Новым путем в подготовке кадров для своего предприятия решило пойти ТОО «Радуга», инициировав создание КИПРа - колледжа инновационного профессионального развития

Современный рынок труда предъявляет новые требования к подготовке специалистов для разных отраслей. В последние годы в Северо-Казахстанской области активно развивается производство, открываются новые предприятия, которые нуждаются в специалистах разного профиля, зачастую узконаправленного, айтишного, поэтому в регионе назрела необходимость в обучении таковых.

Восполнить кадровый «голод»

ТОО «Радуга» с широким ассортиментом своей продукции давно вышло за пределы нашей области. Перечислять все, что выпускает сегодня предприятие, нет смысла. Думаю, в каждом доме североказахстанцев есть их товары.

ТОО постоянно открывает новые производства, расширяет перечень выпускаемой продукции, поэтому ему постоянно требуются новые рабочие кадры. Нередко те, кто приходит «с улицы» или сразу после окончания среднеспециальных учебных заведений, подолгу вникают в суть производства, учатся работать на новом оборудовании, не хватает знаний и опыта работы. Именно для того, чтобы восполнить кадровый «голод», руководство «Радуги» приняло решение самостоятельно обучать тех специалистов, которые им требуются. Так родилась идея создания КИПРа - колледжа инновационного профессионального развития.

Как рассказала директор колледжа Татьяна Мишкина, до его открытия у предприятия был учебный центр, где готовили и переподготавливали кадры для своего производства в рамках государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек». Подготовка осуществлялась по 11 квалификациям, шесть из которых предполагали обучение работников для производства полимеров, две - по пищевому направлению, а также в центре готовили слесарей, маляров, торговых представителей и маркетологов. Однако такая краткосрочная стратегия не давала ожидаемого результата.

– Идея КИПРа родилась не вчера. Мы долго к этому шли, прогнозировали ситуацию на рынке труда, наблюдали за тем, какие люди приходят работать в компанию, как долго мы ищем сотрудников, как тяжело идет отбор кадров, поэтому когда руководство ТОО «Радуга» выдвинуло идею открыть колледж, она нашла поддержку и одобрение, - рассказывает Татьяна Викторовна.

Тернистый путь

По ее словам, дорога к созданию колледжа легкой не была. У ТОО есть опыт профориентационной работы со школьниками Кызылжарского района. Для этого предприятие заключило меморандум о сотрудничестве с районным отделом образования, в рамках которого «Радуга» в течение двух лет приглашала к себе на предприятие детей. Во внеурочное время, по три часа в неделю школьники знакомились с производственными процессами, а потом выполняли несложную работу по изготовлению упаковки. С ребятами работал мастер производственного обучения.

Но и этого было недостаточно, ведь предприятию нужны были гарантии в вопросе подготовки кадров, «заточенных» именно под их производство.

– Постепенно мы подошли к мысли, что нужно открывать свой колледж. Проблем было немало. Отличие нашего колледжа в том, что он открывается при предприятии. Колледж сам по себе небольшой, но требования к нему были очень серьезные: нам потребовалось зарегистрировать отдельное юридическое лицо и заключить договор с ТОО «Радуга» о том, что наши дети будут там проходить практику, - делится Татьяна Мишкина.

Прежде чем открыть учебное заведение, ТОО изучило опыт России, Китая, Германии по организации дуального обучения. Предприятие поставило себе довольно высокую планку, чтобы ему было куда стремиться и развиваться, отсюда и такое нестандартное название – колледж инновационного профессионального развития.

Татьяна Викторовна рассказывает, что в налаживании работы им помогают представители региональной палаты предпринимателей «Атамекен» (они тесно сотрудничают с отделом развития человеческих ресурсов во главе с Владимиром Литвиненко). На первых этапах неоценимую поддержку оказал машиностроительный колледж Петропавловска, ведь дуальная система обучения требует тщательного подхода к организации учебного и производственного процесса.

– Мы составляем рабочие и учебные планы, график обучения таким образом, что четыре дня дети будут находиться на производстве, а два - учить теорию в колледже. Существующая нормативная база позволяет нам вносить изменения в типовой учебный план, программы обучения для того, чтобы наладить с предприятием тесную связь. Так как у нас есть свое базовое предприятие, где мы можем проводить производственное обучение и профессиональную практику, упор сделали на производство. В пример можно привести Китай или Германию, где студенты минимум времени находятся в колледже и максимум - на производстве. Важным моментом является то, что и предприятие, и колледж в равной степени ответственны за результаты подготовки такого работника, - рассказывает Татьяна Мишкина.

Важные плюсы

Дуальная система обучения колледжа имеет ряд преимуществ: уже во время учебы студенту зачисляется трудовой стаж, производится компенсационная выплата за нахождение на производстве. Как подчеркнула Татьяна Викторовна, не каждое предприятие идет на это, учитывая, что такая норма не является обязательной.

- Наше предприятие пошло на это, чтобы закрепить студентов на производстве. Пока речь идет о сумме, равной стипендии. То есть студенты будут получать от государства стипендию и такую же выплату от предприятия. В месяц - около 45 тысяч тенге. Это приличная сумма для ребенка, который еще даже не работает. При этом важным моментом является то, что все 100% наших студентов будут трудоустроены в ТОО «Радуга». Мы строим практику и обучение таким образом, что студенты одной квалификации знакомятся со всеми участками, со всем оборудованием, которое есть на предприятии, - говорит директор КИПРа Татьяна Мишкина.

В нынешнем учебном году в колледже будут обучаться 25 студентов - столько мест выделено в рамках госзаказа, который предполагает выплату каждому из них, помимо стипендии, компенсации на проезд, питание, обмундирование. По окончании обучения, которое длится один год и десять месяцев, они получат дипломы по специальности «Гибкие автоматические линии» в квалификации «Оператор автоматических и полуавтоматических линий, станков и установок». Как подчеркнула Татьяна Викторовна, их колледж небольшой, они не стремятся искусственно раздувать контингент обучающихся. Их главная цель – создать резерв из квалифицированных рабочих кадров.

– Пока у нас только рабочие специальности, но мы не исключаем, что в перспективе расширим этот перечень, в который войдут востребованные на рынке труда региона квалификации, в том числе сельскохозяйственные или технологические, - рассказывает Татьяна Викторовна.

Большой потенциал

Директор рассказала, что в настоящее время они вышли с инвестпредложением к отделу образования Кызылжарского района и управлению образования СКО с проектом по модернизации Бескольской школы-гимназии в новый для нашего региона формат - школу-колледж-интернат, где в рамках одного учебного заведения дети будут обучаться традиционно и параллельно получать рабочую профессию. Преимущество такого подхода в том, что из среднего учебного заведения учащиеся такого комплекса выйдут уже квалифицированными рабочими. Эта работа будет осуществляться в рамках государственно-частного партнерства, что весьма выгодно и перспективно как для самого предприятия – учредителя колледжа, так и для области, которая сегодня особо нуждается в квалифицированных кадрах.


Елена Мертюкова
газета "Северный Казахстан"
"Радужные перспективы"
29.08.20

Поделиться статьёй: