Представители интеллигенции, науки и образования обсудили предстоящий общенациональный референдум в Северо-Казахстанском областном филиале партии «Amanat»

Участники обсуждения считают, что изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан касаются каждого гражданина страны.

Напомним, что для подготовки к такому значимому событию в области создан штаб по разъяснению предлагаемых изменений в Основной закон страны. К информационной работе подключились, в том числе, ученые и профессорско-преподавательский состав университета имени Манаша Козыбаева, приглашенные на встречу в областной филиал партии и принявшие участие в обсуждении предлагаемых изменений и дополнений в Конституцию.

Как пояснила профессор Жанар Таласпаева, ее лично заинтересовали все пункты конституционных перемен, но в особенности то, как будут избираться акимы областей, районов, как дальше будут решаться вопросы земли, территорий, человеческого капитала.

«Президент Касым-Жомарт Токаев предложил провести общенациональный референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию. Это очень важное решение для всего общества, потому что к обсуждению новых изменений, новых реформ должны подключаться не только депутаты, члены Правительства, но и весь народ, - отметила Жанар Таласпаева. - Создан областной штаб по разъяснению предлагаемых изменений и дополнений в Основной закон страны. Началась информационная, разъяснительная работа, в которой принимают участие ученые, преподаватели нашего университета. Мы готовы отвечать на все вопросы жителей региона».

Важными для всего государства считает инициативы Президента исполнительный секретарь университетского филиала «Болашак» партии «Amanat» Александр Зель.

«Казахстан сейчас меняет полностью модель своего управления. Эту модель взаимодействия власти с гражданским обществом Президент конкретно выразил в двух словах: Вторая республика», - считает Александр Зель.

Не менее важный момент спикер видит в участии в голосовании за поправки в Конституцию всего народа, и это должно быть донесено до сознания каждого гражданина, имеющего конституционное право быть участником референдума.

«Когда мы говорим о новой модели взаимодействия, любой процесс, каким бы он ни был, должен быть основан на определенных правовых нормах, которые должны найти отражение в Основном законе. Наши историки, юристы, правоведы знают, что у нас в стране в ее новой истории проводилось всего два референдума. Это произошло в 1995 году, когда была вынесена на повестку Конституция, по которой мы сейчас и живем, и когда решался вопрос по срокам полномочий Первого Президента», - сказал Александр Зель.

Спикер напомнил, что сам закон о референдуме был принят в 1999 году и, по сути, не использовался как механизм для того, чтобы на демократической основе мы могли непосредственно участвовать в принятии общегосударственных решений. Поправки в нынешнюю Конституцию вносились, но это делалось через Парламент, их было более 60.

Если говорить об основных посылах изменений, там есть 13 главных моментов, на которые нужно обратить внимание. Это и отход от суперпрезидентской формы правления, и делегирование части президентских пол-номочий другим ветвям власти, и переформатирование представительной ветви власти.

«Вы знаете, что у нас двухпалатный парламент, существовала норма представительства от Ассамблеи народа Казахстана в количестве девяти человек в Мажилис. Эту квоту предлагается перенести в Сенат, следовательно, количество депутатов в Мажилисе сокращается до 98. Но и число депутатов в Сенате сокращается с 49 человек до 44, так как Президент будет утверждать в Сенат не 15, а 10 депутатов, в числе этих десяти пять будут представлять Ассамблею народа Казахстана», - разъяснил спикер.

Он также отметил, что заслуживает внимания совершенствование избирательной системы. Она претерпит изменения в связи с переходом на смешанную модель. Раньше депутатов избирали по пропорциональной системе, то есть избиратели голосовали за политическую партию, а партия выстраивала свой список кандидатов - кто пойдет в Мажилис, кто - в маслихаты всех уровней.

Предлагаемая смешанная модель подразумевает и пропорциональную, и мажоритарную систему в процентном соотношении 70 на 30. Тридцать процентов - это те люди, которые будут избираться по территории, по одномандатным округам, они могут быть и членами партии, и самовыдвиженцами. Такой возможности прежде у наших граждан не было. Сейчас она появляется. Соответственно, в Мажилисе из 98 депутатов 69 пойдут по партийным спискам, остальные будут выдвигаться от партии, общественных объединений путем самовыдвижения. Таким образом гражданскому обществу дается возможность максимально влиться в избирательный процесс.

«Необходимо обратить внимание и на упрощение процедуры регистрации политических партий. Президент предлагает снизить порог членства в общественном объединении с 40 тысяч до 5 тысяч для возможности регистрации в Министерстве юстиции в качестве политической партии. Это создает возможность для появления новых политических движений», - сказал Александр Зель.

На встрече в областном филиале партии «Amanat» стороны обсудили грядущие перемены, поделились своим видением, оформили поступившие предложения, сошлись во мнении, что конституционная реформа нацелена на комплексную трансформацию всей государственной модели.


Издательство "Северный Казахстан"
газета "Северный Казахстан"
"Обсудили грядущие перемены"
14.05.22

Поделиться статьёй: