Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из главных задач современного общества
Патриотизм начинает формироваться в семье, где в сознании человека закладываются образ Родины и личностное отношение к ней, воспитывается ответственное отношение к своей стране, населяющим ее людям, ее интересам.
В современных условиях именно школа стала центром патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно здесь закладывается фундамент дальнейшего интеллектуального и профессионального роста каждого человека. В казахстанской модели межэтнических отношений заложен консолидирующий принцип «Единство через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует политика государства по поддержке этнических языков и культур. Несомненно, учитель - ключевая фигура в подобной системе развития образования. Именно от него, его компетентности зависит формирование будущих поколений образованных, активных казахстанцев. Образовательный процесс и управление им в школе с многонациональным составом организуется на основе культур разных национальностей, направлен на формирование личности, адаптированной к жизни в поликультурном обществе.
Знание истории своего края не только несет интеллектуальную нагрузку, но и обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Большим воспитывающим потенциалом обладают все учебные предметы, особенно те, которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и литературы, музыки. В связи с этим активизируется социально-педагогическая направленность в деятельности школьного музея.
Начинать работу по формированию патриотизма школьников следует с первых лет обучения.
В нашей школе проводятся недели языков народа Казахстана, торжественно отмечаются государственные и национальные праздники, проводятся линейки, конкурсы стихов и рисунков, сочинений, выставки детского творчества, спортивные олимпиады по национальным видам спорта. На внеклассных занятиях наши учащиеся знакомятся с государственными символами РК, флагом, гимном, гербом.
На занятиях по художественному труду учащиеся рисуют народный костюм казахского народа, участвуют в выставке рисунков «Под единым шаныраком», приуроченной ко Дню единства народа РК, с детьми проводятся беседы «Многонациональный Казахстан» ко Дню духовного согласия Республики Казахстан. На уроках физической культуры учащиеся знакомятся с казахскими национальными играми. Невозможно представить патриотическое воспитание без таких праздников, как День Победы, День Независимости, День Конституции, День Республики Казахстан. В сценариях праздников используются стихи о Родине казахстанских авторов. Подобные мероприятия способствуют формированию гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, гордости к его прошлому и настоящему. Все общешкольные мероприятия проводятся согласно плану воспитательной работы школы. Система работы по патриотическому воспитанию учащихся включает в себя три основных компонента: патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий; патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся; патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
Вся работа направлена на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Казахстана, своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за свое Отечество, государственные символы государства, свой народ; долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, реализуемое также на материале учебников и учебных пособий, литературных произведений в урочной деятельности и реализуется через организацию различных видов деятельности школьников, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре, своем родном крае, месте рождения; содержательному знакомству с историей своей семьи, формирование уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно участвовать в нем, проявлять нравственное поведение.
В качестве форм патриотического воспитания используются классные часы: «Государственные символы РК», «Моя семья в военные годы», «Что значит Родину любить?» и др.; беседы по темам: «Мир - наш дом», «Обычаи и традиции», «Друзья познаются в беде или в радости», «Что для меня моя семья?», «Не место красит человека, а человек место»; выставки рисунков на тему «Моя Родина - РК»; конкурсы сочинений, рисунков; экскурсии.
Важно донести до сознания ребенка, что символы Казахстана - это не просто отличительные знаки государства, а это наша история, воплощение многовековой мечты о свободе, независимости народа Казахстана.
Решением акима Северо-Казахстанской области на базе общеобразовательной школы №17 и по ходатайству ассамблеи народа Казахстана Северо-Казахстанской области в 1998 году были образованы национальные отделения.
Обучение проходит в 9 национальных отделениях: армянское, азербайджанское, польское, чечено-ингушское, казахское, корейское, немецкое, татарское и украинское. Школа национального возрождения, являясь культурно-образовательным крылом ассамблеи народа Казахстана Северо-Казахстанской области, вносит свою лепту в национальную политику страны по воспитанию духовного богатства подрастающего поколения казахстанцев. Развитие коммуникативной и поликультурной деятельности учащихся осуществляется через освоение родного языка, познание традиций и обычаев народа Казахстана, создание семейной атмосферы, психологического комфорта и позитивного отношения к жизни.
Модель образовательной деятельности школы национального возрождения определяется концепцией, в которой обозначены базовые ценности и содержание этнокультурного образования, и направлена она на реализацию двух взаимосвязанных задач: воспитание поликультурной, полиязычной личности и формирование казахстанского патриотизма.
Сегодня, когда утеряны многие духовные ценности, особенно важно воспитывать у детей систему нравственных ценностей, в основе которой такие качества, как трудолюбие, честь, порядочность, милосердие, стремление к постоянному самосовершенствованию и обучению, дисциплине. Поэтому в нашей школе работают детские организации «Жас ұлан», «Жас қыран». Наши лучшие учащиеся, уже с начальной школы отличившиеся в школе знаниями и активной деятельностью, были приняты в ряды «Жас ұлан».
Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности патриотического воспитания учащихся школы, достигать положительных результатов. Выпускники школы должны быть высококлассными специалистами, владеющими казахским, русским и английским языками, они должны быть социально активны, мобильны, не бояться перемен и любить свою Родину.
Педагогический коллектив КГУ «Средняя школа-комплекс национального возрождения №17» целенаправленно осуществляет свою работу по патриотическому воспитанию учащихся различных этносов. Наша задача - совместными усилиями школы, семьи, общественности воспитывать молодое поколение - патриотов страны, которые будут с гордостью говорить: «Мы - народ Казахстана».
газета "Северный Казахстан"
"Школа - центр патриотического воспитания"
25.10.23
Поделиться статьёй: