На очередном заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП СКО рассмотрели несколько вопросов
Подробностями поделилась пресс-служба ведомства.
Дорого стоит дома построить...
Так, в отраслевой совет строительства обратилось ТОО «Ash stroy», выражающее консолидированное мнение еще 13 подрядчиков. Строительные организации, возводившие жилье в микрорайоне «Бірлік» в Петропавловске для пострадавших от разрушительного весеннего паводка прошлого года, столкнулись с задержками оплаты. Более 400 млн тенге задолжал строителям местный фонд.
Как сообщили предприниматели, дома были построены и сданы заказчику - КГУ «Управление строительства, архитектуры и градостроительства акимата СКО» - осенью 2024 года. Все пострадавшие заселились в свои новые дома еще 1 октября, как это им и обещал аким области. Договоры подряда на строительство домов были заключены в июне 2024 года между 14 строительными компаниями, управлением строительства и корпоративным фондом «Qyzyljar Asar».
«Несмотря на полное выполнение работ и предоставление гарантий качества, компании до сих пор не получили полную оплату. Фактически оплата произведена, к примеру, по ТОО «Ash stroy» лишь на 25% от общей суммы выполненных работ, общей суммы договора. То есть даже 50% нет, хотя работы выполнены, дома сданы в эксплуатацию еще в октябре прошлого года», - отметила эксперт палаты предпринимателей СКО Ольга Достлер.
Она обратила внимание членов совета на несколько моментов по заключенному трехстороннему договору. Первый касался того, что плательщиком является частный корпоративный фонд «Qyzyljar Asar». При этом фонд не занимается предпринимательской деятельностью, существует за счет частных взносов.
«Второй момент, на который мы обратили внимание: субъекты бизнеса, согласно условиям договора, выведены из процедуры проведения расчетов и полностью зависят от действий управления строительства. Заказчик принимает документы от предпринимателей и формирует полный пакет, который предшествует оплате и самостоятельно (это его обязанность) направляет его плательщику, то есть фонду. Таким образом, как-то повлиять на эту процедуру и напрямую направить документы фонду предприниматели не могут», - пояснила Ольга Достлер.
По условиям договора оплату производит фонд «Qyzyljar Asar» по факту выполненных работ на основании документов, предоставляемых управлением строительства. И, согласно подписанному трехстороннему договору, все возложенные на предпринимателей обязательства они выполнили.
«Когда акимат обратился к нам с просьбой срочно начать строительство, мы все пошли навстречу, многие влезли в кредиты, занимали деньги, уговаривали отделочников, рабочих подождать с оплатой. Все мы понимали, что люди в беде, живут в спортзалах и общежитиях. По первым домам оплата шла, и никто не ожидал, что в итоге возникнет такая проблема. По моему предприятию ТОО «Ash stroy» задолженность составляет 88,5 млн тенге при общей сумме договора 118 млн тенге. Аналогичные проблемы испытывают еще 13 компаний. Общая сумма задолженности составляет более 400 млн тенге. Многие из нас приступили к работам еще до подписания договоров», - отметил директор ТОО «Ash stroy», председатель экспертного совета строительства ПП СКО Амиржан Шакей.
Предприниматели подчеркивают, что задержка оплаты - это колоссальные финансовые потери для них. Никто из строителей не ожидал, что спасение утопающих в конечном итоге обернется проблемой для самих спасающих.
Присутствовавший на заседании директор корпоративного фонда «Qyzyljar Asar» Канат Омаров пояснил, что основным спонсором строительства этих домов является компания KAZ Minerals Бозшаколь. А корпоративный фонд является лишь оператором «по переработке спонсорских денег от вышеназванного основного спонсора».
«У нас с ними заключен договор, согласно которому KAZ Minerals Бозшаколь выделяет спонсорские средства тремя траншами. Первый транш был в июне, второй - в июле и третий транш, о котором сейчас идет речь, до сих пор нам не предоставлен. Значит, почему не пришли эти деньги? Дело в том, что по третьему траншу актов ввода домов до сих пор не было, до Нового года по крайней мере. Вот управление строительства здесь сидит. Я несколько раз разговаривал с ними, это спонсорские деньги. Спонсор обратился уже к нам. Пожалуйста, подтверждающие ваши есть документы, к вам претензий нет. Нам нужно, чтобы были акты ввода по этим 80-ти домам», - сказал Канат Омаров.
Сказанное представителем фонда вызвало череду вопросов как от предпринимателей, так и членов совета. Так, эксперт палаты Ольга Достлер обратила внимание присутствующих на то, что согласно условиям договора документы, необходимые предшествующей оплате, - это электронная копия оригинала акта выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ, оригинал и копия ЭСФ, счет на оплату и отчет о проделанной работе.
«Это документы, которые предшествуют оплате за фактически выполненные работы. Оставшиеся 5% от суммы договора, то есть заключительная оплата, производятся в течение пяти дней со дня предоставления заказчиком плательщику утвержденного в установленном порядке акта приемки объектов в эксплуатацию. То есть к акту приема и ввода в эксплуатацию жилого дома привязана только заключительная оплата в размере 5% от общей суммы договора. Если вы ставите причиной неоплаты за проделанный объем работы отсутствие актов о вводе в эксплуатацию этих домов, то это неправомерно с вашей стороны», - сказала Ольга Достлер.
После этого представитель фонда сказал, что все-таки дело в отсутствии электронных счетов-фактур, которые якобы не предоставили порядка 10 компаний. Что также вызвало встречный вопрос от членов совета, почему же тогда не рассчитались с компаниями, предоставившими полный пакет документов? На что был получен ответ, что здесь прямая зависимость друг от друга, так как спонсор отправляет деньги по всем компаниям одним общим траншем.
Интересно, что присутствовавший на заседании представитель заказчика - заместитель руководителя управления строительства, архитектуры и градостроительства акимата СКО Серикжан Шитканов заверил членов совета в том, что управлением полный пакет документов был направлен в фонд.
«Скажу точно, что все работы по домам, которые сегодня строили подрядчики, на 80 объектах завершены, люди заселены. Других вопросов нет. Документы, которые были предоставлены от подрядчиков, зарегистрированы в органах юстиции и переданы в фонд еще до нового года. Полный пакет документов передан», - резюмировал Серикжан Шитканов.
Ответ представителя заказчика еще больше запутал присутствующих. Если в фонд все же был передан полный пакет документов, то куда делись ЭСФ по 10 компаниям? Вопрос о задолженности по оплате поднимается не в первый раз. Ранее с этим вопросом подрядчики уже ходили к заместителю акима области, курирующему вопросы строительства, где их также уверяли в том, что деньги вот-вот поступят.
«У меня вопрос: мы ведь не в первый раз поднимаем эту тему. Были у замакима области, который обещал, что деньги скоро поступят. Почему там нам сразу не сказали, что дело в несданных ЭСФ? Это ведь не проблема повторно их предоставить, если они были выписаны!» - сказал директор ТОО «Ash stroy», председатель экспертного совета строительства ПП СКО Амиржан Шакей.
Совет по защите прав предпринимателей взял этот вопрос на контроль. Предпринимателям рекомендовали в течение суток донести потерявшиеся ЭСФ, а фонд пообещал, что при таком раскладе стройкомпании получат свои деньги в течение недели.
Выписать штраф нельзя оставить...
В конце 2024 года на посту «Южный» произошел инцидент, также ставший объектом внимания совета.
Сотрудники дорожной полиции остановили служебный автомобиль ТОО «КАМЕТЕХ», которое специализируется на продаже сельскохозяйственной техники и предоставлении сервисных услуг по ремонту. Полицейские потребовали у водителя представить путевой лист с отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра. Отсутствие этой отметки было квалифицировано как нарушение части 8 статьи 590 КоАП РК, что подразумевало штраф для предпринимателя в размере от 30 до 50-месячных расчетных показателей. При этом сотрудники полиции не учли, что данная статья применяется только к субъектам, занимающимся регулярными и нерегулярными перевозками пассажиров, багажа и грузов, в том числе опасных.
«Руководство ТОО было вызвано на пост для составления протокола, однако предприниматель не согласился с нарушением и обратился в нашу мобильную группу по защите прав предпринимателей, в которую входят сотрудники прокуратуры», - проинформировал членов совета начальник отдела палаты предпринимателей СКО Айдос Кенбеилов.
Четыре часа потребовалось мобильной группе, чтобы доказать сотрудникам дорожной полиции неправомерность их действий! При этом полицейские настаивали на том, что любой автомобиль априори перевозит либо груз, либо пассажиров, поэтому отметка о медицинском осмотре обязательно должна быть в путевом листе. Понимая, что подобные случаи могут повторяться, вопрос был вынесен на обсуждение совета с приглашением ответственных сотрудников департамента полиции.
Юристы палаты проанализировали действующее законодательство и определили два ключевых вопроса. Первый: требуется ли прохождение предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей служебных легковых автомобилей, принадлежащих субъектам бизнеса, не осуществляющим перевозки? Второй вопрос касался круга предприятий, на водителей которых распространяются требования о медосмотрах.
«Департамент санитарно-эпидемиологического контроля СКО разъяснил, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры обязательны только для водителей транспортных средств, работающих на маршрутах регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, багажа и грузов, включая опасные. Наша задача заключалась в том, чтобы четко определить, что такое регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров и багажа. Определение им дано в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (приказ МИР РК от 26.03.2015 №349)», - продолжил Айдос Кенбеилов.
Согласно правилам, регулярные перевозки осуществляются с использованием автобусов, микроавтобусов и троллейбусов по установленным маршрутам и расписаниям, с обозначением начальных, конечных пунктов посадки и высадки пассажиров. Нерегулярные перевозки выполняются по разовым заказам физических и юридических лиц, включая туристические и экскурсионные маршруты, а также обслуживание мероприятий
Что касается грузоперевозок, то в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (приказ МИР РК от 30.04.2015 №546), автомобильным перевозчиком признается лицо, владеющее автотранспортными средствами (кроме легковых) и занимающееся предприниматель-ской деятельностью в данной сфере, то есть грузоперевозчик.
«Мы пришли к выводу, что сотрудники дорожной полиции неправильно трактуют нормы административного законодательства, считая, что водителю любого предприятия необходимо прохождение медосмотра, и необходимо довести до руководства департамента полиции, что такая практика неприменима. Следует четко разграничить субъекты бизнеса, данная статья применима только к перевозчикам. Если каждый водитель любого предприятия будет обязан проходить предрейсовый медосмотр, система здравоохранения просто не сможет справиться с увеличившейся нагрузкой на врачей, осуществляющих такие медосмотры», - резюмировал начальник отдела палаты предпринимателей СКО Айдос Кенбеилов.
Присутствовавший на заседании совета представитель областного департамента полиции признал неправомерность действий своих сотрудников в данном случае и пообещал провести разъяснительную работу.
«Мы соберем командиров батальона, проведем разъяснительную беседу по применению и компетентности данной статьи, думаю, таких вопросов больше не возникнет. В случае повторения подобных ситуаций просим обращаться на канал «102». После обращения мы проведем служебную проверку, если факт подтвердится, то в отношении виновных лиц будут приняты меры дисциплинарного характера за некомпетентность», - заверил членов совета старший инспектор по особым поручениям УМПС ДП СКО Азамат Жамуков.
В свою очередь, представители антикоррупционной службы рекомендовали полицейским использовать общедоступные порталы налоговых и статистических органов для проверки ОКЭД предприятий, что позволяет быстро и бесплатно определить вид деятельности компании. Тогда не нужно будет вызывать руководство компании для составления протокола, чтобы потом на месте выяснить, что данная статья неприменима к этому предприятию.
В ситуации с ТОО «КАМЕТЕХ» благодаря вмешательству мобильной группы прокуратуры и палаты предпринимателей права компании были защищены, а неправомерный штраф предотвращен. Однако члены совета все же рекомендовали служебной безопасности полиции проверить правоприменительную практику по данной статье и провести анализ подобных случаев, так как сотрудники полиции могли штрафовать и других предпринимателей, не работающих в сфере перевозок.
газета "Северный Казахстан"
"Совет палаты спешит на помощь"
07.02.25
Поделиться статьёй: