На сцене Северо-Казахстанской филармонии им. Ақана сері звучала необычная музыка – из компьютерных игр
Ее представили столичные гости - духовой оркестр и камерный хор Государственной академической филармонии им. Еркегали Ахмадиева в концерте «Game evolution. Volume 2». Это был ответный визит музыкантов из Астаны. Ранее в столице Казахстана побывали оркестр эстрадной и джазовой музыки и солисты нашей филармонии, показавшие музыкальную сказку «Бременские музыканты».
Авторская программа духового оркестра и камерного хора «Game evolution. Volume 2», ставшая хитом прошедшего сезона в Астане, - это обновленная версия успешного проекта из популярных саундтреков компьютерных игр от 1990-х гг. по наше время. Теперь и петропавловские любители благодаря наладившимся творческим связям двух филармоний получили возможность услышать знакомые мелодии в необычном формате – не сидя перед монитором, а в концертном зале. Надо сказать, наш зритель, и он прежде всего молодой и юный, восторженными возгласами встречая оркестр, с первых аккордов угадывал компьютерные саундтреки: “Dоtа 2”, “Sоnic”, “PUBG”, “Ori and the blind forest”, “Street fighter”, “Assassin’s Сreed 2”, “The last of US”, “Doom 2”. А ведь они звучали в непривычной аранжировке, специально написанной для исполнителей художественным руководителем и дирижером духового оркестра Никитой Почиталиным. Что называется, оказались на одной волне восприятия сложнейших произведений. Никита задал такой стремительный темп, что можно было только удивляться, как быстро реагировали на смену музыкальных декораций любители компьютерных игр. Почему дирижеру и оркестру мгновенно удалось установить столь близкий контакт? Объяснение одно: современной молодежи важно, чтобы с ней разговаривали и общались на доступном языке.
Слушая и наблюдая за реакцией зала – это же такой объем сверхэмоциональной информации! - действительно начинаешь понимать, что музыка в играх - неотъемлемая составляющая, которая позволяет погрузиться в процесс прохождения глубже, сделать игру более выразительной и создать необходимую атмосферу. Не будь в играх музыки – если только представить, что ее вдруг отключили, - процесс был бы намного скучнее, игры стали бы посредственными, безэмоциональными и менее интересными, не передавали бы привычных ощущений от рассказанной в игре истории.
Понятно, что, играя на компьютере, дети порой не могут выйти из виртуального мира, верно оценить окружающую действительность. Вот почему надо, чтобы игры носили поучительный характер, рассказывали о любви и дружбе, о семейных ценностях, о взаимовыручке, героях, победителях, стремящихся защитить, поддержать, выручить в беде, пройдя через трудные испытания. Все-таки именно такие герои, преодолевающие все на своем пути к справедливости, становятся кумирами молодежи.
Кстати, многие игры стали шедеврами благодаря захватывающим саундтрекам, которые завораживают с первых нот и являются таким же важным элементом, как заложенный в них сценарий, а композиторы, создающие музыку для игр, пишут, как правило, и классическую музыку. Маршеобразные композиции - на них акцентировал внимание оркестр - иллюстрируют в играх битвы, а мирную жизнь - душевные мелодии: вот для чего введен в происходящее на сцене действо камерный хор, непременный участник всех происходящих по сюжету игр событий. Интересно будет узнать, что американский композитор Джереми Соул, написавший музыку к к игре “Dоtа 2”, сам когда-то играл на скрипке и пианино в симфоническом оркестре, но увлекся видеоиграми, стал сам их писать и включать в них оркестровую музыку, так как считал ее необходимым, стимулирующим эмоции пользователя компонентом. Сейчас саундтреки пишут профессиональные композиторы специально для компьютерных игр. Так постепенно игры становятся частью культуры, а музыка, написанная к ним, - достойной исполнения в концертных залах.
На концерте была продемонстрирована органическая связь музыки и сюжета компьютерных игр в сопровождении оригинального видеоряда. Причем, по предложению дирижера Н.Почиталина, тоже явного фаната игр, можно было хлопать, щелкать, выражая свои эмоции, чтобы быть, как он выразился, на одной волне. Чтобы вот так запросто общаться зрителям, большинство которых – любители игр, с большим духовым оркестром из более чем 60 исполнителей, играющих на всех современных медных и деревянных духовых инструментах (включая ударные)! И слушать, с каким удовольствием камерный хор под руководством заслуженного деятеля РК Г.Куттыбадамовой, победитель международных конкурсов и фестивалей, тоже участвует в совместном действе – это поистине запоминающееся событие как для любителей компьютерных игр, так и для поклонников классической музыки.
газета "Северный Казахстан"
"Мы были на одной волне!"
02.02.23
Поделиться статьёй: