На отсутствие контроля при ремонте и строительстве дорог указали борцы с коррупцией в СКО

За минувший год в СКО на ремонт и реконструкцию дорог потратили свыше 10 млрд тенге. Однако, как показывает анализ актов приема таких объектов в эксплуатацию, технический надзор проводится не всегда. Это выявил внешний анализ коррупционных рисков в деятельности управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

Первый заместитель руководителя департамента по противодействию коррупции СКО Нурлан Жахин привел примеры проведения среднего ремонта дорог без технического надзора. Он указал на скрытые коррупционные риски в законодательстве, противоречия между законами «Об автомобильных дорогах» и «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».

- На практике отсутствует утвержденный алгоритм по осуществлению контроля за проводимыми подрядчиком работами, - сказал Жахин. - Фактически данная работа должна проводится организацией, осуществляющей технический надзор с предоставлением отчетности. Но этот аспект при заключении договоров на сопровождение работ не отражен.

При изучении материалов проверки прокуратуры СКО установлено, что на 33-х ранее отремонтированных дорогах области и города выявлены дефекты. В ходе забора проб установлено несоответствие толщины асфальта при выполнении среднего ремонта на дороге Стахановское-Новомихайловка в Мамлютском районе, просадка и разрушение асфальтного покрытия на отремонтированных участках дорог Петропавловск- Барневка-Ташкентка-Долматово.

- Приведу пример отсутствия контроля за качеством выполняемых работ и неисполнения гарантийных обязательств, - сказал Жахин. – В сентябре 2017 года управлением заключен договор с ТОО «Титан Север» о государственных закупках по капитальному ремонту водопропускной трубы на участке дороги КСТ-62 Еленовка-Арыкбалык-Чистополье-Есиль с гарантийным обслуживанием сроком на три года. Общая сумма по договору более 28 млн тенге. Весной 2018 года конструкция водопропускной трубы была разрушена под воздействием паводковых вод. Тогда подрядная организация в порядке гарантийного обслуживание трубу восстановила. Однако аналогичное разрушение водопропускной трубы и дорожного полотна на этом участке дороги произошло и весной 2019 года. В ходе проверки установлено, что ТОО «Титан Север» работы по восстановлению не производил. Более того, согласно требованиям сметной документации, на отремонтированном участке необходимо было произвести укладку асфальтного покрытия толщиной 4 см. Но асфальтное покрытие на этом участке вообще отсутствует. Вместе с тем исковой-претензионной работы в отношении подрядной организации не ведется. Аналогичный некачественный ремонт и прием в эксплуатацию осуществлен на участке автодороги областного значения КТ-68 Лавровка-Келлеровка-Тайынша-Чкалово.

Кроме того, прокуратурой СКО установлен факт оказания предпочтения отдельному юридическому лицу и создания административных барьеров для других участников государственных закупок. Управлением необоснованно создавались препятствия по заключению договора в отношении ТОО «Новинтех», что повлекло обращения предпринимателя в различные органы для защиты своих прав. В связи с этим сроки выполнения работ были искусственно сокращены, отсюда, как следствие, некачественное выполнение ремонта дорог.

- Напомним, за анализируемый период к уголовной ответственности привлекался один сотрудник управления, - подчеркнул спикер. – В феврале приговором Петропавловского городского суда привлечен к уголовной ответственности заместитель руководителя управления Тасбулатов, который совершил покушение на получение взятки в виде денежных средств от директора ТОО «Ленинград Жолдары» за беспрепятственный допуск последнего к участию в конкурсе государственных закупок по содержанию автомобильной дороги областного значения в Акжарском районе и признании его победителем, с последующим заключением соответствующего договора, а также беспрепятственном подписании актов выполненных работ и общее покровительство. Тасбулатову назначено наказание в виде штрафа в размере 4 млн 500 тыс тенге с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе.

Говоря о субсидировании перевозчиков, Нурлан Жахин отметил, что необходимо внедрение прозрачной системы учета пассажиров. Это позволит оценить убыточность маршрута и провести подсчет пассажиров в электронном формате.

- При изучении личных дел сотрудников управления на предмет выявления конфликта интересов, выявлена родственная связь между руководителем отдела транспорта и пассажирских перевозок и директором компании, осуществляющей перевозки по трем маршрутам, - рассказал Жахин. - Вместе с тем руководитель данного отдела является секретарем областной комиссии по тарифам межрайонных сообщений, которая утверждает тарифы по перевозкам. Согласно Закону «О государственной службе» государственному служащему запрещается осуществлять должностные полномочия, если имеется конфликт интересов. Он обязан в письменной форме уведомить своего руководителя о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения. Однако требования данной статьи закона проигнорированы. За три месяца 2020 года компания получила максимальную сумму субсидирования - 7 563 000 тенге - по сравнению с другими перевозчиками. Из пояснений управления следует, что на маршруте компании работает новый автобус, заработная плата водителя составляет 200 тысяч тенге и базовая норма расходов топливо на 100 км - 33 литра бензина, что в разы превышает расходы других перевозчиков.

Спикер подчеркнул, что руководитель отдела транспорта и пассажирских перевозок, являясь секретарем, не имел права голоса. По этому факту в целях исключения пока еще предпосылок для конфликта интересов рекомендовано исключить его из состава комиссии по тарифам, а также уведомить департамент по делам государственной службы и уполномоченного по этике акимата области.

Всего в 2019 году принято 86 заявлений на субсидирование перевозчиков. За истекший период 2020 года оказана 31 услуга. Результатом государственной услуги являются подписанные акты выполненных работ, которые перевозчики предоставляют нарочно. Особенность услуги заключается в том, что перевозчик вынужден ежемесячно обращаться в управление в указанные сроки.

- Основным трендом по минимизации рисков в сфере оказания государственных услуг является переход от бумажной волокиты и личного контакта услугодателя и услугополучателя к электронному ведению дел, - сказал Жахин. – Это исключит вмешательство должностных лиц в процесс субсидирования, следовательно, позволит значительно снизить коррупционную составляющую в ней. Следует отметить, что при личном контакте образуется риск исправления имеющихся ошибок, предоставления недостоверных сведений о количестве перевезенных людей при подаче документов за отдельное вознаграждение.

Нурлан Жахин акцентировал внимание на том, что помимо автоперевозок субсидируются железнодорожные перевозки. Однако эта процедура не включена в Реестр государственных услуг. Хотя на субсидирование железнодорожных перевозок уходит гораздо больше бюджетных средств. Так, в 2020 году на субсидирование железнодорожных перевозок запланировано 700 млн тенге, на автомобильные - 250 млн тенге. Количество субсидируемых маршрутов растет, однако не предусмотрен обратный процесс, который бы позволил определить, является ли на данный момент маршрут убыточным для перевозчика. Отсутствие гибкости при процедуре субсидирования приводит к нерациональным расходам бюджета. Так, наблюдается спад пассажирооборота в зимние месяцы, а летом он возрастает, а, соответственно, и прибыль перевозчика.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Сфера риска"
18.06.20

Поделиться статьёй: