На сцене Северо-Казахстанской областной филармонии им. Ақана сері - музыкальное шоу!

Дирижер из Нур-Султана, лауреат международных и республиканских конкурсов Адилет Азбаев в своей концертной программе «ADILET FOLK SHOW» представил наш оркестр казахских народных инструментов им. Сегіз сері в непривычном для поклонников музыки современном формате.

Все знают значение слова «фолк» - народный. Применительно к казахскому оркестру, исполняющему обычно произведения национального искусства на народных инструментах, фолк-музыка, хотя и основана на народной мелодике, означает отход от традиционного аутентичного звучания и стремление к объединению культурных традиций разных народов под современным углом зрения. Таким образом, каждый дирижер, взявшийся за ее исполнение, - своего рода экспериментатор, выходящий за рамки оркестровой музыки, обладающий особым мастерством – соединить народное начало с современным. В таком необычном формате Адилет Азбаев и представил свою авторскую программу «ADILET FOLK SHOW», обозначив ее как творческий вечер. Осуществить его замысел помогли единомышленники в лице музыкантов североказахстанского оркестра, работающего под руководством художественного руководители и дирижера К.Гафурова.

Удивил даже выход музыкантов не в традиционной национальной одежде, а в строгих темных костюмах. Когда же зазвучал кюй Ыкыласа «Жезкиік», было заметно по мощному звучанию инструментов, как меняется подход к его исполнению, в котором особо чувствовалась ритмическая составляющая. Причем дирижерская палочка Азбаева и ее плавные движения могли придать и торжественности исполняемым произведениям национальной классики. Судя по бурным аплодисментам зала, он сразу, можно сказать, с первых звуков, почувствовал в нем необыкновенный талант.

А Адилет продолжал удивлять. Знаменитое «Adagio» из альбома «Inspirato» группы Yanni звучало при свечах, создавая обстановку таинственности и задумчивости, нежно подрагивали струны домбр в тон созвучных чувственной скрипке кобызов. Все, казалось, пело, слушая это объяснение в любви, ту розовую музыку, которую она навевала: «Без тебя нет жизни. Ты солнце, луна, прекрасная звезда, ты сияние и свет…».

Когда же оркестр заиграл «Викторию» Дж.Уильямса, манера дирижирования Адилета снова поразила своей креативностью: он заводил оркестр, двигался сам, пританцовывая, и вдохновлял на такую же реакцию музыкантов и зал. Думалось: поистине дирижер - повелитель ритма и такого живого организма, как оркестр. Даже если бы Адилет Азбаев исполнил только эту композицию, он запомнился бы своим ярким образом.

Можно добавить, что «хозяева» в лице дирижера Кайырлы Гафурова тоже не удержались и поддержали атмосферу экспрессии и драйва, исполнив композицию «Шизгара» из репертуара рок-группы «Шокин блю» и «Он алты кыз» с группой «Миами», естественно, пришедшихся к месту и вписавшихся в фолк-шоу.

Ну что Азбаев делает такого с оркестром, что мы смотрим другими глазами на его участников! Пожалуй, тем, что активно участвует в процессе воспроизведения того или иного произведения, а музыканты, нисколько не комплексуя и раскрепостившись, с удовольствием включаются в действо. Будь то героика прошедших лет с перипетиями боевого сражения – Адилет как всегда ведет за собой и вдохновляет! – или лирика, где звучала фортепианная партия Е.Лапухиной. Не обошлось без неожиданностей, когда из оркестра, отставив домбру, вдруг вышел М.Гайнулин …с англоязычной композицией, когда оркестр прямо-таки взорвался одной из самых ярких и узнаваемых мелодий Г.Свиридова «Время, вперед!», а квартет кыл-кобызистов в образе легендарных прародителей казахов - волков покорил обращением в историческое далеко. И выход маэстро соло с композицией на кобызе – настоящий профессиональный и глубокий взгляд на казахскую музыку. И этот сложнейший репертуар, предназначенный для симфонических оркестров, могут играть на народных инструментах?!

Много еще открытий сделал петропавловский слушатель, пришедший на фолк-шоу Адилета Азбаева. Воспринимал игру на сыбызгы Санджая Альмишева, одного из лучших в нашей стране мастеров этого похожего по звучанию на флейту инструмента и солиста оркестра Министерства обороны, галантно вступившего в дуэт с кобызисткой филармонического коллектива Айганым Махамбетовой. Восхищенно следил за преображением оркестрантов в «Русских потешках», где и платочками-то взмахивали, и домбристы выходили и превращались в играющих на ложках задорных скоморохов, создавая веселую атмосферу.

- Ходила на концерт казахского оркестра. А вы были? Потрясающе! Я даже не узнала наших музыкантов. Что за талантливый дирижер! - не скрывает своих искренних и восторженных впечатлений одна из слушательниц.

- Адилет окончил знаменитую Жубановскую музыкальную школу по классу кобыза, а потом консерваторию им. Курмангазы и КазНУИ, - с гордостью о муже говорит его жена Ботагоз. Тоже музыкант и по совместительству его «пресс-служба». - Сейчас работает в центральном ансамбле Министерства обороны, играя на кобызе. Конечно, мечтает возглавить оркестр как дирижер и использует любую возможность доказать именно в этом амплуа свои возможности – он уже выступил с этой программой как приглашенный дирижер со многими коллективами - в Караганде, Жезказгане (помним его по запомнившемуся участию в концерте с Т.Жахиным в Петропавловске. – А.А.), недавно вернулся с совместного концерта с оркестром Курмангазы в Алматы. Признание его дирижерских заслуг, как талантливого и перспективного руководителя отмечено присвоением нагрудного знака «Мәдениет саласының үздігі», он победитель республиканских и международных конкурсов по дирижированию. Эту программу он делает для того, чтобы популяризировать казахскую музыку, оркестры народных инструментов, показать их широчайшие возможности и притягательность, тем самым привлечь молодежь к искусству.

…И все-таки в финале прозвучал знакомый и одновременно незнакомый Курмангазы - один из лучших кюев композитора как нельзя лучше подходил к выбранному формату фолк-шоу с его экспрессией и бесконечно степным, таким родным, ритмом. И опять впереди дирижер – лидер, вдохновитель, каждому взгляду и наклону головы которого чутко внимают музыканты…


Алма Абильмажинова
газета "Северный Казахстан"
"Оркестр было не узнать!"
30.06.22

Поделиться статьёй: