Настоящие дебаты развернулись между журналистами и представителями Фонда соцмедстрахования на площадке Службы центральных коммуникаций
Лечить COVID-19 должны бесплатно, но больницы требуют от родных закупать лекарства. Журналистов интересовало: должны ли пациентам вернуть потраченные деньги, раз финансирование госпиталям выделяется?
Новый глава Фонда социального медицинского страхования Болат Токежанов и управляющий директор Аза-мат Умертаев вышли на брифинг, чтобы отчитаться о работе, и попали под "обстрел" наболевших вопросов. Например, больше 15 минут представители ФСМС пытались ответить на вопрос журналистки Ирины Севостьяновой о том, положены ли гражданам компенсации за приобретенные за свой счет лекарства, если препараты должны выдаваться бесплатно.
Фонд социального медицинского страхования увеличил тарифы на лечение пациентов с тяжелой формой коронавируса и пневмонией до 1,7 миллиона тенге – это 4 146 долларов. В зависимости от тяжести течения заболевания предусмотрено четыре вида финансирования. Лечение легкой степени коронавируса одного пациента составит 292,6 тысячи тенге (713 долларов), средней - 446,1 тысячи тенге (1 088 долларов), тяжелой - 1,5 миллиона тенге (3,6 тысячи долларов). На лечение крайне тяжелой степени фонд затратит 1,7 миллиона тенге (4 146 долларов) на одного пациента.
Далее предлагаем полную расшифровку диалога между СМИ и ФСМС:
СМИ: Вы могли бы сказать конкретно, что входит в каждый тариф?
Умертаев: Входит стоимость ПЦР-диагностики, КТ. Будет входить лекарственное обеспечение, которое будет оплачиваться по факту.
СМИ: То есть на сегодняшний день лекарства не входят в эту стоимость?
Умертаев: Да, это будет еще дополнительно оплачиваться по факту.
СМИ: То есть, когда граждане попадают в больницу в тяжелом состоянии, это "нормально", что их родные и близкие бегают и покупают абсолютно все, начиная от физраствора и заканчивая дорогими антикоагулянтами?
Спикер молчит.
Модератор находит выход из ситуации: Ирина, вас не слышно!
Журналист повторяет вопрос.
Умертаев: На самом деле физрастворы сегодня оплачиваются в рамках тарифа за койко-день, они входят в структуру расходов. То есть мы говорим, что по факту дополнительно будет оплачиваться. Вы знаете, 15 июля принят протокол. Дополнительно будут оплачиваться дорогостоящие антикоагулянты, дорогостоящие лекарственные средства, и их пациентам не надо будет самостоятельно приобретать. Это будет оплачиваться Фондом медстрахования непосредственно медорганизациям.
СМИ: Ответьте конкретно, в эти 1,7 миллиона тенге какие еще лекарства входят, кроме физраствора?
Умертаев: В соответствии с протоколом диагностики и лечения все средства, которые предусмотрены протоколом, будут оплачиваться Фондом медстрахования. Министерством рассматривается вопрос о расширении перечня. Поэтому мы в своем объеме финансирования будем предусматривать деньги на дополнительные лекарственные средства. Если он будет дополняться, то эти лекарственные и медицинские средства будут оплачиваться страхованием по факту.
СМИ: Вы можете четко ответить на вопрос: препараты, которые включены в протокол, антибиотики, антикоагулянты входят в эту стоимость сейчас?
Умертаев: Да, они входят на сегодняшний момент.
СМИ: Сейчас люди оплачивают все это сами. Что делать гражданам, раз это должно оплачиваться из средств фонда?
Умертаев: Фондом социального медицинского страхования оплачиваются все лекарственные средства и понесенные расходы в рамках тарифа по койко-дням и дополнительно по факту.
Модератор перебивает: Пожалуйста, ваш следующий вопрос! Ваш первый вопрос будет предоставлен пресс-службе, и они вам дадут письменный ответ.
СМИ: Если все это оплачивается, тогда не рассматриваете ли вы возможность вернуть гражданам затраты, которые они понесли, приобретая лекарства для родных, которые были в больницах? Когда люди покупали за свой счет, начиная от физраствора, заканчивая антибиотиками и антикоагулянтами, которые, по вашим словам, оплачиваются за счет фонда? Таких случаев в Казахстане очень много.
Умертаев: Согласно действующему законодательству, не предусматривается оплата фондом понесенных расходов гражданами. Но фонд оплачивает все понесенные расходы медорганизациям. То есть если медорганизация при лечении клиническими протоколами закупала медсредства или лекарственные средства, то фондом будут оплачены в полном объеме данные виды медпомощи.
СМИ: Вы меня или не понимаете, или не слышите? Я говорю о том, что граждан сейчас медицинские организации вынуждают покупать все препараты за свой счет. Вы будете возвращать людям и отзывать от медорганизаций (эти средства) или какие-то другие схемы продумаете? Но сейчас люди лечат COVID-19 за свой счет.
Умертаев: Если средства, которые были закуплены гражданами, точнее, если применяемые при лечении средства вошли в протокол, то данные медицинские средства должны быть предоставлены медорганизациями. В данном случае гражданин не должен нести никаких расходов из собственного кармана. Еще раз повторюсь – медорганизации обязаны предоставлять данные лекарственные средства и не вынуждать граждан тратить на это собственные денежные средства.
Токежанов: На сегодняшний день Фондом соцмедстрахования исполнены все обязательства перед "СК-Фармацией", которая заключила договоры с медицинскими организациями. Для предотвращения перебоев по поставке лекарственных препаратов фонд произвел 100%-ную предоплату перед "СК-Фармацией". Они заключили договоры и будут предоставлять препараты. Да, я понимаю, что определенный период времени были сбои, но сейчас все вопросы касательно закупа, поставки, логистики осуществляются "СК-Фармацией".
По тем препаратам, которые входят по протоколу, сейчас нам выставляют (счета) через медицинские организации, в конце месяца мы их исполняем. Что касается амбулаторного лечения – все 6,9 миллиона рецептов – по ним расходы понесены, и фонд возместил расходы со своими поставщиками.
СМИ: У меня уточняющий вопрос.
Модератор перебивает: Ирина, просим перейти к третьему вопросу, время пресс-конференции ограничено.
СМИ: У меня уточняющий вопрос. Вы ответственность за каждую медицинскую организацию не несете. Но на сегодняшний день ситуация складывается так, что, несмотря на выделение средств на закуп, люди продолжают покупать препараты за свой счет. Вы будете разбираться хотя бы каким-то образом с ситуацией, которая складывается на сегодняшний день? Я могу вам привести конкретные примеры, когда из всего необходимого лекарственного обеспечения пациенту предоставляют только один препарат. Остальные, на сумму более 200 тысяч тенге на человека, люди закупают самостоятельно. За свой счет. Не считая того, что сам делает КТ, ПЦР.
Умертаев: Да, мы эти факты мониторим, к нам также обращаются граждане с жалобами. Одной из функций фонда является защита прав пациентов, мы в роли омбудсмена будем разбираться, потому что к нам тоже поступают жалобы, когда пациентов просят покупать препараты из собственных средств.
Позже в ответ на вопрос другому журналисту Болат Токежанов сообщил, что возмещение средств за лечение на дому также не предусмотрено, однако людям полагается бесплатная реабилитация.
Токежанов: Я хотел бы отметить, что у нас солидарная система социального медицинского страхования, в соответствии с этим, кто ранее понес карманные расходы (на лечение), мы через фонд будем возмещать реабилитационные услуги для всех пациентов, которые перенесли COVID-19.
СМИ: В реабилитационные услуги что входит? Что будут оплачивать?
Токежанов: Разработан протокол для пациентов с реабилитационной помощью, сейчас алгоритм будет разрабатываться. Оказывать (помощь) будем по назначению участкового врача.
газета "Добрый Вечер"
"Кто должен платить за лекарства от COVID-19?"
30.07.20
Поделиться статьёй: