На развитие дорожной инфраструктуры государство ежегодно выделяет значительные средства

Однако проблема несовершенства дорог не перестает быть актуальной. Из года в год приходится латать одни и те же участки, асфальт укладывают в дождь, а весной он сходит вместе со снегом. Кто виноват и что делать - говорили на совещании в антикоррупционном ведомстве, где обсудили реализацию проекта «Сапалы жол» в Северо-Казахстанской области.

По данным заместителя руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата СКО Каната Бейсенова, сеть автомобильных дорог Северо-Казахстанской области составляет почти 9000 километров, из них по 2000 - республиканского и областного значения и 5000 - районного.

В прошлом году на дороги СКО было выделено 26,9 млрд. тенге, что позволило отремонтировать 854 км автодорог и улиц населенных пунктов.

Комплексным планом на 2021 - 2025 годы предусмотрено выделение 115,5 млрд. тенге. Это должно позволить к 2025 году довести плановый показатель доли автодорог области, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, до 98 процентов.

КАЧЕСТВО ХРОМАЕТ

Дороги ремонтируют ежегодно, но лучше они от этого становятся ненадолго: страдает качество. Следить за ним, согласно законодательству, обязаны совместно специалисты, осуществляющие авторский и технический надзор. Они должны проводить постоянный контроль, составлять акты скрытых работ, проверять сертификаты и лабораторные заключения. Однако на деле часто проверки проводятся формально. Поэтому к контролю подключаются не только заинтересованные органы, но и общественность. А Анти-коррупционная служба совместно с Центром качества дорожных активов реализует проект «Сапалы жол».

На протяжении прошлого года представители мониторинговой группы совместно с Центром качества дорожных активов выезжали на участки, где проводились дорожно-строительные работы, и выявляли нарушения. Среди самых распространенных - несоответствие установленным требованиям по ширине и толщине асфальта, его уплотнение и, как следствие, просадка основания дороги, появление трещин в покрытии и низкий показатель водонасыщения.

Если с шириной и толщиной проезжей части все понятно, то причин, по которым появились трещины и просадки, может быть множество. Это и безответственность подрядчиков, экспертов технического надзора, и некачественный материал, и продавливание полотна большегрузными автомашинами. Последние, кстати, очень сильно влияют на качество дорожного полотна. Поэтому нужен постоянный контроль. Однако в области и с этим дело обстоит, мягко говоря, не очень.

Так, по словам заместителя руководителя антикоррупционного ведомства СКО Нурлана Жахина в производстве Антикоррупционной службы находилось дело в отношении руководителя отдела инспекции транспортного контроля, который в ходе личной встречи с предпринимателем за 500 тысяч тенге согласился посодействовать беспрепятственному передвижению по территории области большегрузов, превышающих весовые параметры.

Понятно, что за качеством должен следить и сам заказчик, и представители технадзора. А в случае неисполнения необходимых требований договор с ними должен быть расторгнут. Однако по итогам проведенного внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог стало очевидно, что технический надзор проводился не всегда, зачастую - из-за нехватки финансирования. Также должный контроль не соблюдается из-за отсутствия специалистов. Доходило до того, что всего несколько человек должны были вести контроль сразу на 50 разных участках дороги.

КОНТРОЛЬ ЕСТЬ

У нас в регионе с участием представителей Антикоррупционной службы, проектного офиса «Сапалы жол – Адалдық алаңы» и специальной мониторинговой группы совместно с Центром качества дорожных активов в 2020 году прошло 14 выездов на участки дорог как республиканского, так и областного значения, где ведутся дорожно-строительные работы. Проверяющие выявили десятки нарушений.

- На всех объектах, где технадзор должен постоянно находиться и осуществлять контроль за технологическим сопровождением ремонта, выявлялось отсутствие привлеченного технадзора. Или бывали случаи, когда один и тот же эксперт технадзора курировал четыре-пять объектов ремонтных работ у одного заказчика. На таких объектах и выявились грубые замечания, - рассказал директор филиала РГП «Национальный центр дорожных активов» Жолдыбай Тентеков.

Он также отметил, что из 13 районов области договор на проведение экспертизы качества работ и материалов заключили всего шесть - Аккайынский, Есильский, Кызылжарский, Мамлютский, им. Г. Мусрепова и Тимирязевский.

Под контролем были также качество работ и применяемых материалов на улицах города и других населенных пунктов области. Под пристальное внимание попало строительство улицы Крепостной в г. Петропавловске, улиц в г. Мамлютке и в районных центрах п. Смирново, Явленка и Новоишимское.

- По заключенным договорам на участки средних и текущих ремонтов автодорог районного значения и улиц населенных пунктов выполнено 14 выездов выборочного контроля, отобрано 113 проб дорожно-строительных материалов. По результатам выездов и испытаний материалов выявлено 10 замечаний, шесть проб материалов не соответствовали требованиям нормативно-технической документации, - рассказал Ж. Тентеков.

Он также отметил, что за первый квартал 2021 года специалисты филиала уже 42 раза выехали на 16 объектов содержания республиканской сети автодорог.

НУЖНО ЗНАТЬ СВОИХ «ГЕРОЕВ»

Помимо расторжения договора и административных взысканий, подрядные организации могут понести и более серьезное наказание. Например, попасть в реестр недобросовестных участников госзакупок. Однако, несмотря на постоянные жалобы на качество ремонта дорог, за трехлетний период в СКО ни одно предприятие, которое занимается ремонтом дорог в нашей области, не было включено в реестр недобросовестных. Хотя претенденты есть.

Так, по данным Ж. Тентекова, на сегодняшний день идут судебные разбирательства управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог с ТОО «Новинтех», которое в 2019 году выиграло госзакупки на работы по среднему ремонту автомобильной дороги областного значения КСТ-62 «Еленовка – Арыкбалык – Чистополье - Есиль» на сумму 719 млн. тенге. На участке дороги образовались различные виды дефектов, которые поставщик отказывается устранять.

Не признано недобросовестным поставщиком и ТОО «KazFortis». Этому подрядчику на совещании уделили отдельное внимание.

Мы уже рассказывали нашим читателям о нашумевшей истории, вызвавшей широкий общественный резонанс. Жители села Заградовка Есильского района почти 50 лет ждали асфальтированную дорогу, а получили некачественное покрытие, ямы и несоответствующую ширину проезжей части.

- Здесь ширина асфальта должна была быть 7 метров. Была 6. Мы делаем выезд, и подрядчик насыпает асфальт по краям. То есть его можно убрать руками, - рассказал Нурлан Жахин.

Он также пояснил, что после этого случая к административной ответственности привлекли начальника местного отдела ЖКХ, технадзор «КредоСК» обязали выплатить 200 МРП. А вот подрядчика недобросовестным так и не признали.

Аналогичная ситуация сложилась при строительстве дороги на Кайранколь в Жамбылском районе, подрядчик – все тот же «KazFortis».

- Мы делаем выезды постфактум, и управление обращает внимание, что есть гарантийный срок и через время дефекты устранят, но так быть не должно. Нужно, чтобы сразу делали хорошо, на совесть, - сказал Н. Жахин.

Представителей ТОО «KazFortis» на встречу не пригласили, так как после случая с Заградовкой фирма больше не работает на дорогах областного значения. Поэтому у них не было возможности сказать что-то в свое оправдание. Хотя неизвестно, стали бы они оправдываться. Помнится, что во время выезда на объект на замечания специалистов представители фирмы невозмутимо отвечали, что так и должно быть. А явные дефекты обещали исправить. Вот только воз и ныне там.

По словам руководителя филиала Первого антикоррупционного медиа-центра Руслана Асаубаева, в прош-лом году с этой фирмой расторгли один из договоров. Однако подрядчик спокойно продолжает стелить асфальт во дворах областного центра.

- В 2020 году мы проводили большую работу по мониторингу асфальтирования дворов и дорог. Писали заявление в департамент внутреннего государственного аудита, где выявили нарушения со стороны подрядчика, и договор был расторгнут. Но здесь непонятна позиция государственных служащих. Получилось так, что у компании были незакрытые работы с 2019 года и гарантийные письма на исправление недочетов, по которым они и продолжали работать, - рассказал Руслан Асаубаев.

Он предположил, что, скорее всего, фирма продолжит работать и в этом году: она провела ребрендинг и, возможно, будет участвовать в госзакупках уже под другим названием.

- Все не так просто. Они поменяют вывеску, примут тот же штат и будут участвовать в госзакупках. А это будет уже не «KazFortis», а допустим, «Kaz-Fortis 1». Мы будем прекрасно знать, что это тот же руководитель и тот же инженер, но не дать возможность участвовать в госзакупках технически не сможем, - объяснил заместитель акима области Иван Турков.

А руководитель областной Антикоррупционной службы предложил работать не с юридическими лицами, а именно со специалистами, которые просто переходят из одной компании в другую и продолжают некачественно исполнять свои обязательства. Нужно составить так называемый «черный список», считает Жаркын Галымов:

- Нужно, чтобы люди знали своих «героев». Публиковать список тех, благодаря кому дороги ремонтируют каждый год, а толку нет. Они не должны скрываться за юридическими лицами. Нужно, чтобы не повторялись события с переделкой дорог.

ПРИМИТЕ МЕРЫ

Чтобы снизить коррупционные риски и не допустить к работам нерадивых специалистов, общественники просят не привлекать организации для работ открытым конкурсом путем предоставления услуг из одного источника. Заказчиков нужно наказывать не только выговорами, но и административными штрафами. И заранее оповещать общественность о том, где будет проводиться ремонт, кто заказчик, подрядчик и сколько на него выделено средств.

Также предлагается осветить через СМИ и социальные сети все участки дорог: где проводились работы в 2020 году, с четким указанием места расположения, подрядных организаций, которые провели работы, технадзор, авторский надзор, придать публичности суммы потраченных средств, выделенных на данный участок. Потребовать от заказчиков работ привлечение к ответственности подрядчиков, ответственных за технадзор и авторский надзор. В общем, не спускать с рук недоработки прошлых лет.

Ну и наконец-то надо реализовать инициативу, с которой общественники выходят уже не один год, – сократить сроки договоров по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог до 31 октября. Иначе даже в минусовую температуру и при сугробах на дорогах у подрядчика есть право утверждать, что он доделает работу до 31 декабря. Конечно, абсурд, но по закону все правильно.

- Для качественного обеспечения контроля за строительством дорог, по нашему мнению, требуется слаженная работа не только всех заинтересованных государственных и правоохранительных органов, но и населения. Поэтому мы призываем проявлять активную гражданскую позицию, направляя фото- и видеоматериалы некачественного ремонта как дорог области, так и улиц городов, населенных пунктов в проектный офис «Сапалы жол – Адалдық алаңы» на WhatsApp - 8 707 564 14 24, интерактивную карту открытых бюджетов - publicbudget.kz, а также Telegram-бот - @USO_bot.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"НЕ ЛЮБЫЕ ДОРОГИ ДОРОГИ"
15.04.21

Поделиться статьёй: