При аресте Аблая Рамазанова сотрудники ОГПУ отнесли его к числу неграмотных

Но еще в 1908-1909 гг. на земле нынешнего района Шал акына аульная детвора училась в школе, открытой по его инициативе и на его средства.

Начало августа 2019-го. Отъезжая от Петропавловска небольшой автоколонной, наблюдаем сенокос. «День год кормит», приговаривают в эту пору сельчане. Миновали территории Кызылжарского, Есильского районов… С утра все посматриваем на небо: тучек не просматривается. Указатель подсказывает: мы в районе Шал акына. Жусан, бархатный на ощупь и щекочущий ноздри таким родным ароматом… Дюжина бело-снежных лебедей на озере Косколь, величаво продефилировавших мимо, сверху зависает беркут. Ступинка – Семиполка – Балуан.

Выбрались сюда вместе с потомками известного просветителя, мецената и «алашординца» Аблая Рамазанова (1871-1931 гг.), в поисках его зимовки (кыстау), школы и иных сакральных мест.

Что известно о нем? Жертва репрессий, 58-я статья. Бывал в Мекке. Его имя часто произносят как Абылай-кажы, однако он вел вполне светский образ жизни. Много учился, учил детей степняков. Его потомки от двух сыновей: Султана (Бакен) и Укитая, живут и трудятся в разных регионах, всем им собраться порой сложно. Семье Аблая, начиная с 1920-х, пришлось скитаться: высылка в Актюбинскую область – шла кампания по борьбе с «байством и кулачеством», исход в пределы Тюменской, наконец – возвращение к истокам.

В 1972 году Султан Аблаев с се-мьей поселился здесь, где старожилы с уважением вспоминали его отца как хорошего хозяйственника и защитника обиженных. Аблай Рамазанов умело налаживал отношения с соседями, часто ездил в Петропавловск, посещал мусульманскую библиотеку. Именно он помог юному сироте Сабиту Муканову встать на ноги.

Молодой Магжан Жумабаев, отца которого знал Аблай, также был взят им под опеку. И, когда грянула гражданская война, буквально спас Магжана от колчаковцев Аблай Рамазанов. Идеи автономии Алаш оба приняли искренне: сюда, к Аблаю, из Омска весной 1918-го добрались Миржакып Дулатов, Айдархан Турлыбаев, Жумагали Тлеулин и их соратники.

Об этом можно прочитать в книгах краеведа Кайроллы Муканова.

Разбирая документы в Центральном государственном архиве РК в Алматы, задавалась вопросом: почему при аресте Аблая Рамазанова сотрудники ОГПУ указали: «неграмотен»? Ведь знавшие его утверждают, что Аблай был эрудированным человеком, изучал законы, писал письма, окончил учительскую семинарию-медресе, предположительно в Троицке, и продолжил учебу, бывал в Уфе, Константинополе...

Сомнения окончательно развеялись в североказахстанской Ступинке, благодаря 87-летней Мамыр-апа (супруга Сеильбек-ата, сына Султана Аблаева). Сын Мамыр-апа Аскер хорошо помнит рассказы деда Султана. По его настоянию Мамыр-апа открыла старинный сундук, и вот тогда-то... Из заполненных рукой Султана-ата толстых тетрадей (писал арабской вязью) выпал небольшой газетный лист. Читаю подпись под текстом (арабская графика, казахские слова перемежаются с татарскими): «Аблай Рамазанов. «Вакт», октябрь 1909». Эврика!

Дома не спеша разбираю содержание заметки, поражаюсь точному изложению фактов и стилю казахского корреспондента. Написавший в знаменитую в начале прошлого века оренбургскую газету «Вакт» («Время») Аблай Рамазанов указал свой адрес «Петропавл уезі, Ақмола облысы, Преснау /Преснов/, № 4 ауылынан». Отсюда, из 4-го аула, в 1928-м ему с родными пришлось перебраться в Актюбинск, лишившись всего имущества. Теперь его внуки и правнуки, пригласив старожилов Какимжана Сейтхожина и Кайдара Зикирина, обнаружили кыстау (зимовку) Аблая-ата, мусульманское кладбище (зират), где покоятся его предки, и место аульной новометодной школы, которую основал Аблай-кажы. Это памятное место находится между Семиполкой и Балуаном. Здесь нам навстречу из леса, где пасся табун, вдруг стремительно выбежал жеребенок, доверчивый и трогательный. Все были потрясены, словно дух предков возвестил радостно: «Ну наконец-то!».

Возвращаюсь к заметке на пожелтевшей странице газеты «Вакт». В ней Аблай Рамазанов делится опытом создания джадидской школы: посоветовавшись, наняли выпускника медресе «Усмания» из Уфы Галымжана, собрали детишек, приобрели доски и через полгода, на радость аульчанам, сорванцы знали алфавит, научились читать (язык тюрки) и приступили к чтению книг (арабский язык). Так что, заключает Аблай в статье, не надо слушать тех, кто защищает старый метод обучения (у мулл), поскольку новая методика («усули жадиде») вполне себя оправдывает и дети быстрее обучаются. Цитата: «Усули жәдиденің» пайдасына көзіміз жетті. Мұнан соң мына жұрт құлпырды», т.е., со слов Аблая, степняки радовались и вдохновились, что их детям открыт путь к знаниям!

Такова быль о том, что на земле нынешнего района Шал акына в 1908-1909 годах функционировала степная новометодная школа, открытая на средства и по инициативе Аблая-кажы. Вопрос же, был ли грамотным Аблай Рамазанов, отпал сам собой. Его поступки красноречивее любых доносов и «приговоров». Просветитель, педагог, общественный деятель. Думаю, надо искать его другие публикации.

Отмечу лишь, что заметка вышла в 1909-м (!), задолго до появления национальных журналов и газет («Айкап» и «Казах»), в тот год в Петербурге была издана первая книга стихов Абая Кунанбаева.

Вот такие артефакты сохранились благодаря заботам Мамыр-апа. Я выразила ей благодарность за верность заветам дедов. Может, и у вас в сундуке ждут своего часа ценные раритеты?

На снимке: камень с надписью арабской вязью на старом кладбище близ Ступинки.


Гюльнар Муканова
газета "Северный Казахстан"
"Сокровища из сундука Мамыр-апа"
14.09.19

Поделиться статьёй: