Олег Мураенко - единственный из задержанных в конце 90-х годов серийных убийц был приговорен к смертной казни

Доказать его причастность к шести убийствам женщин в Петропавловске было трудно. Но сотрудникам управления внутренних дел СКО удалось добыть столько доказательств вины преступника, что ни у судьи, ни у прокурора не возникло вопросов.

«Ален Делон» не говорит по-французски

И дежурный адвокат, и полицейские вспоминают, что Олег Мураенко был высоким и симпатичным парнем. Адвокат вообще описала его, как эдакого Алена Делона местного разлива, которому нравится порисоваться перед женщинами. Наверное, поэтому ни одна из шести его жертв не почувствовала опасности, когда встретила Мураенко на ночной улице Петропавловска. Но внешность была обманчива. Красавчик впервые был осужден в 17 лет, а к 25 годам имел уже три судимости за кражи и разбои.

В колонии он нашел отличное применение своим садистским наклонностям, пристроившись в добровольное общество “Совет правопорядка”. В ночь с 19 на 20 ноября Мураенко вместе с такими же активистами забил насмерть прибывшего по этапу заключенного, который отказывался вступать в этот самый Совет. Еще трое заключенных тогда отделались многочисленными переломами ребер, берцовых костей и повреждениями внутренних органов. ЧП случилось в учреждении 164/8 в селе Новоукраинка Айыртауского района СКО.

Уголовное дело, возбужденное по факту этого ЧП, с 1998 по 2000 годы дважды незаконно направлялось судом на дополнительное расследование и дважды по протесту прокуратуры возвращалось в суд. А пока суд да дело, Мураенко 20 мая 1999 года был выпущен на свободу и вернулся домой в Петропавловск. Перед судом за это преступление он ответит позже, когда его руки будут уже по локоть в крови.

Первой жертвой Олега Мураенко стала молодая женщина, которая 13 марта 2000 года во втором часу ночи возвращалась домой из кафе.

«Красивая девушка, она даже мертвая симпатичная была. У нее дочка осталась. Если присмотритесь, то увидите следы на шее – это странгуляционная борозда, след от удушения», - начальник оперативно-криминалистического управления Игорь Семенов показывает сохранившиеся у него черно-белые снимки с осмотра места происшествия. На фото, несмотря на неподобающее, по современным меркам, качество, можно рассмотреть след от ботинка, отпечатавшегося на нежной женской коже. Зверь уперся ногой в грудь своей жертвы, чтобы потуже затянуть узел на шее.

«Дело случая. Они гуляли семьей в кафе «Мастер и Маргарита», 8 марта отмечали. Все родственники толпой проводили ее до кожвендиспансера. Хотели дальше пройти, но она отказалась, там во двор зайти оставалось, всего метров 300-400, и в этом промежутке он перехватил ее», - вспоминает Семенов.

Преступник оставил след

В отличие от Лютова, который забирался к женщинам домой, когда бродил по ночному Петропавловску, или Кричиневского, который караулил своих жертв днем на пустынных городских окраинах, Мураенко нападал на беззащитных женщин в разных местах и в разное время суток. После нападения в марте в районе кожвендиспансера Мураенко в апреле задушил еще одну женщину. Он встретил ее на улице ночью и предложил проводить до дому. Обаятельного попутчика женщина пригласила к себе «на чашку чая».

В качестве удавки Мураенко использовал любые попавшиеся вещи, будь то платок или поясок, а также пускал в ход нож или топор. Многие петропавловцы помнят дерзкие нападения на продавцов магазинов, которые совершались буквально незадолго до их закрытия. Мураенко убивал быстро, укладываясь в короткие промежутки, пока не было покупателей. Забирал продукты, спиртное, конфеты, снимал с убитых женщин дубленки и украшения. Его жертвами стали шесть женщин, в том числе две проститутки, которые работали на трассе и проводили время в кафе, где останавливаются поесть шашлык дальнобойщики.

И неизвестно, сколько бы длился кровавый пир убийцы, если бы его не остановили полицейские. В отсутствие свидетелей эту «серию» сотрудники «убойного» отдела начали раскручивать благодаря мизерному, почти невидимому следу, который Мураенко оставил на застежке сумочки первой убитой им женщины. Этот крохотный фрагмент с папиллярными линиями, который жирным пятном высветился на солнце, когда найденную сумочку взял в руки криминалист, в лаборатории потом «примеряли» днями ко всем десяти пальцам рук Мураенко.

«Не то, что сейчас, когда у нас компьютер, и мы можем загрузить изображение и запустить поиск, - вспоминает полковник Семенов. - Тогда изучать дактокарты приходилось вручную с лупой, чтобы найти участок, где папиллярные линии совпадают с тем малюсеньким фрагментом, отпечаток которого мы нашли на сумочке. Мы его дактокарту дней пять-шесть изучали. Глаз буквально «плыл».

В результате было установлено, что отпечаток на сумочке убитой женщины совпадает с отпечатками Мураенко. Кроме того, в доме у него и у его знакомых нашлись вещи, снятые с убитых. И задержанный, припертый к стенке доказательствами, рассказал обо всех совершенных преступлениях, показав, как и где он убивал женщин. Когда в суде, спасая свою «шкуру», он пошел «в отказ», тщательно собранные неопровержимые доказательства вины преступника не позволили ему уйти от ответственности.

«Суд длился долго. Мураенко, которому светила высшая мера, отказался от показаний, данных на предварительном следствии, признав только одно убийство в районе кожвендиспансера. Председатель коллегии по уголовным делам областного суда Казыкен Досанов даже приходил тогда к нам в лабораторию и просил показать, как выглядела сумочка с фрагментом отпечатка пальца, как мы высвечивали этот отпечаток, чтобы разглядеть, как мы фотографировали его. Журнал посмотрел, нет ли каких-нибудь исправлений, пока не убедился, что нет фальсификации, что все честно, открыто и прозрачно», - вспоминает Семенов.

Мураенко приговорили к исключительной мере наказания. Он немного не дожил до моратория на смертную казнь и оказался последним североказахстанцем, в отношении которого смертный приговор был приведен в исполнение. Это случилось в 2002 году.

Статья «Смертная казнь» есть, а казней нет

В Уголовном кодексе РК и сегодня есть статья 47, которая предусматривает смертную казнь. В ней говорится: «Смертная казнь - расстрел как исключительная мера наказания устанавливается за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании».

Смертной казни в Казахстане не могут быть подвергнуты люди, совершившие преступления в возрасте до 18 лет, а также женщины и старики после 63 лет.

У преступников, которые были приговорены к исключительной мере наказания, по закону есть время для обжалования приговора. Поскольку приговор приводится в исполнение не ранее чем по истечении одного года с момента его вступления в силу. После введения президентом Республики Казахстан моратория на смертную казнь исполнение приговоров было вообще приостановлено. Если же мораторий будет отменен, то ожидающие исполнения приговора смертники могут быть расстреляны не ранее чем по истечении одного года после отмены моратория на исполнение смертной казни. Так велит закон.

Также в УК РК говорится, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный срок с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы чрезвычайной безопасности. Лица, приговоренные к смертной казни, в случае отмены моратория на исполнение смертной казни имеют право ходатайствовать о помиловании независимо от того, ходатайствовали ли они об этом до введения моратория или нет.

За время существования независимого Казахстана в стране было приведено в исполнение 536 смертных приговоров. Мораторий на смертную казнь, до которого не дожил Мураенко, расстрелянный в 2002 году, был введен 17 декабря 2003 года. Тогда исполнение всех приговоров об исключительной мере наказания было приостановлено, а с 1 января 2004 года вместо смертной казни упырей всех мастей стали приговаривать к пожизненному заключению. Указ президента был направлен на гуманизацию уголовного законодательства, которая с тех пор и продолжается.

Сейчас отбывают пожизненное заключение 124 человека, в том числе 26 ранее приговоренных. По данным, которые имеются в свободном доступе, пожизненно лишенные свободы преступники содержатся в учреждении уголовно-исполнительной системы в Костанайской области, тюрьма эта называется «Черный беркут». Они содержатся в отдельных камерах, а не в отрядах, как в колониях средней безопасности. Применение условно-досрочного освобождения к «смертникам», которых помиловали, заменив казнь на пожизненное лишение свободы, по закону не предусмотрено. А вот те, кто получил пожизненное, а не был приговорен к расстрелу, могут рассчитывать на освобождение после 25 лет заключения.

Данных о том, как приводились в исполнение смертные приговоры, в свободном доступе нет. Зато есть статистические данные по количеству приговоренных к смертной казни до введения моратория (1997-2001 годы). По данным Центра правовой статистики при Генеральной прокуратуре РК, к смертной казни в 1997 году был приговорен 61 преступник, в 1998 – 63, в 1999 году – 63, в 2000 году – 40 преступников, в 2001 году – 39. Всего за эти пять лет к смерти были приговорены 266 упырей, из которых 150 были казнены, 27 амнистированы. Остальные либо умерли сами от болезней, либо свели счеты с жизнью, не выдержав муки от ожидания исполнения приговора.

Правозащитники не сходятся во мнениях относительно необходимости смертной казни. Одни предлагают отменить ее вовсе, другие, напротив, призывают дополнить статьи, за которые предусмотрена исключительная мера наказания, предлагая расстреливать не только за терроризм и военные преступления, но еще и за наркоторговлю, педофилию и коррупцию. Когда в 2016 году обсуждалась новая редакция Уголовного кодекса РК, тогдашний заместитель генерального прокурора РК Иоганн Меркель выразил позицию разработчиков закона, сообщив: «Что касается полной отмены смертной казни, мы, конечно, как разработчики, никогда на это не согласимся».

Разговоры об отмене моратория на смертную казнь регулярно возникают в обществе, когда совершается очередное резонансное преступление. Североказахстанцы, например, требовали расстрелять педофила Зуденкова, который зверски убил маленькую девочку. Но упырь жив и даже рассчитывает на условно-досрочное освобождение, ссылаясь на примерное поведение. Впрочем, таких нелюдей, как правило, на свободу досрочно не выпускают. Например, тот же Лютов, о котором мы писали в предыдущих номерах «Недели СК», тоже в 2015 году обращался с просьбой об УДО, но суд его ходатайство отклонил.

По справедливости, наверное, такие преступники не имеют права на жизнь. По словам директора НИИ уголовно-процессуальных исследований и противодействия коррупции КазГЮУ Марата Когамова, Казахстан не пошел по пути полной отмены смертной казни, поскольку большинство населения нашей страны считает этот шаг преждевременным. Смертная казнь остается в законодательстве многих стран мира. Она отменена в таких государствах Западной Европы, как Италия, ФРГ, Франция, в Скандинавских странах и в Австралии. В США казнь применяется в 37 штатах.

В том, что серийные убийства в Петропавловске не растянулись на годы, огромная заслуга сотрудников полиции. Благодаря их профессиональному мастерству и самоотверженности были спасены десятки жизней, а преступники были задержаны и получили по заслугам. Истории, которые вспомнили полковники Кайрат Касымбеков, Игорь Семенов, Асан Мейрамов и подполковник Сергей Плясунов, по-моему, достойны того, чтобы о них рассказывали молодежи во время экскурсий в музее департамента полиции СКО.

Спасибо начальнику департамента полиции Марату Тулебаеву и руководителю пресс-службы Мадине Балгашуковой за оказанную помощь в подготовке этой серии публикаций.


Зауре Жумалиева
газета "Неделя СК"
"Серийный убийца был расстрелян"
17.09.20

Поделиться статьёй: