Почему в Казахстане при наличии огромных сельскохозяйственных территорий много лет стоит проблема нехватки пастбищных угодий?

Свой ответ на этот вопрос «СК» предлагает депутат Мажилиса Парламента РК, секретарь Комитета по аграрным вопросам Жексенбай Дуйсебаев.

В Казахстане имеется 187 миллионов гектаров пастбищных угодий, из которых используются всего 80 миллионов гектаров. Остальные земли пустуют. В настоящее время 80% сельскохозяйственных животных страны пасутся в пределах и вокруг населенных пунктов, нежели на отдаленных пастбищах. Из-за перенасыщения скотом пастбищные земли в радиусе 5-6 километров от сел деградированы. Это примерно 27 миллионов га. По этой же причине осложнилась зооветеринарная ситуация, которая привела к росту заболеваемости скота.

Необходимость разрешения сложившейся ситуации была обозначена Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». В обращении отмечена важность возрождения отгонного животноводства с учетом новых научных, технологических, управленческих достижений, традиционного ведения отечественного животноводства. Для реализации обозначенных целей необходимо ввести в оборот имеющиеся пастбищные угодья, которые являются природным богатством нашего государства и составляют 70% земельного фонда страны.

Выпас скота – это целая культура

По данным переписи 1913 года, в стране насчитывалось около 93 миллионов голов скота, сегодня - только 33 миллиона. При этом территория страны осталась прежней. О чем это говорит? О том, что раньше пастбища использовались рационально, в согласии с природой. Например, в зимнее время скот пасся на кыстау, весной - на коктеу, летом - на жайлау, осенью переходили на кузеу. Весенние пастбища, богатые лекарственными травами, в период, когда цвели степные травы, являлись наиболее важными. Их особенность состояла в том, что скот в этих местах должен был пастись не более 10 дней, поскольку в этот период трава очень нежная, земля быстро оголяется, и небрежное использование могло привести к тому, что в следующий вегетационный период она могла не плодоносить. Поэтому животным не позволяли пастись на одном и том же месте и использовали технологию пастбищеоборота. Еще одна особенность состояла в том, что летом животные не паслись в полынной местности. За этой травой ухаживали все лето, не давая ее вытоптать, для того, чтобы сохранить эти земли до начала зимы. И только в ноябре, когда земля покрывалась первым снегом и созревала белая и черная полынь, животных пускали на эти земли. У скормленного такой полынью скота вырабатывался стойкий иммунитет к болезням, и он на всю зиму оставался упитанным. В результате поголовье скота равномерно росло, не нарушая баланса природы. Все это указывает на ценность знаний по ведению животноводства, которые передавались из поколения в поколение и становилось национальным достоянием.

Группа депутатов Парламента, основательно изучив и исследовав проблему пастбищ, разработала проект Закона «О пастбищах». Закон был подписан Первым Президентом РК и вступил в силу 20 февраля 2017 года. Такого закона в истории Республики Казахстан раньше не было. Нормы закона позволяют возродить традиции животноводства наших предков.

План - всему голова

Основным нововведением является то, что каждый сельский округ страны должен разработать свой план по управлению пастбищами и их использованию. Далее план рассматривается и утверждается районным маслихатом и регистрируется в органах юстиции. После присвоения регистрационного номера данный документ становится правовым актом.

Кроме того, согласно закону каждый заинтересованный пастбищепользователь вправе участвовать в разработке плана, в собраниях и сходах местного сообщества по вопросам предоставления и использования пастбищ. Нет необходимости обращаться в вышестоящие государственные органы, Закон РК «О пастбищах» дает возможность все решать на местном уровне.

План разрабатывается с учетом информации о количестве пастбищных земель, расположенных в пределах сельского округа, степени их фактической загруженности, а также данных о количестве поголовья скота. На основании этих данных пропорционально распределяются пастбища между пастбищепользователями, имеющими скот, но не имеющими земли для выпаса, и собственниками земель, не имеющими скота. Согласно утвержденному плану, проблема нехватки пастбищ вокруг населенных пунктов должна решаться акимом сельского округа. Предоставление пастбищных земель между районами осуществляется решением областного исполнительного органа, и, соответственно, вопрос межобластных пастбищ по предложению уполномоченного органа можно решить на уровне Правительства.

С учетом уровней

Использование пастбищ можно подразделить на три условных уровня. Первый - это земли в пределах населенных пунктов. Их приблизительно 23 миллиона га. Это земли, находящиеся в государственной собственности, они предоставляются для удовлетворения нужд местного населения по содержанию дойного поголовья сельскохозяйственных животных.

В случаях, когда пастбищных земель вокруг конкретно взятого села не хватает даже для выпаса дойного поголовья скота, согласно пункту 4-1 статьи 84 Земельного кодекса, допускается принудительное изъятие пастбищных земель для государственных нужд.

Пастбища второго уровня - земли в пределах сельских округов. Их общая площадь составляет примерно 60 миллионов га. Это земельные участки различных предприятий, АО, ТОО, КХ, взятые в аренду на 49 лет. Также имеются пастбища и сенокосные угодья, относящиеся к территории лесного хозяйства, и земли в особо охраняемых территориях. Есть также земли вокруг рек и озер. Все они относятся к категориям земель, расположенных на территории сельских округов. У большинства собственников земель отсутствует поголовье, тем не менее они не дают своего разрешения пасти скот на своих землях селянам, у которых имеется поголовье. Согласно Закону «О пастбищах» данную ситуацию можно урегулировать, распределив пастбища между пастбищепользователями и собственниками земель.

Третий уровень - отгонные пастбища. Они полностью находятся в государственной собственности. Их примерная площадь около 100 миллионов га. Однако простой селянин ввиду своего социально-экономического положения не в состоянии самостоятельно вывести свой скот на отдаленные пастбища. Поэтому в соответствии с законом для ведения совместной деятельности при использовании пастбищ пользователи могут образовать объединение пастбищепользователей на основе договора о совместной деятельности. Здесь предполагается, например, объединить в одну отару все поголовье овец, которое есть в селе.

В конечном итоге реализация закона позволит рационально использовать земли сельскохозяйственного назначения. Кроме этого, в законе предусмотрены нормы по коренному улучшению пастбищ. Для этих целей предполагается проведение мероприятий по созданию нового травостоя путем посева высокоурожайных сортов многолетних трав. А применение научно обоснованных подходов в этом деле в перспективе даст возможность оздоровить деградированные пастбища и восстановить пустынные и полупустынные земли.

Долой формализм

Депутаты регулярно проводят мониторинг выполнения принимаемых законов. Членами Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента Республики Казахстан проведен ряд мероприятий по реализации Закона «О пастбищах». Установлено, что реализация норм закона министерством сельского хозяйства, сельскими и районными акиматами до сих пор носит формальный характер. Не принято никаких соответствующих методологических и консультативных мер, отношение уполномоченного органа весьма поверхностное.

С момента вступления в силу Закона «О пастбищах» прошло более двух лет, но проблема нехватки пастбищ до сих пор не решена. Нам, депутатам, хотелось бы, чтобы компетентные органы своевременно выполняли закрепленные в законе обязанности и повышали уровень своей ответственности перед сельчанами.


Жексенбай Дуйсебаев
газета "Северный Казахстан"
"И снова о пастбищах"
11.04.19

Поделиться статьёй: