Подходит к концу срок работы первого состава (созыва) общественного совета г. Петропавловска

Общественные советы - это новые институциональные образования, не так давно встроенные в систему местного государственного управления и самоуправления. Они призваны быть посредниками между местными представительными и исполнительными органами власти и населением соответствующих административно-территориальных единиц.

Их задачей является обеспечение постоянной связи органов государственной власти с жителями соответствующих городов, районов и областей, доскональная проработка и выверка проектов будущих маслихатов.

Правовыми основами, регулирующими деятельность общественных советов, являются Конституция Республики Казахстан, законы РК «О правовых актах», «Об общественных советах» и «О доступе к информации».

Как известно, основным показателем демократичности общества является наличие прямой зависимости между законодательством и общественным мнением. Именно общество активно участвует в принятии решений, которые, в свою очередь, на него и будут впоследствии оказывать самое прямое влияние.

Нормой взаимоотношений гражданского общества и власти должен стать конструктивный диалог, направленный на решение существующих и предупреждение возникновения новых социальных проблем. Уже сегодня государство и гражданское общество активно взаимодействуют, используя разные формы и методы. С помощью такой своеобразной обратной связи с обществом власть способна не только слышать, но и учитывать предложения граждан по повышению эффективности управления.

В этом контексте общественный контроль можно рассматривать как форму реализации конституционных прав граждан на непосредственное участие в управлении делами государства через организацию общественного обсуждения и через выработку предложений по совершенствованию управленческих решений, принимаемых на различных уровнях государственной власти и местного самоуправления.

Юридически общественный совет г.Петропавловска - это консультативно-совещательный и наблюдательный орган, в состав которого входят 17 человек - представителей различных организаций и направлений: предприниматели, общественные деятели, государственные служащие, депутаты, ветераны труда, члены неправительственных организаций, молодежные лидеры и почетные граждане г.Петропавловска. В общественном совете действуют четыре постоянные комиссии: по вопросам экономики и бюджета (председатель Ж.Ахметов); по вопросам образования и социальной защиты населения (А.Казанцев); по вопросам здравоохранения, культуры и спорта (председатель Б.Мустафина); по правовым вопросам и молодежной политике (П.Афанасьев).

В работу совета активно вовлекается население, которое участвует в решении различных проблем. За все время работы общественным советом г.Петропавловска проведено около 60 заседаний и 10 публичных слушаний. Наиболее активными членами общественного совета являются А.Липовой, Ж.Искаков, А.Бердагу-лов, К.Мукушев, А.Фо-мин, Л.Орловская, Е.Глотов.

Несмотря на множество мелких препон и несоответствий (недостатки и «белые пятна» в законодательстве, пересечение и дублирование полномочий с маслихатами, недосказанность и недоговоренность положений регламента), нам удалось создать живой организм совета, работающий на общий положительный результат как единое целое. На его заседаниях активно обсуждаются вопросы хозяйственной и экономической жизни города, социально-бытового обеспечения петропавловцев. Все члены общественного совета показали высокую действенность, работоспособность, прикладывали максимум усилий, знания и опыт, обеспечивали полноценную деятельность совета.

Приведу наглядные примеры. Член общественного совета В.Бондаренко неоднократно поднимал вопрос об инженерно-инфраструктурном обеспечении лыжной базы поселка Борки, строительстве Дворца спорта, теннисного центра и второго открытого футбольного поля напротив стадиона «Карасай». Г.Мусабаева проводила обучающие семинары и «круглые столы» по вопросам развития института медиации как одной из примирительных процедур в Республике Казахстан.

С.Худяков обучал нас механизмам открытости бюджетов всех уровней, собирал рекомендации, интервью и предложения по совершенствованию нормативной правовой базы деятельности объектов кондоминиумов, их управляющих структур и самих общественных советов. М. Кожахметов поднимал вопросы комплексной застройки города, соблюдения «красных линий» и единого архитектурного стиля при проектировании зданий, разработки нового генерального плана города и деятельности градостроительного и художественного советов. А.Кайрол-лаев оказывал реальную помощь одиноко проживающим пенсионерам, ветеранам войны и труда, труженикам тыла в поддержании надлежащего облика и содержании их жилищ и дворового хозяйства. Члены совета А.Казанцев и П.Афанасьев входили в состав комиссии по вопросам благоустройства и модернизации города, созданной решением акима города Петропавловска, работали с подрядчиками и производителями работ по устранению допущенных недоделок и явного брака при ремонте улиц и площадей.

Основной же задачей общественных советов является выработка рекомендаций к нормативным правовым актам органов исполнительной власти, которые так или иначе затрагивают права, свободы и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц, создают для них новые обязанности или носят межведомственный характер.

На наших заседаниях рассматриваются проекты бюджетных программ и заслушиваются их администраторы по конкретным статьям расходов и доходов, согласовываются программа развития города и ее целевые индикаторы, изучаются обращения физических и юридических лиц по вопросам совершенствования механизма государственного управления и организации прозрачной работы государственного аппарата, включая соблюдение норм служебной этики государственными служащими.

В основе нашей деятельности учет общественного мнения, обсуждение наболевших проблем, поиск лучших путей их решения. Общественные советы стали диалоговой площадкой, где выражаются различные взгляды и позиции. В итоге вырабатывается общее решение. А это - самая главная наша обязанность и цель.

В преддверии формирования нового (второго) созыва общественных советов мы задаемся вопросом: что мешает повышению эффективности их деятельности? Прежде всего, на наш взгляд, это несовершенство законодательной базы. Как свидетель-ствует практика, ряд положений Закона РК «Об общественных советах» и Типового положения об общественном совете требуют основательной доработки. В частности, необходимо устранить параллелизм и наложение полномочий общественных советов и маслихатов.

Кроме того, до настоящего времени не установлен официальный канал материально-технического обеспечения деятельности советов. Как, каким образом, за счет чего советам приобретать необходимую оргтехнику, бумагу, оплачивать информационные услуги, печатание документов, проведение общественных мониторингов, обеспечивать выездные заседания?

Общественные советы чрезвычайно перегружены, и в силу того, что в наш адрес для рассмотрения и заключения направляются все без исключения нормативные правовые акты, многие из которых, как свидетельствует практика, напрямую не затрагивают права, свободы и обязанности граждан. Только в 2018 году общественный совет города был вынужден рассмотреть их более 50.

При этом не ясно, кто имеет право соотносить положения того или иного НПА с правами, свободами и обязанностями физических и юридических лиц. Например, необходимо ли проводить юридическую экспертизу каждого НПА? Кто это может и должен делать?

Таким образом, мы видим, что необходима выработка на этот счет единых критериев и подходов.

Чрезвычайно важен аспект повышения эффективности деятельности общественных советов через обеспечение постоянно действующей диалоговой площадки с гражданским обществом. Но как, каким образом это делать, если общественные советы не имеют собственных сайтов? Создание же собственных информационных порталов и поддержание их в рабочем состоянии требует значительных затрат. К сожалению, постепенно общественные советы начинают утопать в обилии обязательных многочисленных ежемесячных и других отчетов.

Что касается будущего общественных советов, то хотелось бы надеяться, что, встав прочно на ноги и позиционируя себя в качестве своеобразного института народного и регионального представительства, общественные советы станут по-настоящему надежным инструментом, посредством которого, действуя в тесном контакте с исполнительной властью, можно будет и дальше обеспечивать наиболее оперативное рассмотрение и конструктивное решение неотложных вопросов как экономического, так и социального характера.


Бахытжан Самиева
газета "Северный Казахстан"
"Действенный механизм сотрудничества"
29.01.19

Поделиться статьёй: