Общественники Петропавловска раскритиковали действовавшую несколько лет «Программу развития города»

На прошедшем общественном совете они подняли вопросы модернизации лифтового хозяйства, налоговых поступлений автомобилистов и рассмотрели проект бюджета на предстоящую трехлетку.

На повестке дня - два вопроса: внесение изменений в «Программу развития города на 2016-2020 годы» и проект бюджета Петропавловска на предстоящие три года. К слову, изменения в программу развития вносятся ежегодно. В конце периода власти подводят итоги, анализируют достигнутые индикаторы и вместо планируемых вносят реальные цифры.

Однако такое положение дел не устроило представителей общественного совета города. Уж слишком много замечаний последовало к докладу руководителя городского отдела экономики и бюджетного планирования Жанболата Батырбекова.

Так, предлагалось изменить показатели семи индикаторов, по которым ведется оценка развития областного центра. Два первых показателя – «Организация общественных работ» и «Организация социальных рабочих мест» - не достигли планируемых цифр, зато увеличилось число созданных рабочих мест. По объективным причинам, пришлось вносить изменения в четвертый индикатор, касающийся библиотек и других мест организаций культуры. В силу известных обстоятельств посетители не могли их посещать, а потому показатели оказались ниже запланированных. Аналогичная ситуация и с посетителями мест развлечений. Здесь вместо 105 процентов достигли показателя только 85.

Шестой индикатор - уровень обеспеченности инфраструктуры противодействия ЧС - также был изменен в сторону снижения с 90 до 80 процентов. Из-за уменьшения финансирования произошло снижение доли объектов кондоминиума, требующих капремонта.

Последний пункт особенно заинтересовал общественников. Член общественного совета Кайсар Сарсенбаев рассказал, что к нему обратились жители восьми высотных домов Петропавловска. Последние несколько лет они испытывают неудобства из-за работы лифта. Он часто ломается, а то и вовсе не работает. В итоге людям, которые проживают на верхних этажах, домой приходится подниматься пешком. А ведь там живут не только молодые и здоровые, но и семьи с детьми-инвалидами.

- В этом году финансирование было снижено, планировали отремонтировать два дома. Отремонтируем в следующем году. Сейчас уже не сезон. Проблема эта известна, сейчас на областном уровне эта заявка на республику подготовлена и подана, - сказал Жанболат Батырбеков.

Однако членов общественного совета возмутило такое халатное отношение к насущным проблемам населения. Тем более когда выяснилось, что заявку подали только в ноябре. Бейбит Мустафина предложила молодому человеку самому попробовать несколько раз подняться на верхний этаж и на себе испытать все трудности, которые ежедневно приходится преодолевать жителям многоэтажки.

- Вы должны сами по этим домам проехать, посмотреть, как люди поднимаются. Сами поднимитесь и поймите, как люди с инвалидными колясками друг другу помогают, - подчеркнула Бейбит Мукушевна.

А председатель общественного совета Бахытжан Самиева отметила, что проблемы лифтового хозяйства поднимаются на заседаниях совета уже не в первый раз. О них говорили не только действующие его члены, но и предыдущий созыв. Однако прошло столько времени, а вопрос до сих пор не решился.

Ж. Батырбеков пояснил: чтобы закрыть потребность, требуются большие финансовые вложения. Областному бюджету такие траты не по силам. Возвратных средств не хватает, а при этом проблему можно решить только при участии в «Программе модернизации».

Как выяснилось, в этом году по программе не был отремонтирован ни один дом. Это возмутило члена общественного совета Павла Афанасьева.

- В очереди на модернизацию стоит большое количество домов. Неужели возвратных средств не хватает, чтобы отремонтировать хотя бы один из них? Там расчеты сделаны на разные суммы, - сказал общественник.

В итоге член совета Сергей Худяков предложил обсудить модернизацию ЖКХ отдельным вопросом на одном из заседаний. При этом он рекомендовал пригласить туда представителей управления энергетики, которые непосредственно защищают поданные заявки.

- Нужно подумать над тем, что мы будем делать в городе и в области, когда технадзор начнет останавливать лифты, - сказал С. Худяков.

НЕ ТАК, КАК НАДО

Не только индикаторы, но и сама программа вызвала у общественников бурное обсуждение. Впредь, если подобные программы будут создаваться, они предложили не вносить в них изменения в конце года, корректируя показатели задним числом, а просто делать отчеты по соответствующим пунктам. Сейчас видны только цифры, сложившиеся на данный момент, нужно же оценивать динамику развития города в разрезе нескольких лет.

- Сегодня индикаторы определяются показателями, сложившимися во время пандемии. Мне кажется, это совершенно не логично. Я предлагаю, чтобы индикаторы были оценены за последние три года до пандемии. Это будет средний показатель, - сказала член общественного совета Бейбит Мустафина.

А общественник Александр Казанцев и вовсе раскритиковал программу. Он рассказал, что много лет занимался программами развития города. Их всегда выстраивали по конкретным разделам, в число которых входил реальный сектор экономики, то есть промышленность, переработка, строительство, инфраструктура, энергетика, транспорт и так далее.

- Так вот, пораздельно сегодняшняя программа не выдерживает никакой критики. Там нет ни слова о развитии той же промышленности, развитии энергетики. Нет перспектив. Проще всего и ближе всего строительство. Мы видим реальный фундамент, реальные коробки, значит, это движется. Но и в этом разделе программой надо предусмотреть, сколько квадратных метров будет введено в этом году, сколько в следующем. И что это позволит понять, какое количество семей получит квартиры, - сказал А. Казанцев.

При этом он отметил, что инженерная инфраструктура в программе вообще остается в стороне. И даже в проекте генерального плана к ней нет никакой привязки.

- Объекты нарисовали, коробки прилепили, а откуда что поведем, сколько нужно тепла, сколько гигакалорий - никто ничего не считал. Откуда это берется и как должна развиваться энергетика, чтобы это обеспечить? Это вообще в стороне осталось! Почему нет этого в программе развития города? – возмутился А. Казанцев. Он добавил, что логично было в конце программы обозначить ресурсы и источники финансирования. Тогда всем все будет понятно, развитие можно будет отследить в динамике, а не говорить об индикаторах, которые измеряются в процентах.

В итоге общественники решили внести рекомендации, чтобы последующие программы развития строились по принципу, который озвучил А. Казанцев.

РАССМОТРЕЛИ БЮДЖЕТ

Следующий вопрос – бюджет на предстоящие 2021-2023 годы. Планируется, что в следующем году он составит порядка 16 млрд. тенге. Из них 50 млн. тенге хотят выделить на покраску фасадов многоэтажек, 25 – на подсветку зданий, 10 – на установку детских игровых площадок. Кроме того, 52 млн. тенге планируется потратить на обустройство ливневой канализации. По миллиарду направят на выкуп земельных участков для нужд города и на обеспечение жильем отдельных категорий граждан. В 110 млн. обойдется бюджету освещение города, в 20 млн. – содержание и эксплуатация дорожных знаков. Запланированы средства и на ремонт дорог, щебеневание улиц, озеленение, уборку снега и другие траты.

Часть бюджета пополнят налоговые поступления от автомобилистов. Этот вопрос особенно заинтересовал общественников. Дело в том, что по сравнению с предыдущим годом транспортный налог уменьшился почти в два раза - более чем на 400 млн. тенге.

Докладчик связывает это с оттоком авто из региона, а также завершением работы департамента госдоходов по поиску должников. Как известно, последние два года многим автовладельцам приходили извещения на уплату налога за проданные автомобили. Например, кто-то продал своего «железного коня», а новый владелец не зарегистрировал его должным образом на себя. В результате образовывалась налоговая задолженность, ведь определенный срок налоги за такой автомобиль никто не платил. Эта работа фактически завершилась, а значит, в этом году автовладельцы платили только налоги за текущий период.

Кстати, порядка 270-280 млн. тенге приносят в казну только владельцы автомобилей с объемом двигателя четыре и более литра. Таких транспортных средств в Петропавловске 787 единиц. В среднем в год каждый из них платит налог порядка 350-400 тысяч тенге.

Члены общественного совета предположили, что есть и такие автовладельцы, которые не платят налог. Они оформили автотранспортные средства на инвалидов или ветеранов, которые от уплаты налога освобождены. Докладчик подтвердил, что ранее были случаи, когда на инвалидов оформляли даже по нескольку автомобилей. Согласно же действующему законодательству, теперь таким образом можно оформить только одну машину. Однако подобные данные у докладчика отсутствуют.

Возмутило общественников и то, что в городе слишком много автомобилей на иностранных номерах. Они не платят налоги и не участвуют в содержании дорожной сети, которую используют. Однако каким образом повлиять на них - предложений не поступило.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"О насущном и наболевшем"
24.12.20

Поделиться статьёй: