Паломничество в Архистратиго-Михайловский женский монастырь совершил епископ Владимир

Не все знают, что на территории СКО было три монастыря - женская община (с перспективой развития) при храме Всех святых в Петропавловске, Николаевский мужской монастырь в урочище Караоба (сейчас территория Костанайской области) и Архистратиго-Михайловский, или Казанский женский общежительный монастырь в Жамбылском районе. После революции все они были уничтожены, но и сегодня можно найти руины святой обители близ села Пресноредуть.

Не было бы монастыря, да несчастье «помогло»...

В 1857 году в поселке Камышловском Пресногорьковской станицы Петропавловского уезда в семье священника родилась дочь Анна. Окончив училище, она вышла замуж за казачьего офицера Михаила Казина, но в 1890 году есаул скоропостижно скончался. Его жена Анна к своим 30 годам не обзавелась детьми, поэтому после смерти мужа решила посвятить жизнь богу и людям. Она основала на доставшемся в наследство земельном участке женский монастырь. Земля здесь была удобна для хлебопашества и сенокошения, на участке рос березовый лес, в долине располагалось пресноводное, богатое рыбой озеро.

О своем решении Анна Васильевна сообщила благочинному первого Петропавловского округа, священнику церкви в станице Пресновской отцу Никанору Попову. Благочинный, понимая, какие заботы ложатся на плечи хрупкой женщины, предупредил ее о предстоящих трудностях, о заботах и хлопотах по устройству и существованию общины. На это казачка ответила: «Личное мое счастье Господь отобрал, хочу послужить Богу и родному народу. Благословите и помолитесь за меня, грешную».

В 1897 году в березовом лесу неподалеку от поселка Пресноредутского вырыли землянки для участниц женской общины. На строительство пошли все средства от продажи дома в станице Пресновской, помогли отец и брат мужа.

В создании общины огромную роль сыграли соратницы Анны Васильевны - дворянка, дочь офицера поселка Сибирского Наталья Панкова и вдова вахмистра поселка Усердненского Пресногорьковской станицы сестра Лепехина.

По словам очевидца событий протоиерея Георгия Яковлева: «Эти три женщины, две дворянки и казачка... стали трудиться над устройством жизни и счастья других людей. На маленький, светящийся в степи маячок стали стекаться обиженные, униженные, осиротелые и обойденные судьбой русские женщины, и жизнь во вновь возникшей тихой пристани началась по уставу православных русских женских общин».

Центр духовности

Летом следующего года из своего леса были выстроены часовня, вмещавшая до 30 человек, и три деревянных жилых дома. Насельницы распахали и посадили шесть десятин пшеницы, развели большой огород с овощами, заготовили сено и дрова на зиму. Из окрестных казачьих станиц и переселенческих поселков стали поступать пожертвования.

После того как община приютила девочек-сирот, жители Петропавловского, Кокчетавского, Атбасарского, Троицкого уездов, городов Кургана, Шадринска, Челябинска, Омска, Екатеринбурга, Тюмени и даже великий молитвенник земли русской отец Иоанн Кронштадтский стали посылать сюда денежную помощь, книги и одежду. Седьмого ноября 1901 года святейший правительственный синод утвердил «представление Преосвященного Омского Сергия об учреждении женской общины с именованием ее Архистратиго-Михайловскою».

Летом 1902 года был освящен деревянный храм во имя Святой Троицы. В этот же день была пострижена в монахини и возведена в сан игуменьи монастыря настоятельница Анна Васильевна, ее нарекли именем Евпраксия. Ее ближайшие сподвижницы тоже приняли духовные имена.

Помощь императрицы

Монастырь рос. Через 10 лет после его основания игуменья Евпраксия обратилась с письмом к императрице Александре Федоровне: «Монастырь дает приют уже 154 сестрам и призревает 20 девочек, круглых сирот. Содержится монастырь исключительно на средства, приобретенные трудом сестер, из которых большая часть старух немощных, в их числе шесть слепых...». Просьбу о выделении средств на строительство «благолепного» храма и школы царица удовлетворила.

К 1915 году благодаря помощи синода были построены две церкви, часовня, просфорный дом, больница, хлебопекарня, дом священника, баня, трапезная, двухэтажная каменная школа. Монастырь обзавелся сельскохозяйственной экономией, расположенной у озера за версту от усадьбы, там была ветряная мельница, каретная и кирпичная мастерские, кузница, большое количество лошадей, дойных коров и быков. Была куплена паровая молотилка. Монастырь имел мельницы в станице Звериноголовской и Петропавловске, содержал подворье в Омске и Кургане. У самого дома игуменьи вырос большой сад, где собирали крыжовник, клубнику, малину, яблоки.

Огромную территорию березового леса окопали глубоким рвом. К центре сделали высокую насыпь, по которой приезжали гости, шли богомольцы со всей округи. Мужчин в монастыре было двое - священник и дед-мельник, ловивший рыбу для общины в озере.

- Это был крупный женский монастырь с хорошо организованным и налаженным хозяйством, - рассказывает член Союза архитекторов Казахстана Александр Листопадний. - На его территории располагалось множество строений. Среди них дома с кельями, ткацкая и иконописная мастерские, гостиница для паломников. Монастырь напоминал небольшое отдельное государство. Для безопасности он был огорожен рвом и высокой оградой. Внутри находились дом священника, два храма – деревянный и каменный. Монастырь был неким центром духовности.

Монахини из казачьих семей несли послушание в рукодельных группах, иконописной мастерской, чеботарне, просфорне, работали доярками, птичницами, сеяли и убирали хлеб. В храмах монастыря шли ежедевные богослужения.

Деятельность старых монахинь была строго регламентирована. Одна занимала должность казначея, другая несла ответственность за внутренний распорядок службы, третья руководила хором.

Трагический финал

Игуменья с сестрами с огромной тревогой восприняли октябрьские события 1917 года. Монахини стали свидетелями жестоких боев между казаками Сибирского корпуса и красноармейцами пятой армии осенью 1919 года. Игуменье Евпраксии было ясно, что близится конец делу всей ее жизни. Но пока шла гражданская война, у богоборческой власти не доходили руки до расправы с монастырем. В феврале 1921 года началось Западно-Ишимское восстание казаков и крестьян против Советской власти. Оно было безжалостно подавлено регулярными частями Красной Армии.

В конце зимы монастырь был захвачен пресногорьковской частью особого назначения (ЧОН). Обвинив монахинь в том, что они снабжали оружием повстанцев отряда есаула Ивана Дурнева, чоновцы арестовали игуменью Евпраксию и монахиню Феофанию, несущую послушание монастырского казначея. Матушку Евпраксию и Феофанию увезли и расстреляли на льду озера Церковного у Макарьевки. Ночью тела расстрелянных были тайно захоронены молодыми монахинями на территории обители. Никто не знает, где покоится их прах.

Убийцы монахинь известны, некоторые из них занимали впоследствии руководящие должности в окрестных селах.

Впоследствии монастырь был разграблен. В одной из его построек была устроена социалистическая сельхозартель «Труд». Позже был открыт детский дом для детей «врагов народа», который просуществовал до 60-х годов прошлого века.

Из книги «Пресногорьковские были» С.Н. Виниченко: «…от всего огромного комплекса монастырских зданий остались лишь стены двухэтажной школы и первый этаж дома для священника. В 33 саженях от этого дома на запад высится большой холм – все, что осталось от некогда великолепного храма во имя Святой Троицы. В его стенах в 50-е годы располагалось здание клуба. Где-то здесь, на церковном погосте, покоится прах есаула Казина и невинно убиенных монахинь. Вид, открывающийся с гребня, который был выбран в 1897 году для строительства монастыря, очень красив – глубокая долина, озеро, привольная лесостепь».

Увидеть все это своими газами можно и сегодня. Для этого паломникам достаточно приехать в Жамбылский район СКО в село Пресноредуть.


по информации Петропавловской и Булаевской епархии
газета "Северный Казахстан"
"Святыня Пресноредути"
17.07.18

Поделиться статьёй: