Нарушениями слухового восприятия страдают миллионы людей

Нарушениями слухового восприятия сегодня страдает более 360 миллионов жителей планеты. Десятую часть из них составляют дети младенческого, раннего и школьного возраста. Под нарушением слуха принято называть частичную или абсолютную утрату человеческой возможности воспринимать и распознавать звуки.

Глухота - полная потеря слуха. Во всех остальных случаях термин «тугоухость» делится на три категории в зависимости от природы происхождения. Она бывает наследственная и передается от родителей детям на генетическом уровне. Врожденная обусловлена нарушениями внутриутробного развития плода. И приобретенная возникает в течение жизни из-за перенесенных болезней, травм, токсического воздействия медикаментов и т.д.

У детей абсолютная глухота встречается редко, чаще слабая или выраженная тугоухость. Любая степень тугоухости требует своевременной диагностики и лечения. Причины ее возникновения бывают разные. Это могут быть инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, токсоплазмоз, корь, герпес, сифилис и др.), прием будущей матерью ототоксических препаратов (антибиотики), врожденные пороки развития у ребенка (аномалии строения черепа), развитие травмы, детский церебральный паралич, черепно-мозговые травмы и многие другие.

После консервативного лечения проводится слухопротезирование слуховым аппаратом - технический метод лечения. Также есть хирургический метод лечения - кохлеарная имплантация. Цель такой реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Медицинская реабилитация состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования. Не менее важна социально-культурная и социально-бытовая адаптация. Кроме этих методов, для полной реабилитации человеку необходима психолого-педагогическая реабилитация, направленная на развитие у ребенка слуха, мышления и речевых навыков.

Социально-педагогическая реабилитация ориентирована на полноценную адаптацию ребенка в социуме. Физическая способствует развитию двигательно-координационных способностей и общему укреплению организма.

К сожалению, не все родители понимают важность и необходимость постоянного нахождения детей с нарушениями слуха в условиях специальных (коррекционных) школ, где имеются подготовленные учителя-дефектологи, сурдопедагоги, внимательный медицинский персонал. В Северо-Казахстанской области имеется единственная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха. Здесь работают опытные педагоги со стажем работы более 20 лет (80%), с категориями и дефектологическим образованием (88%). Школа является одной из лучших в республике. Ежегодно сюда приезжают специалисты из других областей, чтобы изучить опыт, обменяться им с нашими коллегами.

Все учащиеся школы состоят на учете с основным заболеванием - тугоухостью, являются инвалидами. 15-19% из них прошли кохлеарную имплантацию. Эти дети нуждаются в особом внимании, как со стороны педагогов, так и со стороны медицинских работников. Таким детям рекомендуется избегать травм, переохлаждения, простудных заболеваний. А потому им своевременно проводятся профилактические прививки. В 2017 году с согласия родителей учащимся была поставлена вакцина против гриппа "Гриппол».

Многие дети имеют сопутствующие болезни, в числе которых заболевания со стороны нервной системы (5,8%), у 2,9% - врожденные патологии развития, у 19% - нарушения зрения, 5% страдают от миопии, у 2,9% детей - косоглазие и др. Тех, кто имеет нарушение слуха и не имеет других сопутствующих заболеваний, всего 10%.

Все дети наблюдаются у педиатра, сурдолога, психиатра, состоят на диспансерном учете у врача-отоларинголога, получают профилактическое лечение. Родители на время каникул получают рекомендации специалистов.

При возникновении острой патологии проводится амбулаторное лечение до полного выздоровления, при необходимости - госпитализация больных. Ежегодно на базе детской областной больницы они проходят курс реабилитации в дневном стационаре ЛОР-отделения, отделении реабилитации поликлиники, в республиканских диагностических реабилитационных центрах Астаны и Алматы, а летом бывают в оздоровительном лагере «Балдаурен» и занимаются на оздоровительной площадке школы-интерната.

Успешное компенсаторное развитие таких детей при условии обучения в специальных школах для слабослышащих детей обеспечивает получение среднего, а нередко и высшего образования, после чего они трудоустраиваются.


Баян Оспанова
газета "Северный Казахстан"
"Полноценная жизнь возможна"
13.03.18

Поделиться статьёй: