Преподаватели СКГУ имени Манаша Козыбаева пожаловались на значительное сокращение ставок и резкое снижение заработной платы в связи с открытием на базе вуза филиала Университета Аризоны

Напомним, вокруг открытия филиала Университета Аризоны на базе североказахстанского вуза разгорелся настоящий скандал: противники данного проекта утверждали, что в этом американском высшем учебном заведении крайне толерантны к ЛГБТК-сообществу, и опасались, что подобные идеи могут насаждаться казахстанским студентам. Были и другие опасения, в том числе не повлияет ли сотрудничество на требования к местным преподавателям, на условия сотрудничества с ними.

Но и власти региона, и руководство вуза в один голос заверяли, что от прихода американцев будет лучше всем. В итоге в первых числах сентября в Северо-Казахстанском университете имени Манаша Козыбаева торжественно запустили программу по двудипломному обучению совместно с Университетом Аризоны. На торжестве было отмечено, что главный плюс сотрудничества состоит в том , что после завершения обучения казахстанские студенты смогут получить сразу два диплома - и Кozybayev University, и University of Arizona.

Не прошло и месяца, как появились первые жалобы на новую систему преподавания в вузе.

Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала?

Так, старший преподаватель факультета истории, экономики и права Северо-Казахстанского университета, юрист, почетный гражданин города Петропавловска Павел Афанасьев рассказал, что открытие в Петропавловске филиала Университета Аризоны уже отрицательно сказалось на местных педагогических кадрах.

"В этом учебном году в СКУ им. М. Козыбаева на многих кафедрах и факультетах, по многим специальностям (и не только по тем, которые перешли на двудипломное образование, но и по работающим в прежнем режиме) значительно сократилась учебная годовая нагрузка преподавателей. Это привело к снижению заработков, многочисленным увольнениям, сокращениям, уменьшениям ставок и отмене различных надбавок и доплат к окладам (за научное звание, за рейтинг, за общественную работу и других). Выходит так, что американцы вытеснили с местного рынка высшего образования местные, свои, доморощенные, казахстанские кадры. Как та хитро-мудрая лиса выжила доверчивого зайчика из его лубяной избушки в известной сказке", - отмечает Павел Афанасьев.

Он признается, что сам не верил, что так будет, и питал по поводу сотрудничества с американцами "розовые" иллюзии. Но действительность оказалась другой.

"Сейчас многие преподаватели нашей альма-матер оказались буквально в подвешенном положении: и уволить вроде бы тебя не уволили, но перевели на 0,25; 0,5; 0,75 ставки (это называется на языке юристов "изменение условий труда"), выжить на которые в современных реалиях просто невозможно. Такая заработная плата гораздо ниже средней пенсии представителей старшего поколения и наших родителей. Заработная плата преподавателя СКУ с неполной занятостью теперь практически составляет те же 70 тысяч тенге "чистыми" – размер минимальной заработной платы, объявленный президентом РК Касым-Жомартом Токаевым в его Послании народу Казахстана", - сетует Афанасьев.

Он отметил, что количество предметов осталось прежним, и наборы студентов есть, а вот часов недостает.

"Почему так? А все просто - из нагрузки убрали многие ранее оплачивавшиеся часы и виды работ: руководство дипломными работами, руководство производственными практиками студентов и т.д., и т.п. Предметов ты ведешь те же четыре-шесть, а зарплату будешь получать в два и более раз меньшую, чем раньше. Все часы стали аудиторными, и их теперь все нужно "проговаривать", выдавать вербально", - рассказал старший преподаватель кафедры "Правовые дисциплины".

Он подчеркнул, что преподаватели не могут понять, то ли работают еще здесь, то ли уже нет.

"Может ли теперь работодатель требовать от педагога качества и полноценного отношения к работе? Или с не полностью занятого лица и спрос меньший? Мы уже поняли только одно: в СКУ им. М. Козыбаева заработную плату нужно не просто заработать, а еще и выстрадать. И квалификация твоя здесь, образование или опыт работы совершенно ни при чем. Как классный специалист ты никому здесь не нужен. Довольствуйся половиной ставки и скажи еще "спасибо", а лучше – просто помалкивай!", - возмущается Павел Афанасьев.

Он напомнил, что в одном из своих интервью ректор Северо-Казахстанского университета Ерлан Шуланов посетовал, что идею о приходе Аризоны не поддержала большая часть членов профессорско-преподавательского состава вуза.

"Я тогда в эти цифры не поверил. Теперь вижу, что это я, в отличие от большинства, был настроен несколько оптимистично. А зря. Все на самом деле оказалось более печально и мрачно", - заключил Афанасьев.

Америка ни при чем?

Данную ситуацию прокомментировали в Северо-Казахстанском университете имени Манаша Козыбаева. В вузе утверждают, что "реализация проекта с Аризоной не влияет на снижение заработной платы преподавателей вузов".

"Так, с сентября 2022 года на совместных с Университетом Аризоны программах преподают 19 преподавателей. Из них только один преподаватель из Университета Аризоны, и его заработная плата оплачивается Университетом Аризоны самостоятельно. Соответственно СКУ им. М. Козыбаева не имеет с ними трудовых договоров и не перераспределяет на них нагрузку от своих преподавателей. Кроме того, к обучению привлекаются 16 действующих преподавателей университета и два новых, являющихся уроженцами Северо-Казахстанской области. То есть основная нагрузка и оплата целиком ориентированы на свои, отечественные кадры", - подчеркнули в университете.

По данным вуза, оплата труда казахстанских преподавателей осуществляется на основании грантов, полученных за своих студентов, поступивших на их программы. Соответственно их зарплата также не влияет на сокращение нагрузки на других факультетах.

"Университет ежегодно работает над набором студентов. Набор достаточного количества студентов напрямую влияет на формирование объема нагрузки (часы, которые распределятся между преподавателями). В этом году прием составил порядка 1500 студентов (больше, чем в прошлом году). При этом естественным является разный уровень привлечения студентов на различных факультетах. Так, в последние годы хороший набор, к примеру, идет в Институт языка и литературы. При этом факультет истории, экономики и права набирает меньше, чем раньше", - отметили в университете.

По мнению руководства вуза, набор студентов во многом зависит от активности приемной комиссии, куда входят представители всех факультетов. Кроме того, важную роль играют сильные преподаватели, репутация которых положительно сказывается на привлечении студентов.

"К сожалению, на учебный год 2022–2023 на образовательную программу "Юриспруденция" в этом году набор оказался ниже на 44 студента (в 2021-2022 году – 105 студентов). Соответственно, нагрузка была сформирована в объеме 12 ставок на 22 преподавателя. На каждого преподавателя до 0,75 ставки. Что важно, распределением ставок занимается сама кафедра. То есть преподаватели сами между собой решают, кто какую нагрузку возьмет", - утверждают в вузе.

При этом, по информации руководства университета, есть и ограничения, установленные законом. Так, отдельные виды нагрузок могут предоставляться преподавателям, соответствующим законодательным требованиям. Например, руководство научной работой магистрантов может вести преподаватель, имеющий ученую степень и высокорейтинговые статьи (ГОСО высшего и послевузовского образования).

"К примеру, в этом году на кафедре среди 22 работников нет ни одного преподавателя, которые могут взять такую нагрузку. В связи с этим вуз вынужден привлекать преподавателей с рынка труда, хотя теоретически данная нагрузка могла бы остаться за своими работниками. Вместе с тем преподаватели, заинтересованные в компенсировании потерянной нагрузки, лично обратились и получили дополнительные виды работ с доплатами. Таких заявок было две. Все они в процессе оформления", - констатировали в университете.

В вузе также отмечают, что отдельные виды нагрузок, как например, ведение практики, реализуются с привлечением работодателей из реального сектора. Это позволяет повысить шансы на успешное трудоустройство студентов.

"Так, ежегодно от работодателей поступают жалобы на недостаточность практикоориентированности обучения. Ввиду этого оценивание и ведение практики в этом году осуществляется с привлечением представителей производства. Один из хороших кейсов - это опыт директора "Евразия милк", который во время практики лично еженедельно занимается заслушиванием студентов, проходящих практику. Эти студенты имеют практически 100%-ное трудоустройство. Что важно, нагрузка по подготовке и подведению итогов практики сохранена за нашими преподавателями", - заключили в вузе.


Елена Бережная
газета "Неделя СК"
"Заграница нам поможет..."
22.09.22

Поделиться статьёй: