Пожалуй, только ленивый в этом году не ругал сферу общественного транспорта Петропавловска в социальных сетях

Нас возмущает отношение водителей, которые позволяют себе курить прямо в кабине или слушать матерные шедевры шансона, мы недовольны грязью на чехлах, окнах, полу, хамством некоторых кондукторов, а еще графиком движения в выходные. Некоторые радели за тех, кто по другую сторону сидений: 16-часовой рабочий день шоферов, их «маленькие зарплаты» и условия работы...

Как показывает практика, если население активно обсуждает какую-то тему, значит, впереди ее ждут большие перемены. Именно о них шла речь на площадке проектного офиса «Қызылжар – адалдық алаңы» на прошлой неделе. На встречу собрались перевозчики, представители акимата Петропавловска и журналисты.

Недоступная среда?

Да, в сфере общественного транспорта Петропавловска за текущий год произошел ряд изменений и нововведений.Все это отражено в “Дорожной карте по обновлению подвижного состава общественного транспорта в городе с 2019 по 2021 годы”. По заверению властей и перевозчиков, в 2020 году планируется обновить 28 единиц подвижного состава, в 2021 году – 29 единиц. То есть наш пассажирский транспорт помолодеет на четверть, это крайне отрадно.

Но начать я хочу с другого. Заведующая отделом политической работы СКОФ партии «Nur Otan» Гульнара Халыкова на встрече рассказала о мониторинге, который провели партийцы еще в начале года.

- Партией реализуется проект «Будущее без барьеров». С 8 по 21 января текущего года была проведена республиканская акция по доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями. В ходе мероприятия в Петропавловске были обследованы 16 автобусных маршрутов (это более 100 транспортных средств), - рассказала Г. Халыкова. - Как показали результаты мониторинга, общественный транспорт областного центра лишь частично адаптирован для данной категории лиц. Среди проблем, которые выделяют представители маломобильных групп населения, - узкие входы и неудобные ступени, узкие проходы между сиденьями, отсутствие карманов для инвалидных кресел, малая вместимость пассажиров и, как следствие, переполненность автобусов, недостаточная оснащенность транспортных средств подъемными устройствами для инвалидных кресел, колясок, нехватка ориентирующих устройств как внутри, так и снаружи автобусов (это тактильные указатели, звуковые информирующие сигналы, электронные информационные табло, кнопки связи с водителями, расположенные в зоне досягаемости пассажиров с инвалидностью, и т.д.). Отсутствие подъездов к остановкам, предполагающих безопасную и комфортную посадку в автобус, например, высокие бордюры, сточные ямы, лужи в период дождей, наледь в зимний период. Можно бесконечно долго перечислять те средовые барьеры, которые делают труднодоступным городской автотранспорт для перевозки пассажиров с инвалидностью.

Она напомнила, что Закон РК дает этой категории граждан право на первоочередную посадку, выделение специальных мест в передней части автобуса для пассажиров, имеющих инвалидность, и пассажиров с детьми.

- Среди положительных моментов хочется отметить голосовое объявление остановок. На некоторых автобусах имеется подсветка номера маршрута. Система «Умный город» имеет мобильное приложение «Infobus», что значительно облегчает передвижение по городу. Хотя, должна отметить, не все инвалиды владеют современными технологиями, - заключила представитель партии.

Особые автобусы для особенных людей

Доступность автобусов для инвалидов-колясочников - это отдельная тема для обсуждения. В Петропавловске по 101 маршруту двигается несколько автобусов, оборудованных подъемными устройствами, на маршруте №7 имеются три низкопольных автобуса, совсем недавно парк пополнили еще четыре специальных автобуса на маршруте №9. Но проблем от этого, как показывает практика, меньше не стало.

- Посадка в автобус с подъемником колясочников составляет в среднем шесть минут. Данный факт, со слов водителей и представителей компании перевозчиков, срывает им график маршрута. Иными словами, если человек в инвалидной коляске окажется на остановке, велика вероятность того, что водитель не посадит его в свой автобус без предварительной команды диспетчера. Однако информации на остановках с номерами диспетчерской попросту нет. Кроме того, наши остановки не приспособлены для посадки и высадки таких пассажиров. Ни один автобус не может вплотную подойти к остановочному павильону, особенно в зимнее и дождливое время. Однако в данном случае возникают вопросы уже к представителям отдела ЖКХ, - заключила Гульнара Халыкова.

- Я тоже участвовала в проведении данного мониторинга. По транспортным средствам, которые предназначены для провоза инвалидов-колясочников, конечно, это должно быть. Мы над этим работаем, - ответила Галина Семенова, председатель Ассоциации «СКО Автотранс-портный союз». - На сегодняшний день четыре автобуса на маршрут №9 зашли, у которых задняя площадка опускается. В приложении «Infobus» мы обозначили такие автобусы специальным значком, чтобы инвалиды могли посмотреть заранее. Эти автобусы дороже стоят, чем обычные (вместо четырех мы могли купить пять обычных). Но поэтапно постараемся, чтобы на каждом маршруте хотя бы один такой автобус появился. Для начала я думаю, что это будет хорошей помощью для маломобильной группы населения.

Единичные случаи

На мой вопрос о том, стали ли колясочники чаще ездить на городском пассажирском транспорте с появлением новых автобусов, перевозчики честно признались, что это по-прежнему единичные случаи. И только подготовленные физически граждане готовы пользоваться такой услугой (камнем преткновения является все та же инфраструктура, ведь до остановки еще нужно добраться из наших многоэтажек без пандусов, бордюров без съездов и т.д.).

Оксану Борисову наши кондукторы знают хорошо. Девушка - выпускница интерната имени Шакшакбаева, на своей коляске она каждый день (!) ездит на тренировку в Борки уже давно. Занимается лыжными гонками, поэтому силы в руках ей не занимать, но и они иногда не спасают. Тут на помощь приходят водители, кондукторы и горожане.

- В нашем городе нет такого автобуса, который был бы полностью приспособлен к перемещению инвалида-колясочника, - признается Оксана. - На маршруте №7 есть три машины с низким полом, они ездят регулярно, я уже приспособилась. Для меня это обычное явление, это нормально. Поскольку я тренируюсь, то я еще пользуюсь маршруткой номер 5, иногда автобусом №16. Взаимоотношения с кондукторами, водителями автобусов у меня хорошие, потому что пользуюсь я общественным транспортом практически каждый день, все водители меня знают в лицо. Они даже паркуются так, чтобы мне было удобно подняться по ступенькам. Некоторые водители сами выходят и помогают поднять или спустить коляску. Кондукторы тоже очень отзывчивы. Все поддерживают.

Еще в офисе на встрече у меня возник вопрос: насколько целесообразно тратить огромные суммы на специальные автобусы для колясочников, если можно было бы развивать социальную службу «Инватакси». В этом меня поддержал представитель ассамблеи народа Казахстана СКО Салимхан Сабитов, добавив, что важно было бы расширить сферу действия такой социальной службы, ведь сегодня список пунктов назначения такого такси ограничивается ЦОНом, поликлиникой, а вот, например, на рынок или в театр оно не повезет... Пока этот вопрос остается открытым, хотя поднимался и раньше.

- Ваш билетик... то есть карточку

Главное новшество, которого ждут (а некоторые, если честно, немного боятся), - это внедрение безналичного билетирования в петропавловских автобусах.

- Система электронного билетирования находится у нас на изучении, этим вопросом мы занимаемся около полугода, - рассказала Галина Семенова. - Эта система внедряется поэтапно. Она требует существенных затрат, которые лягут на плечи предприятий-перевозчиков, на сегодняшний день ведутся переговоры с компанией «Казинтерсофт». Эта компания нашла инвесторов, которые могут зайти в город и поставить электронное оборудование. Но одно из условий этой компании и предприятий-перевозчиков - субсидирование пассажирского транспорта и компенсация за льготный проезд отдельных категорий граждан. Одним перевозчикам непосильно ввести эту систему. Должна быть совместная работа с акиматом. На данный момент в горакимате создается рабочая группа по расчету тарифа, чтобы понять, каким он должен быть на сегодняшний день. Нужно будет закладывать в бюджет средства. Естественно, мы будем подтверждать количество провезенных пассажиров. Если мы будем получать реальные доходы, тогда будем и двигаться в плане обновления и улучшения качества обслуживания.

- Общественный транспорт – это один из важных вопросов у нас в городе. В ближайшее время в общественном транспорте ожидается полная перезагрузка, - добавил заведующий сектором пассажирского транспорта отдела ЖКХ города Петропавловска Дастан Казиев, добавив, что в тестовом режиме Халык банк внедрил безналичный расчет на пяти маршрутах, а в настоящее время идут переговоры с другими банками. - Кроме того, в настоящее время у нас идут расчеты по 2020 году по обновлению автопарка, есть два метода: через государственно-частное партнерство или СПК приобрести. На следующий год запланировано выделение денег из бюджета на эти цели. Сумма будет известна позже.

Д.Казиев отметил, что в этом вопросе изучают опыт Кокшетау, где цифровизация и обновление в сфере пассажирского транспорта идут полным ходом уже год. Он подчеркнул, что рассматривается и их опыт по внедрению льготного проезда для инвалидов всех групп, матерей-одиночек и других представителей социально уязвимых слоев населения. Вот на эти цели предположительно и пойдут субсидии из бюджета, которых так ждут перевозчики.

- На сегодняшний день мы, предприятия пассажирского автотранспорта, как и в целом предприятия нашей сферы по всей республике, испытываем финансовые трудности. В связи с тем, что с 2017 года объявлен мораторий, которым запрещено повышение стоимости проезда в городском общественном транспорте. С этого времени стоимость топлива выросла на 40%, подорожали также горюче-смазочные материалы, запасные части, автошины, коммунальные услуги. Также мы зависим от погодных условий, в зимний период наши затраты значительно увеличиваются. И при сегодняшнем тарифе 80 тенге мы имеем картину, которая часто подвержена критике населения, - отметила председатель Ассоциации «СКО Автотранспортный союз». - В силу того, что не хватает финансов, хромают техническое состояние и внешний вид. Мне бы хотелось, чтобы население нашего города, журналисты все-таки объективно смотрели на нашу сферу. Мы социально значимая сфера, но с учетом удорожания всех составляющих, влияющих на тариф, мы не можем себе позволить самостоятельно решать финансовые вопросы.

От автора

Понятно, что инфраструктра города хромает на обе ноги... и руки. И даже на голову иногда. Еще понятнее, что сразу за один месяц и даже год исправить отвратительные подъезды и спуски с остановок, затапливаемые водой, покрывающиеся ледяной коркой, невозможно. Как и поменять таблички на павильонах с указанием действующих маршрутов. И уж тем более заменить все наши «зайчики» и ПАЗики на комфортабельные автобусы. Сделать наш областной центр приспособленным для людей с особенными потребностями за короткое количество времени тоже будет крайне трудно.

Но каждый из нас может вот что для начала: улыбаться пассажирам, а не рычать на них, помогать друг другу подняться или выйти из автобуса, если позволяют силы, передать за проезд деньги, если кто-то ограничен в перемещении и не может добраться до водителя. А еще все мы должны понять, что за удовольствие комфортно жить, есть или вот ездить нужно платить. И еще учиться новому формату обслуживания (если электронное билетирование к нам все-таки придет) тоже придется каждому из нас, независимо от возраста или привычек.


Наталья Чумакова
газета "Северный Казахстан"
"Общественный транспорт. Перезагрузка"
10.10.19

Поделиться статьёй: