О дифтарифе, фасадах и школьных столовых говорили на очередном заседании общественного совета

У общественников накопилось множество вопросов по каждому из этих пунктов. Но главной темой, конечно, стало внедрение в автобусах электронного билетирования.

ПРИМЕРЫ ЕСТЬ

Заместитель руководителя городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бахыт Ильясов рассказал присутствующим, каким образом шла подготовка к новой реформе.

Он отметил, что электронное билетирование внедряется в областном центре для увеличения налоговых платежей и улучшения обслуживания пассажиров, а также для достижения прозрачной работы перевозчиков и усиления контроля оказанных услуг пассажирских перевозок. Сейчас ведется организационная работа по внедрению этой системы. Она инвестируется компанией города Алматы. Так, в 2017 году эта фирма уже наладила электронное билетирование в Алматы, Нур-Султане (2018 г.), Кокшетау, Атырау (2019 г.) и в Семее (2020 г.).

Согласно законодательству тариф дифференцируется по решению местного исполнительного органа. И, прежде чем выдвигать какие-то предложения, акимат изучил опыт других городов Казахстана. Так, например в Нур-Султане дифтариф составляет 180/90 тенге, Атырау – 150/80, Костанае - 150/80, Кокшетау – 150/70, Семее - 140/70, Павлодаре - 120/80 тенге за проезд. Так что Петропавловск не «изобретает велосипед», устанавливая разную стоимость при оплате наличкой и расчете карточками.

- Чтобы ускорить внедрение электронного билетирования и стимулировать население на оплату, эта разница должна быть однозначно, чтобы жители быстрее приобретали карты. Стоимость одной карты, которая будет действовать бессрочно, составит 400 тенге, - рассказал Бахыт Ильясов.

80 и 130

Прежде чем дифференцировать тариф в Петропавловске, комиссия запросила у перевозчиков данные в соответствии с методикой расчета оплаты на оказание услуг пассажирских перевозок и багажа по регулярным маршрутам. По расчетам перевозчиков, тариф на городские перевозки был представлен в размере 205 тенге - именно столько составляют реальные затраты перевозчиков, согласно предоставленным ими документам. Однако такую сумму комиссия посчитала слишком высокой.

В результате было внесено предложение принять тариф на регулярные городские перевозки при безналичной оплате посредством транспортных карт в размере 80 тенге, для детей от 7 до 15 лет – 40 тенге. А вот для тех, кто будет рассчитываться наличкой, – 130 и 65 тенге соответственно для взрослого и ребенка. Проект постановления был размещен на портале для обсуждения и внесения предложений, а также отправлен в различные общественные объединения. Так, например, Северо-Казахстанская ассоциация строителей, отвечая на запрос, отметила, что поддерживает переход на электронное билетирование, но считает, что разрыв в оплате должен составлять не более 10 процентов, а стоимость электронной карты должна быть не более 200 тенге. Остальные организации не предъявляли никаких замечаний и предложений не выдвигали.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВЫГОДНА ВСЕМ

Ответил Бахыт Ильясов и на некоторые часто задаваемые вопросы, которые горожане оставили на портале открытых НПА, где проходило обсуждение проекта. Например, петропавловцев возмущал тот факт, что платить придется больше за то же некачественное обслуживание. Ведь автобусы как были старые, так старые пока и остаются. Им ответили, что если они будут пользоваться электронной картой, то и стоимость проезда останется прежней.

При использовании электронных карт будет доподлинно определен пассажиропоток на общественном транспорте, что позволит выявить реальную выгоду перевозчиков и увеличить налоговые поступления в бюджет. А как следствие - операторы будут работать прозрачнее и появятся предпосылки для обновления автопарка. Пока же перевозчики только жалуются на то, что работают себе в убыток. Однако при первых попытках определить пассажиропоток выяснилось, что на одном из маршрутов (4А) доход занижали в полтора раза.

Пока представители акимата не могут назвать даже примерные цифры, какой доход планируется получить перевозчиками от электронного билетирования и оплаты наличными. Все покажет установка валидаторов. Они предполагают, что, возможно, некоторые маршруты, которые сегодня считаются убыточными, таковыми на самом деле не будут. И это подтвердят соответствующими документами. А значит, электронное билетирование покажет, кого нужно субсидировать, а кого нет.

Кстати, Петропавловск - чуть ли не единственный город страны, где общественный транспорт вообще не имеет никаких субсидий. Представители власти не исключают, что такие маршруты будут. Но их будет не так уж и много. К тому же именно благодаря электронному билетированию перевозчики смогут предоставить в акимат все необходимые документы, подтверждающие убыточность маршрутов, которые позволят им претендовать на субсидии.

МЫ ЭТО ПРОХОДИЛИ

В защиту электронного билетирования выступил и член общественного совета Владимир Козлов.

- Если мы никогда не сталкивались с электронным билетированием, то нам очень сложно его понять. У нас в парке аттракционов электронное билетирование работает уже два года. Проблемы были только в первый месяц, - рассказал Владимир Иванович. – Когда мы объявили о вводе электронного билетирования в соцсетях, в течение трех дней у нас были и простые билеты, и карточки. Еще месяц наш народ привыкал. А потом все пошло достаточно гладко. У электронного билетирования есть много плюсов. Себестоимость карты - 218 тенге, при том что карта выполнена из высочайшего материала и будет служить не один год и не пять лет, а гораздо дольше. Кроме того, из всех точек, где можно пополнить карту, все сведения сразу же будут уходить в департамент госдоходов. Когда человек сел в автобус и отметился, то каждая единица автотранспорта уже получит свой доход непосредственно по прокату. Это самая умная система, которая будет у нас построена по отношению к автобусному парку.

Что касается темы новой системы в старых автобусах, то, по мнению Владимира Козлова, переживать за это не стоит. Во-первых, системы легко можно переставить с одного автотранспортного средства в другое, а во-вторых, член общественного совета считает, что в городе в течение полутора-двух лет обновится весь автобусный парк.

- Это я гарантирую, потому что утайка дохода была в полтора раза (это то, что мы знаем, а в реальности может быть и больше). Так что перевозчики, чтобы удержаться на маршруте, будут обязаны покупать новый автотранспорт, - сказал Владимир Козлов.

И вообще, член общественного совета уверен, что само действие дифференцированного тарифа будет актуально недолго, буквально месяц-полтора. Затем все жители поймут, насколько выгодно пользоваться картой, а как невыгодно ее забывать, и наличный расчет вообще перестанет существовать.

Уже в ближайшее время, а именно: к концу октября, в городе будут определены пункты реализации карт. Карточки будут продавать в самых людных местах: киосках, супермаркетах и т.д. А пополнить их можно будет через любое приложение. Проблем по замене карт тоже не будет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ

А вот член общественного совета Виктор Бондаренко выступил с предложением ввести льготы на проезд для студенческой молодежи. Студенты написали письмо, адресованное всему общественному совету, с просьбой рассмотреть такую возможность. В других городах Казахстана, кстати, есть такие примеры.

По словам Бахыта Ильясова, вопрос льготного проезда студентов можно будет рассмотреть отдельно на общественном совете. Но это дополнительные траты, которые должны быть изначально заложены в местный бюджет при его утверждении. Так что, возможно, студентам и удастся помочь, хотя бы отдельным категориям. Студенты ссылаются на высокую стоимость аренды жилья, которая дешевле в отдаленных районах города. Однако после ввода в эксплуатацию общежитий университета проблема решится сама собой. Снимать жилье уже не придется, а корпуса учебного заведения будут располагаться в шаговой доступности, так что и траты на проезд можно будет почти исключить.

ОДНОЗНАЧНО УТВЕРДИТЬ

- Сегодня большинство транспорта, на котором ездит наше население, себя изжило. Автобусы страшные, грязные. А тариф 80 тенге - самый низкий в стране. Сегодня то, что мы подаем в руки водителям, можно приравнять к сокрытию государственных налогов, поэтому считаю, что представители ЖКХ все правильно рассчитали. Начинать всегда трудно. Сколько людей - столько и мнений. Поэтому мы сейчас это предложение поддержим, а возникающие вопросы и предложения будем рассматривать с акиматом в рабочем порядке, - сказала член общественного совета Бейбит Мустафина.

Также члены совета порекомендовали представителям акимата лучше вести разъяснительную и информационную работу. Даже у них возникло множество вопросов, касающихся электронного билетирования. У простых людей их гораздо больше. И на все желательно дать ответы.

В итоге члены общественного совета единогласно поддержали предложение представителей акимата по поводу ввода дифференцированного тарифа в сумме 80/130 и 40/65 тенге соответственно при электронном и наличном расчете на детский и взрослый проезд.

НАВЕДЕМ КРАСОТУ

Общественность Петропавловска может предлагать варианты оформления фасадов многоэтажных домов областного центра. Предложения рассмотрят на архитектурном совете и, если найдут их целесообразными, воплотят идею в жизнь при наличии средств в местном бюджете. Например, недавно на одной из многоэтажек города появился мурал Абая.

Об этом рассказали во время обсуждения вопроса, касающегося ремонта и оформления фасадов многоэтажных домов города Петропавловска.

А член общественного совета Сергей Худяков предложил разместить перечень домов, которым будут реставрировать фасады, на сайте акимата, подобно очереди на установку площадок или асфальтирования. Также, по его словам, необходимо разработать единую концепцию оформления города. Ну и включить в акт приемки работ председателей. Ведь любой из них заинтересован, чтобы работа на его доме была выполнена качественно.

ДАЙТЕ РАБОТАТЬ ШКОЛЬНЫМ СТОЛОВЫМ!

Подняли на общественном совете и вопрос о работе школьных столовых. Как известно, в республике разрешили работу дежурных классов для детей начального звена. Там соблюдаются все необходимые меры безопасности. При этом столовые не работают, а дети вынуждены питаться всухомятку, принося с собой на уроки чипсы, колу и другие вредные продукты для перекуса. Конечно, главным контролером в этом вопросе должны стать родители. Однако представители школьных столовых города Петропавловска просят разрешить им работать, чтобы обеспечивать питанием хотя бы тех школьников, которые посещают учебные заведения. В свою очередь, последние обещают соблюдать все необходимые санитарные требования. Иначе здоровье школьников будет подорвано, да и сами столовые простаивают, не имея возможности заработать. Работники уходят, а сфера остается без профессионалов. В школах огромные столовые, которые с легкостью смогут вместить в себя несколько потоков учеников таким образом, чтобы они в обязательном порядке соблюдали социальную дистанцию, считает председатель общественного совета Бахытжан Самиева.

- Сейчас эти вопросы прорабатываются. Однако такие меры послабления принимаются не на местном уровне, а Главным санитарным врачом республики. Этот вопрос нужно согласовать и с управлением образования, - сказал главный санитарный врач Петропавловска Асет Жуматаев.

А члены общественного совета решили направить рекомендацию на имя Главного санитарного врача страны с предложением открыть школьные столовые.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"О дифтарифе, фасадах и школьных столовых..."
15.10.20

Поделиться статьёй: