Представители проектного офиса «Қызылжар – адалдық алаңы» организовали пресс-конференцию с участием руководства управления здравоохранения
В последнее время в соцсетях бурно обсуждаются действия местных органов здравоохранения: решение о срочной транспортировке больных коронавирусом из Кызылжарской центральной районной больницы в петропавловские лечебные учреждения, что привело к кончине двух женщин, а также слухи о якобы закрытии кардиохирургического отделения.
Впрочем, желание поставить все точки над «i» вызвало у последних еще больше вопросов...
Никакой солидарности
Решение ответить на волнующие североказахстанцев вопросы, по словам руководителя управления здравоохранения Кабдрахмана Сактаганова, принято в рамках концепции «Слышащего государства» и вызвано появлением в соцсетях резонансных заявлений и обсуждений касательно принимаемых местным ведомством решений по изменениям коечного фонда в период пандемии.
- В последнее время участились случаи, когда на суд пользователей Сетей представляется однобоко изложенная информация в свободной интерпретации авторов. Зачастую последние даже не пытаются получить официальные разъяснения. При этом государственный орган в лице управления здравоохранения при комментировании ситуации оказывается в положении оправдывающегося. Как результат, формируется общественное мнение в деформированном виде, - подчеркнул Кабдрахман Сактаганов. Руководитель управления здравоохранения рассказал, что в период первой волны коронавирусной инфекции суточная госпитализация больных с ковидной пневмонией составляла более 100 пациентов, заполняемость стационаров (при наличии 2245 коек) превышала 90%. В настоящее время коечный фонд составляет 1180 коек, суточный уровень госпитализации не превышает 18 пациентов в сутки, а занятость коек составляет всего 17%. Именно поэтому было принято решение вернуть в строй перепрофилированные ранее стационары для обеспечения основного вида деятельности медорганизаций. Относится это и к Кызылжарской центральной районной больнице, которая в прошлом году была полностью перепрофилирована в инфекционный стационар второго уровня, где лечение проходили пациенты средней степени тяжести, в том числе две женщины, скончавшиеся практически сразу после транспортировки в медучреждения областного центра. Это, по словам руководства управления здравоохранения, необходимо было сделать для того, чтобы «больные получали более квалифицированный уход в медучреждениях первого уровня». Якобы существующее противостояние между управлением здравоохранения и главным врачом больницы Бесколя Александром Кудайбергеновым, о чем не раз писали в соцсетях, Кабдрахман Сактаганов категорически опроверг.
Между тем именно на Александра Кудайбергенова возложили всю ответственность за транспортировку больных из Бескольской ЦРБ в областной центр, апеллируя тем, что только главврач должен был принимать решение о том, кого перевозить, а кого оставить до стабилизации состояния, позволяющего транспортировать больного.
– Все тяжелые пациенты после появления признаков транспортабельности, согласно регламентирующим документам Министерства здравоохранения, утвержденным вице-министром здравоохранения, должны транспортироваться сразу со второго уровня на первый. Вопрос транспортабельности решается и был решен на уровне Кызылжарской районной больницы. О наличии нетранспортабельных пациентов управление здравоохранения руководством Кызылжарской районной больницы не было поставлено в известность для коррекции приказа и оставления инфекционных коек для долечивания нетранспортабельных тяжелых больных до наступления их транспортабельности или выздоровления. Касаясь вопроса транспортировки одной из пациенток в первую городскую больницу, необходимо отметить, что транспортировка по решению администрации Кызылжарской районной больницы была проведена с нарушением всех правил транспортировки тяжелых больных с дыхательной недостаточностью, а именно: на санитарном транспорте марки «УАЗ» в составе шести пациентов одновременно без кислородной поддержки в сопровождении фельдшера. Тогда как должно было быть так: один пациент в специализированном реанимобиле с кислородом в сопровождении врача-реаниматолога,- подчеркнул заместитель руководителя управления здравоохранения Нурлан Айманов.
В ходе встречи он также представил подробный отчет о нарушениях, выявленных в больнице, которой руководит Александр Кудайбергенов. Нурлан Айманов отметил, что такие проверки для оценки деятельности районных больниц проводились по инициативе Минздрава. Мониторинговые группы выезжали во все районы. Нарушения, выявленные в Кызылжарской ЦРБ, заместитель руководителя управления назвал вопиющими. Больше всего нареканий вызвали работа противотуберкулезной службы, слабая настороженность к КВИ, а именно неправильное применение дезсредств, использование просроченных лекарственных средств. Также выявлены факты нахождения медадминистратора на рабочем месте без маски, использования компьютерной техники в личных целях, а именно: просмотра фильмов во время рабочего времени.
Нурлан Айманов обратил внимание участников встречи на то, что Кызылжарская ЦРБ, которая территориально близко расположена к областному центру, является единственной больницей, полностью перепрофилированной под инфекционный стационар. Соответственно, жители Кызылжарского района остались без медпомощи, в том числе узких специалистов и услуг консультативно-диагностического профиля, в результате чего были вынуждены обращаться в медучреждения Петропавловска.
В поддержку слов коллеги глава облздрава Кабдрахман Сактаганов добавил, что за 2020 год из Бескольской больницы уволились 17 человек, что также является поводом для беспокойства.
– Когда мы выясняли, один из тех, кто последним увольнялся, указал причину - "не сошлись характерами". Что это за непонятные объяснения? А такой факт, как смертность пяти младенцев? Когда я приехал разбираться, никто не смог ответить. Три гинеколога, которые, как лебедь, рак и щука, в разные стороны смотрят и никакой солидарности в работе, алгоритма работы нет. Естественно, этим должен заниматься главный врач, - подчеркнул Кабдрахман Сактаганов. Он рекомендовал Александру Кудайбергенову «пересмотреть позицию обиженного» и вернуться в работу.
Сам же главный врач Кызылжарской ЦРБ подчеркнул, что со своей стороны все сделал правильно, исполнив приказ управления здравоохранения.
На пользу пациентам?
Руководитель управления здравоохранения Кабдрахман Сактаганов подчеркнул, что все действия служб были направлены на пользу пациентов, если кто-то будет искать в этом нестыковку или дефект, то их нет.
- Поймите, больные должны лечиться в лучших условиях. Мы вам уже дали исчерпывающую информацию. Мы вам еще раз говорим, что уровни оказания помощи не придуманы нами. Они регламентированы приказом Министерства здравоохранения. Если есть угроза ухудшения состояния, то этого пациента должны забрать на первый уровень, - пояснил Кабдрахман Сактаганов.
Впрочем, каждый ответ чиновников вызывал еще больше вопросов. Солидарность они и коллеги главврача Кызылжарской ЦРБ проявили исключительно в том, что все говорили именно о вине Александра Кудайбергенова.
- Да, приказ, надо переводить, но Александр Эдуардович должен был подумать, что этого больного можно в пятницу вечером перевести, а этого больного я отвезу завтра. Он должен был думать. Он хозяин больницы. А сегодня перекидывать ответственность, что есть приказ, стыдно, Александр Эдуардович. Больно и стыдно. Никогда такого у нас не было, - посетовал главный врач Тайыншинской ЦРБ Анатолий Рафальский.
К слову, один из участников встречи, наш бывший коллега, североказахстанский журналист Павел Притолюк, не считает Александра Кудайбергенова и персонал районной больницы виноватыми в кончине своей матери, которая не перенесла транспортировки. Более того, мужчина говорит, что именно медперсонал Кызылжарской ЦРБ приложил все усилия, чтобы вернуть женщину к жизни.
– Претензий к Кызылжарской районной больнице у меня нет. Когда мама там лежала, ей в достаточном объеме оказывалась квалифицированная медпомощь. Они ее из этого страшного состояния вытащили, она пошла на поправку, аппетит появился, появилось желание жить, стала ходить на ЛФК, лежала одна в палате со всеми удобствами, под заботой персонала. Когда она попала в другую больницу в городе, где была в состоянии домедикаментозного сна меньше суток, отношение было совсем другое, в палате с ней были шесть человек. Это стресс для ковидного больного. Разве можно больных этой коварной болезнью подвергать таким стрессам? - посетовал Павел.
Он задал руководству управления здравоохранения немало вопросов, в том числе интересовался необходимостью такого срочного (в течение суток на 2 февраля 2021 года) закрытия инфекционного стационара в Кызылжарской ЦРБ без возможности долечивания пациентов, одномоментного открытия со 2 февраля в медучреждениях областного центра дополнительных 90 инфекционных коек на фоне имеющихся свободных мощностей новой инфекционной больницы, которая обошлась государству в семь миллиардов тенге...
Изучают обстоятельства...
В итоге было сказано, что точка в данном разбирательстве еще не поставлена. Более того, управлением здравоохранения даже еще не получен протокол обоснования транспортабельности пациентов и разбора транспортировки. Нурлан Айманов отметил, что изучить обстоятельства происшедшего должны специалисты Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности, а также представители Фонда обязательного медицинского страхования.
Вопрос оптимизации
О закрытии инфекционного стационара для оказания помощи пациентам с КВИ с тяжелыми формами заболевания рассказал исполняющий обязанности главного врача первой городской больницы Петропавловска Артем Колесник. Он отметил, что стационар первого уровня рассчитан на 180 коек, 15 из которых - реанимационные. Было время, когда заполняемость коечного фонда превышала 100%.
- На данный момент заполняемость коек составляет 10%, то есть на 180 коек - 18 человек. Эта ситуация хороша для города и области, но не совсем хороша для медорганизации, потому что у нас в лечении этих больных задействовано большое число персонала - 18 врачей, 51 медсестра и 44 санитарки. Они просто не могут работать, обеспечивая уходом и наблюдением 18 человек, четверо из которых - в реанимации. Если дальше ситуация будет складываться подобным образом, мы вынуждены будем пойти на сокращение ставок и отправку в неоплачиваемый трудовой отпуск порядка 30% персонала, - подчеркнул Артем Колесник. Он отметил, что за 2020-й и за два месяца 2021 года у них пролечено более трех тысяч пациентов с КВИ, которые сейчас остро нуждаются в реабилитации. К слову, очередность в этой помощи уже растянулась до апреля и мая. Именно поэтому возникла необходимость вновь развернуть профильные отделения больницы - нейрологическое, терапевтическое и реабилитационное. При этом он подчеркнул, что вопрос о закрытии коронавирусного отделения и перевода больных в другие лечебные учреждения не стоит. Отделение будет сохранено до того момента, пока не вылечится самый последний пациент.
Еще один момент, который вызвал настоящий ажиотаж в соцсетях, прояснил главный врач областной многопрофильной больницы Юрий Белоног. Он рассказал о необходимости реорганизации отделения кардиохирургии и сосудистой хирургии в одно отделение сердечно-сосудистой хирургии, отметив, что речи о закрытии данной службы не идет. Более того, Юрий Белоног заверил, что пациенты ничего не почувствуют и продолжат получать данный вид медпомощи.
– Мы провели анализ работы кардиохирургического отделения за три года. Наблюдались ситуации, когда в отделении не было больных вообще, тогда сотрудников приходилось отправлять в бессрочные отпуска, что, естественно, вызывало определенный негатив. Не углубляясь в экономический анализ, достаточно посмотреть, что доходы отделения по сравнению с расходами существенно ниже, что привело к нарастающему ежегодному убытку отделения с 86 миллионов до 176 в прошлом году. Таким образом, было предложено объединить отделение сосудистой хирургии, где до этого было 25 коек, и отделение кардиохирургии на 12 коек в одно отделение сердечно-сосудистой хирургии на 37 коек. На сегодняшний день в этом объединенном отделении у нас 22 больных, из которых только четверо - кардиохирургические. В результате реорганизации мы получаем условную экономию не меньше 20 миллионов тенге, - подчеркнул Юрий Белоног.
Он отметил, что все врачи остаются на своем месте за исключением заведующего отделением, который сейчас работает старшим ординатором. Высвобожденные две санитарки и две медсестры уже устроены в другие отделения.
газета "Северный Казахстан"
"НЕздоровый ажиотаж..."
11.03.21
Поделиться статьёй: