Оркестр русских народных инструментов Северо-Казахстанской филармонии им. Ақана сері провели выступление

Может кто-либо представить кино без музыки? Мнение оркестра русских народных инструментов Северо-Казахстанской филармонии им. Ақана сері однозначно: «Музыка - душа кино…». Коллектив мастеров игры на балалайках, домрах и других инструментах, выступив в главной роли, представил свое прочтение киномузыки, глубокое и впечатляющее по содержанию.

Конечно, музыканты не предлагают отключить звук при просмотре кинофильмов. А наоборот, включить его погромче, чтобы понять, как органично мелодии, реплики и действия героев соединяются для создания того или иного образа или эффекта. А нам остается только смотреть и слушать, расставляя акценты и реагируя на происходящее и услышанное, благодаря музыке, эмоциями.

Итак, с помощью музыки и оркестра русских народных инструментов под управлением его художественного руководителя С.Зелепухина мы окунулись в душевную атмосферу кино, вспомнив понравившиеся фильмы. Увертюра Птичкина к кинофильму «Два капитана» - это романтическая история с элементами детектива по одноименной повести Каверина. Как тонко подчеркнуты искренние чувства главных героев: дружба, любовь. Песня «Гляжу в озера синие» в исполнении А.Малиновской на музыку В.Афанасьева, конечно же, напомнит о захватывающих своим трагизмом событиях 20-х годов прошлого века - установление советской власти на селе и коллективизация из сериала «Тени исчезают в полдень». По одной только мелодии и задушевным словам можно узнать, о чем был фильм, и подпеть солистке знакомые и легко ложащиеся на душу слова: «…зову тебя Россиею, единственной зову… спроси, переспроси меня, милее нет земли…». Вся страна тогдашнего Союза при звуках этой песни собиралась у экранов телевизоров.

Соло домристки А.Пинжениной при исполнении ею и оркестром саундтрека Г.Свиридова к фильму «Метель» по повести А.Пушкина так увлекло, что забываешь обо всем, мыслями и чувствами устремляясь в танце за движениями и душевными переживаниями действующих лиц. Так же трудно представить, как бы воспринимались фильмы комедийного плана без музыки - «Веселые ребята», «Небесный тихоход», «Мой милый доктор». Песни «Мама», «Слушай» из «Ангела в тюбетейке» - результат кинематографического союза А.Зацепина и Л.Дербенева - прозвучали в версии солистов филармонии А.Симоновой и Р.Мустафина (в фильме исполнял сам Е.Серкебаев).

Как всегда, популярен «Служебный роман» с музыкой А.Петрова, которой дышит этот кинохит, такой же легкой, окрыляющей, как и в фильме «Укрощение огня». Андрей Петров - один из самых известных и любимых композиторов советского кино. Но ему одинаково удавалось писать не только для кинофильмов, но и симфоническую музыку, оперы, музыку к драматическим спектаклям и произведения для музыкального театра. То есть, напоминает автор проекта «Музыка - душа кино» С.Зелепухин, тщательно подходя к выбору материала, киномузыку писали серьезные композиторы. В главных музыкальных ролях - солисты филармонии А.Акимов («Этот большой мир» из к/ф «Москва-Кассиопея» на музыку В.Чернышова), В.Калинин (песня Остапа из «12 стульев», композитор Г.Гладков), М.Красноголовая (танго «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки» и А.Зацепин), А.Симонова («Как я тебя ждала» авторства С.Трофимова - из «Железнодорожного романа»).

У каждого киношлягера, прозвучавшего на концерте филармонии под аккомпанемент оркестра русских народных инструментов, - своя история, которой можно заинтересоваться. Например, легко узнаваемая музыка из французского фильма «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли. Если вам что-то говорит имя французского композитора румынского происхождения Владимира Косма: в активе скрипача и дирижера, делавшего аранжировки для Леграна, более 200 кино-музыкальных произведений, а в качестве основы для своих музыкальных тем он использует обработки румынских народных мелодий.

«Его произведения завоевали первые места на Каннском кинофестивале и дважды были удостоены премии «Сезар» за лучшую музыку к кино» - это сказано о Жорже Гарваренце, сочинившем всем известную мелодию Une vie d'amour из к/ф «Тегеран-43». Композитор долго работал над музыкой к фильму прямо в кабинете режиссера Владимира Наумова, а музыкальный портрет он писал с исполнительницы главной женской роли актрисы Наталии Белохвостиковой. «Я буду смотреть на нее, представлять ее героиню и сочинять музыку на пианино. Я чувствую, что это поможет». И родился шедевр! Именно он остался в памяти и душах миллионов - такую аудиторию собирали кинотеатры - зрителей. Думается, и Р.Мустафин помог восстановить в памяти слушателей этот гимн вечной мелодии любви. Из таких же оставшихся на слуху музыкальных тем - исполненные тончайшей глубины чувств «Шербурские зонтики» М.Леграна (А.Симонова в роли героини), мелодия танго легендарного аргентинского композитора, певца, актера Карлоса Гарделя, которая звучала в фильме «Запах женщины», под которую большинство женихов и невест всего мира танцуют свой свадебный танец. А в программе «Музыка - душа кино» его эффектно представил дуэт Ларгиной и Оленчука из студии бального танца «Доминанта».

Или услышанная спустя время песня «К сыну» М.Таривердиева, не вошедшая, к большому сожалению любителей лирических песен, в сериал «17 мгновений весны». Она должна была звучать как лейтмотив переживаний советского разведчика. Но остались в кадре - на него можно смотреть вечно! - глаза, взгляд гениального актера В.Тихонова. Все сказано без слов благодаря музыке. В ней - боль, тоска, тревога, любовь. Понимаешь, как трудно было солисту А.Акимову исполнять эту песню под оживающие с экрана незабываемые мгновения…

Так происходило с каждой песней, звучащей со сцены. Из фильма «Ва-банк» в аранжировке В.Пинженина, баяниста оркестра, - саундтрек польского композитора Генрика Кузьняка. Интересно, как Виталий работал над композицией, перенося ее для русских народных инструментов, если сам Кузьняк, по его словам, «специально расстраивал некоторые инструменты, чтобы они немного фальшивили, чтобы передать звучание неидеального ресторанного оркестра - чтоб в фильме было как в жизни». Это далеко не единичный случай, когда музыка не воспринимается отдельно, а тесно связана с персонажами и сюжетом. Как и ранее уже исполнявшаяся оркестром композиция из «Пиратов Карибского моря» (композитор Клаус Бадэль).

Многие любители экранных мелодий несомненно отметят увертюру к фильму «Женитьба Бальзаминова» на музыку Б.Чайковского. И здесь вклад в кинематографическую музыку внес серьезный классический композитор. А музыканты оркестра творчески разрешили проблему с передачей необычайно легко, на грани стаккато звучащей мелодии, где изюминкой стало соло на ксилофоне Д.Кабаковой. Или попурри из мелодий к фильму «Человек-амфибия», ставших настоящими шлягерами, все знали и пели, может, и не зная, что автор музыкальной темы - А.Петров.

Слушали и пели, сопереживая и углубляясь в богатый духовный мир создателей высокохудожественных шедевров, одновременно напитываясь всем лучшим и светлым, а музыка начинала играть в их жизни главную роль...


Алма Абильмажинова
газета "Северный Казахстан"
"В главной роли - музыка"
23.11.23

Поделиться статьёй: