На днях два человека с инвалидностью попытались проехать на автобусе по улице Интернациональной

Эксперимент удался только благодаря сопровождающим людям «без ограниченных возможностей», поскольку общественный транспорт оказался совсем не приспособлен для передвижения людей с инвалидностью. Мужчина-колясочник этому ничуть не удивился, он всю жизнь передвигается по городу исключительно на такси, причем, по понятным причинам, старается делать это как можно реже. Вот уже четыре года в Казахстане провозглашено «будущее без барьеров». Почему же оно никак не наступает?

Уничтожающая опека

Если не брать во внимание судьбу культовых инвалидов типа писателя Островского или летчика Маресьева, чьи жизни были образцом для подражания, к инвалидам в советское время был сугубо медицинский подход. К ним относились как к объектам опеки, некомпетентным и неспособным о себе позаботиться. Для них обустраивалась специальная инфраструктура – собственные интернаты, медицинские центры, школы и производства. Также им выплачивались специальные пособия, обеспечивающие физиологическое выживание. Одним словом, они были фактически изолированы от общества, поскольку окружающая среда никак не была приспособлена для людей с какими-либо физиологическими ограничениями.

Люди с инвалидностью жили в каком-то параллельном мире, поэтому, наверное, так трудно сегодня обществу воспринимать людей с ограниченными возможностями как равных себе во всем. Как людей, которые могут самостоятельно жить и работать, не рассчитывая на уничтожающую опеку государства. Для того, чтобы быть самостоятельными, таким людям понадобилась доступная окружающая среда, обеспечить которую оказалось делом совсем не простым.

Между тем специальные нормы по обеспечению доступности объектов инфраструктуры к нуждам людей с особыми потребностями появились еще во второй половине прошлого века. Эти нормы были разработаны в США, а потом распространились и на Европу. Там над созданием безбарьерной среды для людей с инвалидностью давно уже трудится специальная комиссия. Специалистами разработаны особые регламенты, которые необходимо соблюдать при строительстве новых зданий и реконструкции старых объектов. Эти строительные нормы, в которых учитываются потребности всех людей, в том числе незрячих, слабовидящих, слабослышащих и передвигающихся на колясках, обязательны для всех стран Европейского Союза. Без их соблюдения не будет принято ни одно новое здание!

Ни в ресторан сходить, ни маникюр сделать

В Казахстане необходимость создания безбарьерной среды провозгласили четыре года назад. Проект правящей партии так и назвали «Будущее без барьеров». Он преследует благородные цели, причем не только улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями, но и в целом вовлечение их в общественную жизнь. Почему же это будущее приближается так медленно?

В Петропавловске сложно найти ресторан или салон красоты, приспособленный под нужды людей с инвалидностью. В лучшем случае рядом с лестницей в такое заведение вы увидите пандус, сооруженный по принципу: «На - и отвяжись». Потому что взобраться по нему не то что колясочнику, но и человеку на «своих двоих» бывает весьма затруднительно, если, конечно, посетитель не акробат. Если же людям с ограниченными возможностями все-таки удается проникнуть в такие здания, дальнейшему передвижению воспрепятствуют узкие двери, коридоры, лестницы.

Более-менее приспособлены для людей с ограниченными возможностями сегодня государственные учреждения – ЦОНы, акиматы, учреждения соцзащиты. На днях в Петропавловске были подведены итоги мониторинга доступности объектов для людей с особыми потребностями. Члены комиссии в ходе рейдов проверили 175 объектов социальной и транспортной инфраструктуры в области. В результате выяснилось, что только 14 из них соответствует необходимым требованиям, а 161 требует полной или частичной реконструкции. Только в Петропавловске дела обстоят лучше.

Как рассказал руководитель городского отдела занятости и социальных программ Данияр Асылбеков, на сегодняшний день в городе проделана большая работа по адаптации объектов к нуждам людей с особыми потребностями.

«На 100% адаптированы 18 объектов здравоохранения. Из 68 объектов образования доступны 58, из 9 объектов социальной защиты доступны 7. На 82,5% доступны объекты культуры, на 92% – спортивные сооружения. Также в 2018 году был выполнен мониторинг 9 гостиниц. При проведении мониторинга было установлено, что 6 гостиниц не имеют возможности для доступа и размещения маломобильных групп населения, 3 гостиницы имеют доступность, но нуждаются в дополнительном оборудовании. Автовокзал и международный аэропорт Петропавловска оборудованы и имеют полную доступность для маломобильных групп населения», - сообщил Данияр Асылбеков.

Между тем выяснилось, что даже при наличии специального оборудования некоторые учреждения не используют его в повседневной жизни. Так, по словам советника акима СКО Светланы Бусыгиной, в аэропорту Петропавловска забывают включать звуковые сигналы для людей с особыми потребностями. Очевидно, их установили лишь для того, чтобы продемонстрировать при проверке специальной мониторинговой группе.

Всего, по информации отдела занятости и социальных программ, в Петропавловске из 317 объектов социальной и транспортной инфраструктуры адаптации подлежат 253. Из них доступными для людей с особыми потребностями сегодня является 221 объект, а 32 доступны частично.

Почему инвалиды не ездят на автобусах

Вопрос доступности для людей с инвалидностью общественного транспорта вообще требует особого подхода. По данным той же мониторинговой группы доступности для инвалидов городской инфраструктуры, в Петропавловске пассажиров перевозит 330 автобусов. Из них только 3 – это специальные низкопольные автобусы, приспособленные для обслуживания людей с ограниченными возможностями. Еще 3 автобуса оборудованы гидравлическими подъемниками. Остальные для инвалидов фактически недоступны.

Впрочем, даже если в Петропавловске курсировали бы несколько сотен автобусов, приспособленных под нужды инвалидов, удобства для их передвижения они бы не добавили. Хотя бы потому, что наши остановки мало приспособлены для людей с особыми потребностями, - свидетельствуют специалисты. Много ли у нас остановок, где водитель может вплотную подъехать к бордюру, чтобы коляска могла свободно закатиться в салон? Как инвалид будет пробиваться в салон в общем потоке людей? Есть ли в салонах автобусов места, где можно закрепить коляску?

В минувший понедельник представители мониторинговой группы вместе с инвалидом-колясочником и слабовидящей женщиной, советником акима области по вопросам инвалидов Светланой Бусыгиной, решили покататься на общественном транспорте по одной из центральных магистралей города – улице Интернациональной. Это было очень тяжелое путешествие, даже учитывая наличие сопровождения.

«Ни один городской маршрут не адаптирован для колясочников. Там даже здоровому человеку нелегко забраться в автобус. Мы ждали 101-й автобус (Петропавловск-Бескол), там есть электрический подъемник, чтобы проверить, как он работает. Водитель вышел, помог инвалиду-колясочнику, которого мы специально взяли с собой для эксперимента. Он поднял его на подъемнике, потом отвел на специальное место, пристегнул там тросом, который коляску фиксирует. На все - про все ушло примерно 10 минут. Может, чуть меньше. Водитель объяснил это тем, что у него промерзло подъемное устройство, пришлось лед сбивать», - рассказал представитель мониторинговой группы Ильяс Сабдинов.

Также участники эксперимента отметили, что цифры на автобусах на некоторых маршрутах очень мелкие и слабовидящему человеку их не рассмотреть. Неудивительно, что люди с инвалидностью вынуждены для передвижения по городу использовать такси. Так как инватакси на всех не хватает, то инвалиды ездят на обычных. Поэтому каждый такой «выход в люди» - событие в жизни инвалида, причем весьма дорогостоящее. В результате маломобильная часть населения предпочитает как можно реже выезжать по делам.

Представители мониторинговой группы намерены обследовать и другие городские маршруты. По результатам мониторинга будут выработаны рекомендации для перевозчиков.

Простой выход из дома – рекорд для инвалида

Жителям городских многоэтажек невозможно выбраться за пределы собственной квартиры, потому что наши дома не приспособлены для этого. Причем это можно сказать не только про дома советской постройки. «Мы в прошлом году смотрели новостройки в микрорайоне «Береке». Их ввели в эксплуатацию в 2017 году. Там пандусы – одно название! Они длиной всего метра полтора, крутой подъем, не развернуться, не заехать!» - говорит Ильяс Сабдинов.

Проблема создания безбарьерной среды для людей с инвалидностью, по мнению специалистов, сейчас упирается в деньги и законодательство. Окончательно решить ее в будущем можно только в корне изменив строительные нормы, в которых будут учитываться запросы людей с инвалидностью.

«При наших финансовых возможностях мы не можем сделать сразу все идеально, а поэтому должны находить компромисс, нечто среднее. Фронт работы у нас очень большой. А чтобы избежать таких проблем в будущем, мы хотим обратиться к нашим депутатам Мажилиса. Когда они приедут к нам, мы предложим им включить в закон такую норму, чтобы при согласовании проектов зданий участвовали советники по инвалидам. Чтобы их подпись была в проектных документах, чтобы они детально смотрели новые здания, соответствуют ли они нуждам людей с ограниченными возможностями», - рассказал представитель мониторинговой группы Кенес Мукушев.

Приезд мажилисменов ожидается уже в феврале. Может, они помогут ускорить создание по-настоящему безбарьерной среды.

В Великобритании ныне действующий закон об инвалидах был принят еще в 1944 году. В Соединенных Штатах продвижение подобного закона было связано с борьбой за свои права ветеранов вьетнамской войны, которые в итоге добились возможности вести полноценную жизнь в социуме и для себя, и для потомков. Физические барьеры в окружающей среде они рассматривали в качестве дискриминирующего их права фактора, ведь наличие барьеров затрудняет или вовсе делает невозможным для инвалида и получение образования, и ведение трудовой деятельности, и занятия спортом, и проведение содержательного досуга. Уже в 1961 году в США был принят стандарт о доступности зданий для инвалидов. Этот документ положил начало нормативно-законодательной базе построения безбарьерной среды, которая в дальнейшем совершенствовалась и расширялась.

В 1975 году ООН приняла Декларацию о правах инвалидов, а затем появилось еще несколько документов международного уровня: Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и др. Все эти законодательные инициативы в развитых странах успешно воплощаются в жизнь, и на сегодняшний день инвалид-колясочник в Европе или в США чувствует себя вполне комфортно. Это достигается за счет строгого следования принципу непрерывности безбарьерной среды. У нас на данный момент существуют лишь обрывочные, эпизодические вкрапления элементов, облегчающих передвижение инвалидам. Например, пандусы для инвалидных колясок позволяют колясочнику беспрепятственно заехать в банк, но никого особо не волнует, как он доберется до самого здания, ведь ни выехать из своего дома, ни совершить поездку в автобусе, ни пересечь проезжую часть люди этой категории не имеют возможности. В Европе и США на деле работает требование не допускать никаких элементов, которые не только могут затруднить или сделать невозможным передвижение человека на коляске, но и вообще будут препятствовать какой-либо его деятельности.


Зауре Жумалиева
газета "Неделя СК"
"Повышение потребности при ограниченных возможностях"
17.01.19

Поделиться статьёй: