"А можно взносы не платить?"

«Неделя СК» продолжает публиковать ответы специалистов на вопросы читателей, которые поступают в адрес Единого накопительного пенсионного фонда.

- У меня не очень большая зарплата… Могу ли я не платить пенсионные взносы в ЕНПФ?

- Нет, не можете. Все казахстанцы обязаны участвовать в накопительной пенсионной системе, делая ежемесячные пенсионные отчисления. Ведь от регулярности пенсионных взносов зависит не только объем накоплений, но засчитывается и стаж участия в накопительной пенсионной системе, от которого, в свою очередь, зависит размер базовой пенсии. Даже если до пенсии еще далеко, пенсионные отчисления являются важным показателем для банков при выдаче кредитов – это еще одна мотивация для активного участия в пенсионной системе.

В статье 24 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», указано, что от уплаты обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд освобождаются только определенные категории лиц:

1) физические лица, достигшие пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона (т.е. мужчины при достижении 63 лет, женщины при достижении 58 лет. Начиная с 1 января 2018 года – женщины по достижении 58,5 лет, далее ежегодно увеличиваясь на полгода, и с 1 января 2027 года - по достижении 63 лет);

2) физические лица, имеющие инвалидность первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно. Уплата обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд осуществляется по заявлению данных лиц;

3) военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лица, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года;

4) получатели пенсионных выплат за выслугу лет;

5) физические лица, работающие по трудовому договору, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), заключенным с физическими лицами, не являющимися налоговыми агентами.

Все, кто не входит в этот список, уплачивают пенсионные взносы в обязательном порядке, формируя тем самым свой личный пенсионный капитал.

- С недавнего времени я работаю шахтером, мне объяснили, что работодатель должен ежемесячно перечислять к 10% моих обязательных пенсионных взносов плюс еще 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов за свой счет. Как я могу контролировать их перечисление и какие меры будут приняты к моему работодателю в случае неуплаты или просрочки?

- Конечно, вы можете контролировать состояние своих пенсионных счетов, как по обязательным, так и по обязательным профессиональным пенсионным взносам. Для этого ЕНПФ предоставляет все возможности. К примеру, можно лично обратиться непосредственно в любой из офисов ЕНПФ…

Теперь немного поясним, что такое обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ). Это 5% от дохода работника, которые перечисляет работодатель за счет собственных средств в вашу пользу, так как труд шахтера входит в перечень производств, работ, профессий работников, занятых на работах с вредными условиями труда и за которых дополнительно вносятся пенсионные взносы.

ОППВ уплачиваются не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов, если только ваш работодатель не является хозяйствующим субъектом, к которому применяется специальный налоговый режим в порядке и сроки, предусмотренные налоговым законодательством РК. Контролируют перечисление ОППВ налоговые органы, и в случае, если работодатель своевременно не перечислит средства на ваш счет, с работодателя налоговыми органами взыскиваются средства, которые подлежат перечислению на ваш счет в ЕНПФ с начисленной пеней за каждый день просрочки.

- Хотелось бы узнать какие гарантии сохранности пенсионных вкладов существуют в РК?

- В Законе РК «О пенсионном обеспечении» гарантия сохранности пенсионных накоплений со стороны государства появилась в 2003 году. С этого момента государство взяло на себя обязательство сохранности средств на индивидуальных пенсионных счетах. Происходит это не только в размере фактически сделанных обязательных взносов, а и с учетом инфляции. Если к моменту выхода на заслуженный отдых накопления будут ниже инфляции, то эту разницу восполнят за счет республиканского бюджета. Активно заработал этот механизм с 2009 года, когда в результате финансового кризиса доходность пенсионных активов снизилась.

В зависимости от ситуации на финансовых рынках доходность от инвестирования пенсионных активов может быть как выше, так и ниже уровня инфляции. В связи с этим возникает разница между суммой фактически внесенных взносов и реальными накоплениями. Поэтому, когда человек выходит на пенсию, производится расчет доходности его пенсионных накоплений в соотношении с уровнем инфляции за весь период нахождения в накопительной пенсионной системе. Если инвестдоход превышает уровень инфляции, то вкладчику не выплачиваются госгарантии. Его восстанавливают лишь тем людям, чей доход оказался ниже уровня инфляции.

Государственная гарантия выплачивается вкладчикам при наступлении права на пенсионные выплаты. Это право получают: лица, достигшие пенсионного возраста, инвалиды І и ІІ групп, если инвалидность установлена бессрочно, граждане, выехавшие на ПМЖ за пределы Казахстана, а также иностранцы и лица без гражданства, которые перечисляли обязательные пенсионные взносы и обязательные профессиональные пенсионные взносы. В случае смерти вкладчика, имеющего право на выплату госгарантии, деньги перечисляются наследникам. Для этого помимо заявления и копии удостоверения личности наследникам необходимо предоставить нотариально заверенные свидетельства о смерти и праве на наследство.

- Я инвалид 2 группы и хотел бы получить очную консультацию по интересующим меня вопросам. Могут ли ко мне приехать и обслужить на дому?

- Да, конечно. Люди, с бессрочной инвалидностью 1 и 2 групп имеют право получать консультацию на дому. Специально для этого у Фонда имеется услуга «Мобильный агент» - это сотрудник который выезжает к людям, не имеющим возможности приехать лично в офис по состоянию здоровья. Для этого необходимо оставить заявку на сайте либо позвонить в Call-центр АО ЕНПФ.

В целях вашей безопасности сотрудники Фонда предварительно звонят и сообщают о дате и времени приезда. Также у каждого из них при себе имеется служебное удостоверение, поэтому в случае сомнения можно позвонить в сall-центр Фонда на номер 1418 и уточнить, действительно ли такой-то специалист является сотрудником ЕНПФ.

«Мобильный агент» оснащен всем необходимым для работы: ноутбуком, USB-модемом и портативным многофункциональным устройством, чтобы отсканировать документы, распечатать выписку и т.д. Все это позволяет вкладчикам получить всю линейку услуг, предоставляемую ЕНПФ, на местах: специалисты на выезде выдают выписки, дубликаты договоров, консультируют, заключают дополнительные соглашения о способе информирования, чтобы люди не ждали конверты с выпиской, а в любое время могли через смартфон или компьютер зайти в свой личный кабинет и посмотреть всю нужную информацию.

- Я живу в отдаленном районе, где нет офиса ЕНПФ. Слышал, что теперь все услуги можно получить и в отделениях Казпочты, так ли это?

- Совершенно верно, начиная с 15 апреля 2019 года, с целью охвата пенсионными услугами отдаленных населенных пунктов страны, АО «ЕНПФ» и АО «Казпочта» запустили совместный проект по оказанию услуг вкладчикам и получателям ЕНПФ в отделениях АО «Казпочта». На сегодняшний день жители 94 населенных пунктов могут получать следующие виды услуг через национального оператора почтовой связи:

• подать заявление об изменении/дополнении дополнительных реквизитов вкладчика (получателя) (номер удостоверения личности, номер телефона, электронный и почтовый адреса);

• подписать соглашение об изменении (определении) способе информирования (в том числе для получения доступа к услугам АО «ЕНПФ» в электронном формате).

К предоставлению услуг через АО «Казпочта» подключены населенные пункты в Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Костанайской, Мангистауской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях.

Входит ли ваш населенный пункт в список тех, в которых оказываются наши услуги, вы сможете посмотреть на сайте Фонда https://www.enpf.kz/ru/services/kazpost/index.php

Для отдаленных населенных пунктов и тех районов, где еще нет офисов ЕНПФ и пенсионных услуг в отделениях АО «Казпочта», успешно работает отдел выездного обслуживания «Мобильный офис», который предоставляет все услуги в режиме online.

«Мобильный офис» - это современный высокотехнологичный микроавтобус, оборудованный внутри всей необходимой техникой и спутниковой связью. Данный передвижной центр персонального обслуживания предоставляет все услуги и выглядит не хуже стационарного офиса: здесь имеется рабочий отсек, оснащенный двумя автоматизированными рабочими местами для операторов, места для граждан, и дополнительно предусмотренная трехместная скамья для ожидающих. За один приезд сотрудники «Мобильного офиса» в среднем обслуживают около 60 вкладчиков.

В «Мобильном офисе» можно получить те же услуги, что и в отделениях Фонда. А именно - открыть индивидуальный пенсионный счет, изменить способ информирования, получить выписку со счета или подать заявление на перевод пенсионных накоплений в страховую компанию.

В отдаленные районы машина со специалистами выезжает по предварительно запланированному графику. Все маршруты согласовываются с местными исполнительными органами, и жителей заранее оповещают о приезде, поэтому вам необходимо обратиться в местный исполнительный орган с просьбой включить ваш населенный пункт в график посещения.

 


Алена Любушак
газета "Неделя СК"

25.07.19

Поделиться статьёй: