Одной из злободневных проблем является непрекращающиеся факты коррупционных проявлений в сфере государственных закупок

Из 104 зарегистрированных в 2019 г. Антикоррупционной службой СКО фактов уголовных правонарушений 11 приходятся на сферу госзакупок.

Как минимизировать коррупционные риски в данном направлении, говорили участники совещания, среди которых были представители департамента внутреннего государственного аудита по СКО, прокуратуры, филиала НПП «Атамекен», руководители местных исполнительных органов, администраторы бюджетных программ.

Как отметил модератор встречи - руководитель проектного офиса «Қызылжар-адалдық алаңы» Амангельды Сатанов, несмотря на то, что процедуры госзакупок и соответствующий закон неоднократно менялись, процесс не стал более открытым и прозрачным. «До сих пор система госзакупок не обеспечивает доступ более квалифицированных подрядчиков и не повышает доверия к процедурам закупок. Нет равного доступа к госзакупкам для всех желающих, не защищены права каждого участника. По-прежнему есть ситуации, когда тендер подогнан под конкретного поставщика, который соответствует данным условиям. То есть через техническую спецификацию можно отсечь нежелательных участников: поставить такие требования, под которые будет подходить только тот поставщик, который нужен», - отметил выступающий.

На 2020 год управлением финансов акимата СКО на сферу государственных закупок заложено порядка 145 млрд. тенге. «Такой оборот бюджетных средств обоснованно представляет угрозу, связанную с наличием коррупционных рисков», - подчеркнул руководитель департамента по противодействию коррупции Ернар Баянгазин.

По его словам, наиболее распространенными криминальными схемами по-прежнему остаются незаконное лоббирование интересов конкретных поставщиков, латентные махинации с технической спецификацией, подписание фиктивных актов.

Так, Антикоррупционной службой была раскрыта схема хищений, осуществлявшаяся должностными лицами управления финансов области, которые тщательно готовили конкурсную документацию под «своего» поставщика. Ущерб бюджету составил более полумиллиарда тенге. Как следствие, потенциальные поставщики не смогли принять участие в госзакупках, лишившись возможности равной конкуренции. Результатов не дала и инициированная предпринимателями проверка - конкурсных нарушений выявлено не было.

Другим примером служит уголовное дело в отношении директора филиала РГП на ПХВ «Казводхоз». Согласно «нехитрой» преступной схеме филиал предприятия «Казводхоз» заключает договор о выполнении каких-либо работ, но возложенные обязательства поставщик фактически не выполняет, а руководитель, вступив в преступный сговор с поставщиком, совершает хищение бюджетных средств, предназначенных в качестве оплаты за выполненные услуги.

В результате преступных действий ущерб государству составил свыше 6 млн. тенге.

Также нередко Антикоррупцион-ной службой фиксируются схемы заключения дополнительных соглашений на годовую сумму запланированных закупок.

«Так, если договор о госзакупках из одного источника исключает конкуренцию среди поставщиков в пределах от 100 до 500 МРП, то заключение дополнительных соглашений совершенно лишено любых ограничений для коррупционных взаимоотношений. Что и было выявлено в Мамлютской санаторной средней школе-интернате. При публикации объявлений о госзакупках ею была указана сумма в 1,9 млн. тенге за проведение ремонтных работ, при этом поставщик выигрывает с суммой почти вдвое меньше заявленной – 1 млн. тенге. Для бюджета подобная экономия несет положительный эффект, однако спустя два месяца сумма договора увеличивается в несколько раз», - отметил Ернар Баянгазин.

В целях предотвращения нерационального использования бюджетных средств с ноября 2019 года Антикоррупционной службой начат мониторинг данных веб-портала «Единое окно закупок». Камеральным анализом было охвачено порядка 10 тысяч заказчиков и более 130 тысяч пунктов запланированных госзакупок.

Согласно выгрузке по Северо-Казахстанской области отмечено 3 807 пунктов с превышением цен, допущенных 127 администраторами бюджетных программ. При этом львиную долю составляют районные отделы образования, школы, детские сады.

Так, по завышенной цене в 2019 году были запланированы закуп учебников районными отделами образования, проведение ремонтных работ в организациях образования области и города.

К примеру, в средней общеобразовательной школе эстетического воспитания №8 г.Петропавловска завышена цена при осуществлении 7 закупок. В случае замены оконных блоков в школе была осуществлена закупка из одного источника путем прямого заключения договора с РГП на ПХВ «Енбек-Оскемен» на сумму 60 млн. тенге. Превышение медианной цены составило 25%.

Аналогичный пример - закупка из одного источника путем прямого заключения договора отделом ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Петропавловска с филиалом «Енбек-Кызылжар» на декоративно-отделочные работы на сумму 52,5 млн. тенге со значительным завышением медианной цены.

По поручению акима области департамент внутреннего госаудита проверил госзакупки по наиболее подверженным коррупционным рискам сферам: пассажирский транспорт и автодороги, энергетика и ЖКХ, строительство и архитектура, здравоохранение и образование. Всего проверено 3100 артикулов. С нарушениями выявлено 530. К дисциплинарной ответственности привлечено 91 лицо.

В качестве одной из причин столь многочисленных нарушений также отмечено проведение госзакупок из одного источника. В этой связи глава региона поручил прекратить необоснованное проведение закупок из одного источника и осуществлять их через конкурентную среду. В текущем году закупки способом из одного источника сократятся в два раза.

По инициативе Агентства по противодействию коррупции совместно с Министерством финансов РК утвержден План мероприятий по решению вопросов, связанных с устранением коррупционных рисков в сфере госзакупок. «Его реализация позволит установить запрет на участие в госзакупках компаниям, чьи руководители уличены в коррупционных махинациях, внедрить механизм проверки на добропорядочность ответственных за процесс закупок и другие меры», - резюмировал Ернар Баянгазин.

Чтобы процесс госзакупок был более открытым и прозрачным, участники совещания в ходе обсуждения данного вопроса предлагали ежеквартально публиковать информацию о проведенных госзакупках товаров и услуг в соцсетях и официальных интернет-ресурсах; утверждать Планы госзакупок с привлечением общественности, членов специальной мониторинговой группы, проектного офиса.


Татьяна Шейкина
газета "Северный Казахстан"
"Больная" тема - госзакупки"
18.01.20

Поделиться статьёй: