Непростая ситуация сложилась в селе Петровке Есильского района

Долгое время сельчане жили, как они сами выражаются, «под игом» СП «Трансавто». Печально известная в нашем регионе зерновая компания мало того что практически не платила людям зарплату и не делала пенсионные отчисления, так она еще и заложила все имущество ТОО «Столыпинское», включая земли пайщиков, в банк. Когда исполнительный директор и пайщики узнали об этом - более десяти лет спустя (!) - они начали бороться за свои земли, за свое село, а фактически - за право на жизнь.

Ситуация сложная

ТОО «Столыпинское» работает под началом СП «Трансавто» с 2001 года. По словам нынешнего директора хозяйства Николая Ионова, головное предприятие давно прекратило финансирование хозяйства. Сначала платили по 20-30% от заработной платы раз в два-три месяца, а потом и вовсе перестали обращать внимание на полуразоренное хозяйство, людей, их нужды и потребности.

Когда дошло до того, что посевная на носу, а сеять не на что, руководитель ТОО «Столыпинское» Николай Ионов принял решение взять кредит в банке. В процессе оформления узнает, что все имущество ТОО «Столыпинское», включая земли пайщиков, заложено в «БТА банке».

Кредит взяли на другое ТОО - «Петровка Агро», созданное в 2008 году. «Тогда мелкие КХ изъявили желание войти в состав ТОО «Столыпинское», но головное предприятие было категорически против переоформления документов. Поэтому создали новое хозяйство - ТОО «Петровка Агро», - объясняет Николай Ионов. - Так мы и спасались долгое время: засевали земли «Столыпинского» за счет «Петровки Агро», чтобы хоть как-то выживать».

«Видимо, учредители брали огромные кредиты в «БТА банке» под залог нашего имущества и не смогли с ними рассчитаться, - поясняет бухгалтер ТОО «Столыпинское» Татьяна Клен. - Раз не смогли рассчитаться, банк вправе продать наше имущество, чтобы погасить задолженность».

Закон и устав предприятия запрещают закладывать земли пайщиков без их согласия. Чтобы заложить земли, учредители должны были провести общее собрание пайщиков и обсудить этот вопрос. Разумеется, мнение народа никто не спросил.

Узнав, что земли заложены, руководитель ТОО «Столыпинское» Николай Ионов собрал пайщиков. «Мы обязаны были доложить людям обстановку, - говорит Николай Александрович. - Я сказал: ситуация сложная, может получиться так, что свою землю вы потеряете, она уйдет в банк за долги».

Один из инициативных сельчан - Амандык Айтжанов - твердо решил подавать в суд на СП «Трансавто», «БТА банк», ТОО «Столыпинское» и ААА «Консорциум», которому «БТА банк» передал права на заложенное имущество. Подал и выиграл. Суд признал договор залога недействительным. Глядя на успех односельчанина, еще 90 пайщиков последовали его примеру и получили аналогичные решения суда.

Беда не приходит одна

Едва сельчане успели отойти от одного известия, им сообщают другое: ТОО «Столыпинское» должно заплатить государственную пошлину в размере 153 миллиона тенге.

«Откуда она взялась? Полагаю, что из инвестиционного фонда, - поясняет бухгалтер ТОО. - Скорее всего, и там СП «Трансавто» брало миллионные кредиты, вовремя не рассчитались и образовалась госпошлина. Ее раскидали по всем 13 хозяйствам «Трансавто». Элеваторы этой компании получили по 14 миллионов долга, а мы, сельхозники, - по 153 миллиона. Взыскать государственную пошлину с нас должен был государственный судебный исполнитель. Нам сообщили, что ТОО «Столыпинское» будут продавать, чтобы закрыть эту госпошлину».

Назначенный государственным судебным исполнителем оценщик заключил: рыночная стоимость имущества и земель «Столыпинского» - около 51 миллиона тенге.

С оценкой имущества был категорически не согласен кредитор - «ААА «Консорциум». Компания подает в суд на государственного судебного исполнителя, который принял недостоверный, по их мнению, отчет об оценке с явно заниженной рыночной стоимостью имущества. Суду представитель ААА «Консорциум» предоставил другой отчет об оценке того же имущества, сделанный «Независимой оценочной компанией KazPrice». Там сумма оказалась куда выше - 656 106 000 тенге.

«Представители этой оценочной компании к нам не приезжали, реальную картину они не видели, - утверждает бухгалтер ТОО Татьяна Клен. - Как алматинский оценщик смог оценить в 600 с лишним миллионов наше имущество? С 2001 года, с момента покупки хозяйства, ТОО СП «Трансавто» не вкладывало деньги в обновление, реставрацию, ремонт и пополнение основных средств, что привело в упадок движимое и недвижимое имущество. Подавляющая часть имущества имеет полный физический износ».

Суд установил, что в данном отчете «при оценке движимого имущества отражены лишь сведения, имевшиеся в бухгалтерской документации предприятия (балансовая, остаточная стоимость), исходя из которых и выведена среднерыночная цена объектов». Суд решил, что первоначальный отчет об оценке «отражает наиболее соответствующую рыночную стоимость выставляемых на реализацию объектов».

Вопросы, сомнения и подозрения

«После того как суд принял это решение, нам объявили, что будут продавать все имущество ТОО за 50 миллионов тенге, - рассказывает Татьяна Клен. - Конечно, мы были заинтересованы в сохранении хозяйства, сразу стали искать деньги, нашли и буквально на следующий день купили все имущество «Столыпинского» за ту цену, которая была установлена государственным судебным исполнителем, соблюдая при этом все нормы закона».

В качестве покупателя выступило ТОО «Есиль-Петровка». В ТОО «Столыпинское» и в ТОО «Петровка-Агро» директором является Николай Александрович Ионов. Вновь созданное ТОО «Есиль-Петровка» возглавила бухгалтер ТОО «Столыпинское» Татьяна Васильевна Клен.

«Закон не запрещает одному и тому же человеку открывать и возглавлять несколько ТОО», - говорит Николай Ионов.

Закон, действительно, не запрещает. Но у налоговых органов такие ситуации чаще всего вызывают вопросы, сомнения и подозрения. Очередная проверка не заставила себя долго ждать. Более того, на купленное 6 декабря 2017 года у ТОО «Столыпинское» имущество наложены обременения, из-за которых ТОО «Есиль-Петровка» до сих пор не смогло зарегистрировать покупку.

«По решению суда от 15 февраля 2018 года было снято обременение с имущества ТОО «Столыпинское», - пишет директор ТОО «Есиль-Петровка» Татьяна Клен в заявлении руководителю УГД по Есильскому району Ж.Ж.Батыргужинову. - 10 мая апелляционный областной суд оставил решение первой инстанции без изменений».

Также в заявлении Татьяна Клен указывает: «По решению суда указанное имущество принадлежит ТОО «Есиль-Петровка» на основании договоров купли-продажи, где ТОО «Есиль-Петровка» не является правопреемником ТОО «Столыпинское» и не может нести ответственность по налоговым обязательствам и обязательствам по исполнительным производствам последнего, а следовательно, наличие на них обременений, наложенных УГД по Есильскому району, является незаконным».

Руководитель УДГ по Есильскому району объяснил, почему налоговые органы не согласны с вышеупомянутым решением суда в своей апелляционной жалобе.

Из жалобы следует, что в данном случае суд, отменяя решение о наложении обременений, должен был руководствоваться нормами не гражданского, а налогового законодательства. Также руководитель УГД по Есильскому району отметил подозрительно низкую оценочную стоимость земельных участков и имущества, что, по его мнению, «свидетельствует о сговоре представителей ТОО, лица, проводившего оценку имущества ТОО «Столыпинское» в части занижения оценочной стоимости имущества, и судебного исполнителя».

«Выводы суда являются преждевременными и противоречат вышеуказанным нормам законодательства РК, принципам законности», - отмечает Ж.Ж.Батыргужинов.

Свое мнение

После заявления о снятии обременений, по словам Татьяны Клен, налоговые органы стали проявлять особый интерес к предприятию.

«После того как я написала заявление о снятии обременений, на нас начали давить, - рассказывает Татьяна Васильевна. - К нам приехали две бригады проверяющих из налоговых органов. На ТОО «Столыпинское» завели уголовное дело по статье 190 Уголовного кодекса РК «Мошенничество». Недавно вообще приехали проверять хронометраж. Какой хронометраж может быть в сельском хозяйстве? Пшеница растет 75 дней, за молоко получаем расчет один раз в месяц, мясо нужно растить два года. Откуда у нас ежедневный доход, который они хотят измерить? Я считаю, что на нас просто оказывают психологическое давление. Три года ходим по судам, у нас уже нет сил бороться».

Уголовное дело, заведенное на хозяйство, здесь называют сфабрикованным, а проверки, которые регулярно проводят сотрудники налоговых органов, - незаконными. Так, методом психологического давления на руководство, по мнению Николая Ионова, хотят ликвидировать предприятие и передать его в руки очередного инвестора.

«Я считаю, что дело завели без законных оснований, - говорит Николай Ионов. - Да, есть у ТОО «Столыпинское» долги по налогам и другим платежам, отчислениям - более 30 миллионов тенге. СП «Трансавто» не делало пенсионные отчисления своим работникам, например. До ноября эти долги мы погасим. Остальные обвинения считаю необоснованными. Видимо, Петровка - это лакомый кусочек для кого-то. Но ведь нужно понимать, что, кроме животноводства и полей, есть еще и село. Есть люди».

«Нам говорят, что мы не имели права открывать несколько предприятий. Почему? Закон этого не запрещает! Если нам предложили купить хозяйство, почему мы не должны воспользоваться этой возможностью, чтобы сохранить село? Мы это и сделали! Мы открыли новое предприятие не для того, чтобы скрыть налоги, а для того, чтобы сохранить село. Какой самовольный вывод земли? У нас две папки с решениями судов. Эти земли принадлежат людям. Мы единственные из 13 хозяйств СП «Трансавто», кто пытается сохранить производство, и на нас еще оказывается давление. Какое давление может быть? Нам поддержка нужна, а не давление. Мы работать хотим: честно, спокойно и качественно, а не по судам ходить», - говорит Татьяна Клен.

«Сколько их здесь было, инвесторов?»

Кстати, многие сельчане поддерживают все начинания руководства базового предприятия. И стремление сохранить производство - в первую очередь.

Местные жители ни о каких инвесторах даже слышать не хотят. Петровчане опасаются, что если действующее агроформирование ликвидируют, то на эти земли придет очередной барин, который будет вывозить с их полей зерно, оставляя после себя разбитые дороги, долги и нищету.

«Я не знаю, как общественность в 90-е годы допустила, чтобы наше производство перешло в чужие руки, но я точно знаю, что сейчас этого допустить никак нельзя. Мы только начали подниматься с колен», - говорит председатель совета ветеранов Петровки Тамара Иговцова.

«Я десять лет проработал здесь агрономом, я прекрасно знаю, сколько нужно было приложить усилий, чтобы выйти из «Трансавто», - говорит пенсионер Геннадий Викторов. - Сколько их было здесь - инвесторов? «Голден грей», «Синегорье», «Трансавто»... Ни один из них о людях не думал. Ни один инвестор в инфраструктуру деревни ни одного тиына не вложил. Когда Николай Александрович стал развивать животноводство, его учредители с должности исполнительного директора хотели снять за эту инициативу! Инвестору КРС не нужен. Ему нужно зерно. А нас в тяжелые годы спас именно этот скот! Мы тогда всем коллективом ездили к акиму района, чтобы отстоять нашего директора».

«Когда я судился, мне представитель «Консорциума» говорит: «А чего ты, дед, выступаешь за эти копейки, за свои 12 гектаров?». Я говорю: «Это для тебя копейки, а я тут всю жизнь проработал, для меня эта земля - все». Они этого не понимают, - говорит Амандык Айтжанов. - Вот такая ситуация. Суды выиграли, а толку нет».

«Мы хотим, чтобы нас просто оставили в покое, - резюмирует завскладом МТМ Ирина Барбашова. - Мы помощи ни у кого не просим, мы все можем сделать своими силами. Мы справимся. Просто не мешайте нам».

P.S.: В службе экономических расследований департамента государственных доходов по СКО, которая занимается уголовным делом и изучением описанной ситуации, от комментариев отказались, ссылаясь на тайну следствия.

«Разглашать тайну следствия мы не имеем права, - сказал заместитель руководителя департамента государственных доходов Нурымжан Абатов. - Даже если человек попал в орбиту уголовного преследования, его права никто не должен нарушать. Никто не ограничивает право человека на обжалование действий представителей органов уголовного преследования. Есть надзирающие органы - прокуратура, есть вышестоящие органы, есть право подавать в суд на те или иные действия госслужащих, если имеются сомнения».


Дарья Тушина
газета "Северный Казахстан"
"Закон не запрещает, но..."
28.06.18

Поделиться статьёй: