатии. Согласие стало общепланетарным императивом и является следствием глубинного диалога и межкультурной коммуникации.

Каждое из структурных звеньев Ассамблеи народа Казахстана выполняет свою важную функцию, усиливая и дополняя друг друга. Такая разветвленная структура Ассамблеи народа Казахстана обеспечивает научно-методическое, организационное, финансовое и информационное обеспечение ее деятельности.

Особая миссия в сохранении общественного согласия, единства, гражданской идентичности и казахстанского патриотизма в молодежной среде отводится кафедрам Ассамблеи народа Казахстана.

В целях включенности системы высшего образования в работу по укреплению гражданской идентичности и национального согласия в казахстанском обществе с июня 2013 года в ряде вузов республики стали открываться кафедры Ассамблеи народа Казахстана, которых на сегодняшний день насчитывается около 40. Первым вузом, где была открыта кафедра АНК, стал Евразийский университет им.Л.Н.Гумилева, на базе которого для создания единой методической базы в октябре 2014 года была образована Ассоциация кафедр АНК.

Кафедра Ассамблеи народа Казахстана в Северо-Казахстанском университете была создана одной из первых, 28 апреля ей исполнилось 10 лет. На нее сегодня возлагаются высокая миссия и большая ответственность, так как вуз получил статус международного, в нем работают преподаватели из США и других стран, а также обучаются студенты из стран СНГ и дальнего зарубежья (Индии, Бангладеш, Китая, Монголии, Ирана, Афганистана) по формированию межкультурной комплиментарности, диалогу культур и языков.

Эти кафедры в корне отличаются от содержания и системы работы обычных учебных кафедр вуза.

С учетом специфики деятельности университета были определены основные направления работы кафедры АНК СКУ им.М.Козыбаева – учебная, научная и воспитательная, при тесном взаимодействии с внешними организациями.

На кафедре разрабатываются элективные учебные дисциплины, такие как «Казахстанская модель этноконфессионального согласия», «Ценности Мәңгілік Ел», «Основы медиации», «Религия в современном обществе» и др. Эти дисциплины призваны формировать у студентов представления о процессах и явлениях на территории Казахстана в историко-культурологическом и социально-политическом аспектах, что позволяет молодому поколению лучше ориентироваться в современном мире, сохранять толерантность, духовное согласие в казахстанском обществе, активно участвовать в процессе консолидации народа Казахстана и формировании гражданской общности – казахстанцы. Кроме разработки учебных элективных дисциплин и лекционных курсов, кафедра Ассамблеи народа Казахстана должна осуществлять мониторинги в целях выработки рекомендаций о внедрении в действующие учебные дисциплины отдельных параграфов и тем, касающихся этнополитики РК.

Одним из базовых направлений научно-методического объединения кафедры Ассамблеи народа Казахстана должны быть разработка и издание научно-методических пособий. Пособия в течение учебного года разрабатываются членами научно-методического объединения по актуальным направлениям деятельности Ассамблеи народа Казахстана: этнопедагогике, этнодемографии, религиоведению, этнопоэтике, туризму, медиации, гражданской идентичности, благотворительности, патриотическому воспитанию. Разработка учебно-методических пособий, монографий, информационно-аналитических справочников, сборников научных статей и творческих работ позволяет пополнять библиотечный фонд университета собственной литературой и расширять информационное поле в изучении вопросов, имеющих отношение к этнополитике РК. Это создает условия для преподавателей и студентов в использовании широкого спектра материалов в учебной, научной и воспитательной работе. В то же время издание методических пособий членами НМО кафедры АНК способствует популяризации их научных изысканий и росту их авторитета за пределами вуза. Кафедрой АНК должна вестись системная работа по внедрению научно-методических материалов в учебно-воспитательный процесс вуза и деятельность внешних организаций.

Кафедра Ассамблеи народа Казахстана должна стать инициатором проведения и активным участником международных, республиканских и региональных научно-практических конференций.

Кафедрой АНК проводятся ежемесячные научно-методические семинары и вебинары для руководителей и членов этнокультурных объединений Северо-Казахстанской областной ассамблеи народа Казахстана, представителей образовательных, госучреждений города и области, преподавателей, сотрудников и студенческого актива университета.

Очень важным направлением в работе кафедры Ассамблеи народа Казахстана является проведение мониторингов. Мониторинги позволяют определить уровень и степень состояния той или иной проблемы и определить пути по их устранению. После проведения мониторингов проводятся корректирующие действия, направленные на улучшение ситуации на основе выработанных рекомендаций.

В целях углубленного изучения отдельных тем на кафедре проводится работа в рамках деятельности студенческого научного общества. Необходимо привлекать студентов под руководством преподавателей к участию в республиканских конкурсах студенческих научных работ, международных, республиканских и региональных научно-практических конференциях, организации и проведении научных и воспитательных мероприятий. Новшеством в работе СНО кафедры Ассамблеи народа Казахстана может стать прохождение производственной практики студентами на базе кафедры.

Значительное место кафедра отводит организации воспитательной работы среди студентов вуза, где найдены новые подходы и решения. Определяя одним из приоритетных направлений в деятельности кафедры Ассамблеи народа Казахстана организацию воспитательной работы, необходимо сделать акцент на поиск новых подходов к ее содержанию и формам работы. Проведение воспитательных мероприятий должно иметь сквозную систему планирования, массово-зрелищный характер, разнообразие форм, широкий охват участников, слаженную систему поощрения, оперативное освещение в СМИ. Воспитательная работа кафедры должна иметь стратегическую направленность, когда одно мероприятие логически продолжает другое, усиливая его содержательный и организационный уровни. В проведение воспитательных мероприятий необходимо привлекать не только студентов университета, но и среднеспециальных учебных и средних общеобразовательных заведений.

Проведение конкурсов – одно из направлений работы кафедры Ассамблеи народа Казахстана. Разработаны положения и проведены конкурсы «В краю белых берез», «Знаменитые земляки в названиях улиц, населенных пунктов, зданий и сооружений, в мемориалах и памятниках», посвященные 80-летию Северо-Казахстанской области, конкурс на лучшего гида «Туристские маршруты по достопримечательностям СКО», конкурс проектов «Қазақстан менің елім», конкурс эссе «Вершины Независимости», посвященные 25-летию Независимости РК. По итогам студенческих конкурсов и других воспитательных мероприятий кафедрой АНК регулярно издаются сборники творческих работ студентов.

По профилактике религиозного экстремизма проводятся лектории, научно-практические конференции, посвященные Дню духовного согласия, размещаются виртуальные презентации, организуются «круглые столы», пресс-конференции, научно-методические семинары, издаются научно-методические пособия.

По предупреждению конфликтов проводятся тренинги, коучинги, обучающие семинары, работает кабинет психологического консультирования.

По направлению благотворительной работы проводятся обучающие семинары, разрабатываются методические пособия, осуществляются благотворительные акции.

Все мероприятия разрабатываются по актуальным темам и в новом формате.

Практикуется проект «Живая библиотека», где интересные люди – это «живые книги». В нем нет формализма, что позволяет молодежи в более свободной форме общаться и знакомиться с интересными людьми. Встречи с поэтами и творческими людьми в форме литературных кафе, вечеров также проходят в неформальной обстановке.

Деятельность кафедры АНК направлена на стимулирование развития умений и навыков учебной, научной и воспитательной работы студентов всех специальностей по этнодемографии, этнопедагогике, музыкальной культуре, истории формирования полиэтничного Казахстана, роли Президента в сохранении гармоничных межэтнических отношений, законодательной основе деятельности АНК, культурно-досуговой работе, подготовке публикаций, фольклористике, национальным видам спорта.

Применение специальных знаний студентами при проведении воспитательных мероприятий существенно повышает качество их подготовки как специалистов.

Кроме решения внутренних задач вуза, кафедра осуществляет взаимодействие с государственными и общественными организациями города Петропавловска и Северо-Казахстанской области.

Кафедрой Ассамблеи народа Казахстана налажены тесные связи с республиканскими научными, высшими учебными учреждениями, общественными организациями, структурными звеньями АНК, что позволяет развивать научный потенциал и совершенствовать систему работы.

Одной из задач в деятельности кафедры является популяризация деятельности АНК в средствах массовой информации, которая имеет плановый и системный характер. Деятельность кафедр Ассамблеи народа Казахстана призвана содействовать популяризации научных разработок, связанных с деятельностью Ассамблеи народа Казахстана, широкой связи с общественностью.

В этой связи кафедра АНК выступает серьезной научно-методической площадкой, своеобразным «мозговым» центром. Создание этой новой структуры в вузе является своеобразным ноу-хау, которое призвано объединить научные интересы ученых вуза и вести разработки на стыке многих наук, а также соединить научный потенциал вуза с практической деятельностью многих структурных звеньев АНК, общественных и государственных институтов.

В условиях экономического роста некоторым экспертам казалось, что межэтническая тема закрыта, АНК выполнила свою миссию и может уйти «на заслуженную пенсию». Реальность – и глобальная, и региональная – совершенно иная. Национальная политика требует постоянной и прагматичной работы, которой должны заниматься и госслужащие, и ученые, и преподаватели, и деятели культуры и искусства. То есть мы с вами. И от этой работы во многом будет зависеть развитие нашего государства и общества.

Необходимо развивать гражданскую идентичность, толерантность в казахстанском обществе через систему образования и воспитания, корректное освещение темы межэтнических отношений в СМИ, повышение правовой культуры казахстанцев.

О достижении гражданской идентичности можно говорить, когда каждый гражданин, идентифицируя себя как представителя определенной этнической группы, языка, религии, прежде всего отождествляет себя с народом и страной, считает себя казахстанцем, а своей Родиной – Казахстан.


Людмила Гривенная
газета "Северный Казахстан"
"Идентичность и толерантность - через образование"
14.05.24

Поделиться статьёй: