На брифинге региональной службы коммуникаций обсудили изменения в системе государственного контроля в области технического регулирования

О том, как защитить население от некачественных и опасных для здоровья и жизни товаров и услуг, рассказал руководитель департамента Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК по СКО Бейбыт Абилев. По его словам, начатая в Казахстане более 10 лет назад попытка внедрения лучших международных практик по созданию рыночной модели допуска качественной и безопасной продукции на рынок, не дала положительных результатов в силу разных системных недоработок.

«В настоящее время действующая система государственного контроля РК не позволяет применять превентивные меры для недопущения ввоза несоответствующей продукции и направлена на устранение последствий выявленных административных правонарушений, связанных с обращением небезопасной и некачественной продукции, - отметил Бейбыт Абилев. - Ситуация усугубляется отсутствием межведомственной интегрированной информационной системы о продукции, обращаемой на рынке Казахстана. На практике взаимодействие органов технического регулирования с органами государственных доходов и санитарно-эпидемиологического контроля осуществляется «в ручном» режиме. К тому времени информация становится неактуальной, продукция уже выпущена в обращение и реализована. В результате разрозненности действий контролирующих органов, принимаемых хаотичных мер по защите рынка не дают гарантии пресечения небезопасной и контрафактной продукции».

Кроме того, остро стоит проблема несовершенства механизма по отзыву и изъятию с рынка небезопасной продукции, которая предусматривает исключительно судебный порядок, что тоже занимает определенное время.

Помогут решить все эти и другие проблемы, по словам спикера, изменения в законодательстве (Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования, предпринимательства, совершенствования системы государственного управления и платежей»). Их Президент страны Касым-Жомарт Токаев одобрил в конце прошлого года.

«Для незамедлительного пресечения обращения на отечественном рынке небезопасной продукции законом предусматриваются две меры оперативного реагирования: изъятие небезопасной продукции по результатам подтвержденных испытаний и запрет выпуска продукции в обращение, не прошедшей подтверждение соответствия или на которую данный документ отсутствует. Документ не предполагает тотального повсеместного контроля. Все будет отслеживаться в онлайн-режиме в информационной базе. Меры оперативного реагирования будут применять только при наличии неопровержимых доказательств, а запрет выпуска продукции в обращение будет действовать до момента устранения выявленных нарушений», - сказал Бейбыт Абилев.

Принятый закон также позволит перевести документы по сертификации в электронный формат и создать реестр государственной системы технического регулирования на единой платформе. За счет этого в Министерстве торговли и интеграции рассчитывают решить проблемы, связанные с раскоординированностью контроля в сфере техрегулирования и оборотом серых сертификатов. Также законом предусмотрены «совершенствование процедур оценки соответствия, оцифровка процессов сертификации».

Новые поправки направлены и на стабилизацию цен на социально значимые продовольственные товары. Теперь акиматы наделены функциями по контролю за торговыми надбавками на данную продукцию.

Заместитель главного государственного инспектора Северо-Казахстанской области по государственному контролю Вадим Маршаков проинформировал, что в 2020 году по республике было отменено действие более 1000 документов по подтверждению соответствия, выданных органами по сертификации продукции как нашей страны, так и стран ЕАЭС, тем самым запрещены ввоз и реализация опасной продукции на сумму более 1 млрд тенге. Выписано штрафов на сумму более 37 млн тг.

«В департаменте никогда не было плановых или рейтинговых показателей количества проверок, суммы наложенных штрафов, заданий по перечислению в бюджет. Это положение сохраняется и сейчас. Для примера скажу, что если лет 10 назад сотрудниками проводилось 600-700 проверок в год, то сейчас в свете последних изменений в некоторые законодательные акты, касающиеся контроля, с учетом введения моратория на проведение проверок, а также ситуации в республике, связанной с карантинными мерами, количество субъектов, определенных для контроля, сокращено более чем в 50 раз», - отметил Вадим Маршаков.

По его информации, за 12 месяцев 2020 года проверку провели в 10 субъектах, в шести из них установили нарушения, наложив штрафов на общую сумму 1,2 млн тенге.


Марина Глазова
газета "Северный Казахстан"
"Меры оперативного реагирования"
06.02.21

Поделиться статьёй: