На протяжении четырех лет при храме Всех Святых функционирует музей, экспонаты которого окунают нас в далекое прошлое

Удивительно, но здесь можно встретить предметы разных эпох и времен – будь то двухвековая Псалтырь, личные вещи и деньги русских царей или же письма и медали солдат Великой Отечественной войны, новогодние открытки дореволюционных времен. Корреспонденты «Доброго вечера» тоже прикоснулись к истории давно минувших столетий.

Кладбищенская Всехсвятская церковь была построена в 1890-1894 годах усердием петропавловского купца Саввы Исидоровича Хлебникова и жены его Анны Дмитриевны. В силу пожилого возраста супруги Хлебниковы не дожили до завершения строительства храма, а после смерти были похоронены в его ограде. Старостой Всехсвятской церкви был назначен Владимир Иванович Черемисинов, который служил здесь верой и правдой вплоть до того, пока не стал главой Петропавловска. Нововозведенная церковь была открыта 18 декабря 1894 года. В скором времени здесь появилась первая в городе одноклассная церковно-приходская школа. В ней девочки и мальчики бесплатно изучали грамоту, арифметику и Закон Божий. В 1900 году при храме открылась богодельня, в которой могли найти приют престарелые люди и инвалиды. Через несколько лет – женская община-монастырь, первой настоятельницей которой стала монахиня Виталия. Много славных событий произошло в стенах храма Всех Святых, но хотелось бы рассказать о том, как четыре года назад, уже в дни нашей современности, здесь появился маленький музей с большой историей…

СОХРАНИТЬ ЦЕННОЕ

Епархиальный музей был создан по благословению епископа Петропавловского и Булаевского Владимира в 2015 году, поскольку появилась необходимость сохранить историю, культурные традиции, церковную утварь и прочие предметы обихода, служившие людям не один десяток лет, а то и несколько веков. В двух небольших залах царит строгий порядок: все вещи и предметы расположены так, чтобы ничего важного не ускользнуло из поля зрения посетителей. Их здесь, к слову, встречает библиотекарь храма Всех Святых Валентина Александровна Махиня. Она берет свою деревянную указку и, двигаясь от стеллажа к стеллажу, с удовольствием рассказывает о тех или иных экспонатах, которые по сей день напитаны энергией прошлого и содержат в себе историческую ценность.

- Наш храм основан и освящен в 1894 году. Он никогда не закрывался, даже в безбожное время, потому здесь сохранилось очень много предметов церковной утвари, икон, богослужебных книг и прочего. В одном из залов музея воссоздан быт людей прошлого века. В каждом доме были мастерицы, которые коротали вечера за рукоделием, - говорит Валентина Александровна. С этими словами хранительница музея обратила мое внимание на предметы, с помощью которых женщины гладили, пряли, вязали кружевные скатерти, одной из которых, к примеру, уже более ста лет. Стоит отметить, что она до сих пор не потеряла свою форму, лишь кое-где, словно отпечатки времени, виднеются желтые пятна.

- Ее создательница - девушка, которая готовила себе приданое и вышла замуж в 1923 году. Вы только посмотрите, как эта скатерть связана. Здесь использовался какой-то крючок, которого сейчас уже нигде не найти. Я тоже занимаюсь рукоделием, но такой узор повторить не смогу, - пожимает плечами В. Махиня.

Взяв в руки старинный утюг, я была весьма удивлена: как у хрупких хранительниц очага хватало сил на то, чтобы поднять такой тяжелый предмет?! В ряд выстроились беспроводные ретроприборы: от тех, что наполнялись горячими углями, до рубеля. Подозреваю, мало кто понимает, о чем идет речь. Тем не менее хозяйкам прошлых столетий нужно было все вещи как-то содержать в порядке. В этом им помогала деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для выколачивания (стирки) и глажения белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем. Чуть поодаль на столе виднеются керосиновые лампы. При них долгими зимними вечерами рукодельницы создавали яркие, красивые вышивки, которыми потом украшали свои жилища. Все вышивки Валентина Александровна бережно поместила в рамки под стекло и повесила их на стены музея. Она отмечает, что работы выполнены в технике, которую современные мастерицы уже давно не используют в вышивании.

В одном из старинных шкафов здесь можно увидеть много предметов быта, а также керамическую и деревянную посуду. Взяв в руки стадвадцатилетний подстаканник необычной формы, Валентина Махиня поведала о том, что раньше, согласно традициям, без него было не принято подавать мужчинам чай. Второй шкаф уставлен редкими церковными предметами, среди которых подсвечник для двух (дикирий) и трех (трикирий) перекрещенных свечей. Они относятся к принадлежностям архиерейского богослужения в Православной Церкви.

- По преданию книги Веры Королевой, которая писала о наших священномучениках, эти подсвечники принадлежали еще нашему священномученику Мефодию. Потом на них, будучи в Петропавловске, служил Митрополит Казахстанский и Алма-Атинский Иосиф Чернов. Также у нас есть старинные венцы, керамическая кадильница. К слову, последнюю нашли при сооружении погреба на территории храма. А вот эта мельхиоровая дароносица, которая датируется 1845 годом, попала к нам еще до открытия самой церкви. Она используется для осуществления таинства причастия вне храма. Среди икон, которые также считаются редкими, есть лик Георгия Победоносца. Написанная маслом икона необычна еще и тем, что на ней великомученик изображен в полный рост. Она, я думаю, ровесница нашего храма, - отмечает Валентина Александ-ровна. Некоторые иконы еще во времена идейной борьбы с религией подверглись надругательствам: глаза святых выжжены, выколоты ножами, оцарапаны гвоздями… Смотришь на это и думаешь: а с кем тогда воевали, если Бога нет?

От храмов – до открыток

Вход во второй зал музея украшен металлическими хоругвями, которые служат неотъемлемой частью крестных ходов, и различными лампадами. На одной из витрин расположились ламинированные изображения всех храмов и мечетей города, которые были воссозданы по картинам известного североказахстанского художника Александра Листопаднего. Многие из них в безбожное время были разрушены и отданы в пользование различным городским организациям. По словам Валентины Александров-ны, предметов и вещей в закромах музея хранится несметное количество. Однако скромные размеры помещения не позволяют разместить на полках все экспонаты, потому зачастую приходится проводить тематические выставки. Последняя, к слову, посвящена Святочной неделе и Рождеству. Один из стеллажей полностью украсили старинными игрушками и бусами из стекла, гирляндами, мишурой, которые, несмотря на свой шестидесятилетний возраст, до сих пор блестят, сверкают и горят. Валентина Махиня продемонстрировала большую коллекцию новогодних открыток, которых в музее более полумиллиона.

- У нас есть открытки как дореволюционного, так и советского периода. В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в девяностых годах двадцатого века, их тогда называли почтовыми карточками. Открытками украшали интерьер, вставляли в специальные альбомы. Тематика была самой разнообразной: на них находили отражение все события, происходившие в то время. После октября 1917 года выпуск поздравительных открыток как предмета быта буржуазного общества был полностью прекращен. Из печатных изданий и официального языка полностью исчезли не только слова «С Рождеством», но и поздравления с Новым годом. Но обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки, близкие по сюжету к празднику. Кстати, одна из прихожанок принесла в наш музей настоящие рождественские открытки 1912 года, с которых мы сделали копии, - делится В. Махиня.

Один из уголков музея отведен священнику Русской Православной Церкви Иоанну Кронштадтскому. Согласно преданиям он благословил супругов Хлебниковых на строительство Всехсвятской церкви и пожертвовал деньги на возведение храмов вдоль Сибирской железной дороги. На порт-рете 1914 года, написанном маслом по металлу, Иоанн Кронштадтский изображен приветливым, улыбающимся человеком. Недалеко от него расположился митрополит Казахстанский и Алма-Атинский Иосиф Чернов, которого вспоминают как очень скромного человека доброй и отзывчивой души. От природы митрополит Иосиф был одарен поэтичностью, удивительной памятью и умел найти общий язык с любым по званию и возрасту собеседником. Чуть поодаль также расположились портреты других казахстанских священномучеников – Севастьяна Карагандинского, митрополита Николая Алма-Атинского и остальных, причисленных к лику святых.

ПРОШЛОЕ – ПО КРУПИЦАМ

Валентина Махиня с большим удовольствием рассказывает о выставке редких богослужебных книг. Среди них – церковное Евангелие. Толстая книга в кожаном переплете вряд ли может быть прочитана современным человеком, не знающим церковно-славянский язык. Местами переплет потрепался, но для двухсотлетнего долгожителя экспонат сохранился весьма неплохо.

- На этом Евангелии служили, поэтому оно в свечах. Если его полистать, то можно даже найти иллюстрации. Хочу показать вам еще одну уникальную книгу – ученическую Псалтырь. Раньше при нашем храме была церковно-приходская школа, где детей учили именно по ней. Книге с деревянной обложкой и кожаным переплетом более двухсот лет. Здесь написано о крестном знамении, о том, как молиться, как педагогам учить детей, и многое другое. Обратите внимание, что вот в этой более современной Псалтыри девятнадцатого века шрифт уже более мелкий, - поясняет А. Махиня.

Церковная утварь, ведомости, монеты и деньги царских времен, старинные часы, украшения – чего только нет на витринах и стеллажах епархиального музея. Интерес вызвал небольшой металлический рожок, который показался мне не то мундштуком, не то слуховым аппаратом. Ближе к основанию в нем имеется дырочка, и не сразу догадаешься, что этот предмет на самом деле использовался для вскармливания детей-искусственников. Он хранился в одной семье более ста лет и был преподнесен в дар музею. Валентина Александровна призналась: они сначала не могли понять, в чем главное предназначение необычного прибора. Все встало на свои места, как только на рожке была обнаружена надпись, гласящая следующее: «Бог милует и питает младенца своя».

А вот и уголок, посвященный Великой Отечественной войне. Чего стоит увидеть письма, которые были написаны собственноручно молодыми солдатами, мечтающими о спокойной и мирной жизни. Аккуратно сложенные в треугольники, с печатями, проверенные военной цензурой… А рядом чьи-то юбилейные награды, ордена и орденские книжки, памятные карманные часы маршала Жукова. Даже настоящая пилотка со звездой 1945 года… Тяжело осознавать, что кто-то носил ее в страшные годы кровопролитий, но в то же время радостно - этот человек назло всем вражеским пулям выжил и вернулся домой. Библиотекарь храма отметила, что некоторая часть экспонатов предоставлена семьей Барашковых.

Через те вещи, которые мне показывала Валентина Александровна, я будто прикоснулась к многовековой истории Петропавловска. Покинув музей, долго размышляла над тем, что однажды, несколько столетий спустя, потомки тоже будут находить наши вещи и восстанавливать по крупицам канувшее в небытие прошлое.


Елена Чмель
газета "Добрый Вечер"
"Маленький музей с большой историей"
16.01.20

Поделиться статьёй: