Настоящий праздник – «Большой симфонический вечер» – состоялся на сцене Северо-Казахстанской филармонии им. Ақана сері

В нем участвовал почетный гость Петропавловска – один из ведущих деятелей музыкального искусства Казахстана, лауреат международного конкурса, профессор Казахского национального университета искусств Негметуллы Харрасовича Каримова (альт). Негметулла Харрасович встал за дирижерский пульт, чтобы исполнить с эстрадно-симфоническим оркестром областной филармонии произведения мировой классики.

- Негметулла Харрасович - один из лучших учеников выдающегося казахстанского альтиста, основателя альтовой школы Казахстана, кавалера ордена "Құрмет" Якова Иосифовича Фудимана, которому принадлежит фраза, относящаяся к Негметулле: «Я могу спокойно умереть, когда есть такие ученики», - рассказывает о своем педагоге А.Кислощей. – Действительно, Негметулла Харрасович стал выдающимся музыкантом, состоялся как Педагог с большой буквы! К нему в класс трудно попасть, если занимаешься не в полную силу. Да, обычно он весь первый курс забирает к себе, но затем идет строгий отбор. Он умеет мотивировать, занимаясь с учеником многим больше 45 отведенных для занятий минут, если видит его трудолюбие. Я, например, мог вместо одной части заданного произведения выучить все три. Он не отпускал, пока не прослушает все: я не могу, говорил он, не уделить ему внимание. Зато потом я с гордостью называл имя педагога: выпускник Каримова означал знак качества, это бренд его исполнительской школы.

Приезд в наш город такого мастера альтовой музыки – событие неординарное, знаковое. Эстрадно-симфонический оркестр нашей филармонии в этом году отмечает 20-летие. В его становление есть вклад Негметуллы Харрасовича Каримова, не раз приезжавшего в наш город с мастер-классами. Кстати, музыкант очень любит Петропавловск. «Я его люблю за тишину, спокойствие… Провинциальный в хорошем смысле слова: здесь нет суеты, хорошо встречают, внимательный слушатель…». Он провел с оркестром четыре большие репетиции (и каждый день занимался с детьми в колледже искусств!). Музыканты коллектива высоко оценивают приобретенные во взаимодействии с маэстро опыт и знания. Это живая легенда, считают они. Еще бы! Ведь он как большой пропагандист современной альтовой музыки первым исполнил многие произведения казахстанских композиторов, дуэты Гайдна, Леклера, концертную симфонию Диттерсдорфа, концерт Хиндемита Шванендреера, последнее произведение Г.Жубановой – сонаты для альта соло. Также Каримов - последний выпускник, прошедший ассистентуру, стажировку в Московской госконсерватории в классе профессора Ф.Дружинина, много лет - бессменный концерт-мейстер группы альтов различных оркестров - в Государственном симфоническом оркестре, Академии солистов, астанинском оперном театре. На педагогическом поприще его заслуги – это студенты-лауреаты международных, республиканских и региональных конкурсов. А еще он постоянный член жюри.

По словам продолжателя традиций школы Н.Каримова Артема Кислощея, уважение к Негметулле Харрасовичу - как к человеку прежде всего - особое: он эталон для всех и во всем.

…Негметулла Харрасович неторопливо выходит на сцену. Оркестр замер в ожидании взмаха его рук. И вдруг дирижер взрывается - так энергично начинается сюита Э.Грига «Из времен Хольберга» (сюита в старинном стиле). Через музыку, воссоздавая старинный стиль, композитор заглянул в эпоху XVII столетия - время жизни и творчества норвежско-датского писателя Людвига Хольберга, посвятив свое произведение 200-летию со дня рождения и в память о своем великом соотечественнике. А дирижер подарил этот шедевр современному слушателю.

- Надо сказать, «Хольберга» мы сыграли первый раз, хотя были попытки и раньше. Негметулла Харрасович - струнник, именно он смог вдохновить нас сыграть трудные пассажи. И продирижировать может, ведь за столько лет концерт-мейстерства в известнейших республиканских инструментальных коллективах, запомнив, овладел дирижерскими приемами. Среди его коллег – известные имена: Т. Кажгалиев, Р. Салаватов, Е. Ванглер, П. Бехлер, Р.Хисматуллин, К. Андарбаев и мн. др. музыканты.

Негметулла Харрасович снова отдает предпочтение барокко: звучит концерт «Зима» из «Времен года» итальянского композитора Антонио Вивальди. Все до сих пор гадают, что Вивальди имел в виду, обращаясь к теме времен года: возраст человека или четыре стороны света? Строчка из сонета, предваряющего каждый из концертов, красноречиво намекает и на нашу погоду за окном: «Хоть стужа и вьюга пока не сдались, дарит нам зима свои наслажденья…», а скрипка лауреата международных конкурсов Дамира Кабденова подтверждает: все-таки и зима прекрасна…

И, наконец, торжественный момент программы «Большой симфонический вечер»: потрясающе трудный Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Иоганнеса Брамса, впервые исполняемый в Петропавловске! Ведущая программы Е. Юрова настраивает зал на слушание скрипичного шедевра: «Не аплодируем между частями произведения, мы же культурные люди». Длящийся почти 50 минут, он держит в напряжении – дирижеру еще труднее! – и тем не менее не отпускает то своей лиричностью, то печально-грустным состоянием или напевно-страстными мотивами. Скрипка царит безраздельно, управляя нашими чувствами и эмоциями…

А еще мы стали свидетелями преемственности поколений: партию скрипки исполнял лауреат международного конкурса, сын дирижера Тимур Каримов. Можно ли представить, как же волновался его отец… А вот какое впечатление осталось о Тимуре: «Тимур - лучший скрипач! С первой ноты на репетициях Тимур играл, не халтурил, не пропускал ни одного такта, а это очень важно для надежной игры музыкантов. И очень хвалил оркестр, для провинциального у него высокий уровень». Да разве можно иначе, ведь ты не должен подвести отца, которого, куда бы он ни приехал, все знают и уважают.

Волнения после премьеры скрипичного концерта остались позади, когда зазвучали танцевальные произведения «короля вальса» композитора, дирижера и скрипача Иоганна Штрауса – самая известная «Полька-пиццикато» и тоже чрезвычайно популярная «Трик-трак». Их можно было узнать с первых тактов. Как и «Вальпургиеву ночь» из оперы французского композитора Ш.Гуно «Фауст», когда сцена поединка порока и верной любви превращается в стремительный танец.

Негметулла Харрасович может показаться очень выдержанным человеком, одновременно успевающим управлять оркестром и давать советы музыкантам, создавая теплую атмосферу и для музыкантов, и для слушателей. Как трудно, выкладываясь эмоционально, прокручивать мысленно все нюансы исполняемых шедевров. Чтобы они надолго закрепились в памяти слушателей. А сколько он мог бы рассказать о каждом из них.

И все-таки он вырвется за рамки сценария, этот человек-легенда: «Сегодня праздничный день, я тоже служил в армии в Советском Союзе, это тяжелое испытание. Низкий поклон вам, защитники Отечества!». Здесь про нее, про человечность, про то, о чем забывать нельзя…

Не надо даже сомневаться в том, что у нас любят Негметуллу Харрасовича Каримова. После концерта не только фотографировались с ним, в чем он никому не отказывал, но и делились планами, впечатлениями. Он узнавал бывших студентов, радовался за них, общался.

- Ко мне приезжал инспектор оркестра, мой ученик в прошлом, пригласил продирижировать оркестром. Отказался поначалу: «Ты знаешь, Артем, это давно было, я немного подустал, тем более возраст». Решающую роль сыграло предложение выступить с сыном. Дело в том, что сейчас мало возможностей у Тимура выступить на сцене. А ведь он педагог, занимается серьезно музыкой, постоянно совершенствуется. Есть жажда концертной деятельности. А время-то уходит. Хоть и говорят, время - лучшее лекарство. Чепуха все это. Время работает не на нас. Мы с каждым годом взрослее становимся, надо действовать сейчас. Мы подумали. С детьми как разговаривать? «Я не хочу» - «Слушай, тебя так часто приглашают?». Убедил. И вот он с сентября учил скрипичный концерт, это же одно из самых сложных произведений мировой скрипичной литературы. Я хотел посложнее программу, эта легкая, но мы сделали ее для слушателей. Не все понимают симфонию. Им больше нравятся дискотечные, караоке. А здесь я говорю: «Давай легкое что-то, чтобы люди ушли с хорошим настроением, чтобы они запомнили: «Ой, мы вчера были на концерте, такое наслаждение и удовольствие получили!». И вот зародилась такая идея. Программа сложная, я не мог приехать на один-два дня, это очень рискованно. Исходя из этого, я сказал, что приеду чуть пораньше, чтобы посмотреть акустику, ребят почувствовать, послушать, чтобы они ко мне привыкли, я тоже. Их надо заводить, искусство - оно такое - надо зажигать! Если бы я вышел замороженный - публика бы как восприняла? Себя надо представить. Надо быть в образе на сцене, бесспорно. Гениальный актер, но плохо исполняющий роль… ну кто на него пойдет?

- Как выступать с сыном?

- Нормально. Ты играл плохо, конечно (говорит сыну с юмором). Мне не понравилось, но людям понравилось. Пока есть родители, дети маленькие. Когда нас не будет, вы станете родителями. А сейчас поддержка за спиной – арьергард… Поэтому обязательно приедем еще раз, будут «Времена года» Вивальди. Полностью четыре цикла, будет красочное действо. Если люди придут с антуражем средневековым… Для них будут… В общем, проект с интригой, - загадочно улыбается маэстро Негметулла Каримов.

Мы будем ждать праздника…


Алма Абильмажинова
газета "Северный Казахстан"
"Каждая программа - праздник!"
14.03.24

Поделиться статьёй: