Министерство образования Казахстана отреагировало на поручения Президента, касающиеся учебной нагрузки на школьников и некачественных учебников
Ведомство рассмотрит вопрос о снижении учебной нагрузки на казахстанских школьников, заявил глава ведомства Асхат Аймагамбетов.
В Нур-Султане состоялось заседание Правительства, на котором обсудили поручения Токаева.
"В среднем образовании будет рассмотрен вопрос о снижении учебной нагрузки. Особое внимание будет уделено таким приоритетным предметам, как математика, языки, информатика", - сказал Аймагамбетов.
Напомним, ранее Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев раскритиковал включение новых дисциплин в школьную программу (за последние десять лет – девять предметов), так как это приводит к снижению количества часов, отводимых на изучение основных дисциплин. Особое внимание нужно уделить таким приоритетным предметам, как математика, языки и информатика, заявлял Президент.
Также Токаев поручил разработать единые учебники по истории Казахстана и всемирной истории. По словам Президента, сегодня в казахстанских школах используются учебники по истории, в которых можно увидеть "множество разночтений". Президент почитал некоторые учебники и удивился их низкому качеству.
"Для разработки и внедрения единых школьных учебников по истории Казахстана и всемирной истории будут внесены изменения и дополнения в соответствующие нормативно-правовые акты", - прокомментировал глава Минобразования поручение Токаева.
Ранее министр образования рассказал, что в Казахстане разработают единые учебники по школьным предметам "История Казахстана" и "Всемирная история". Сейчас в восьмых классах школьники занимаются по альтернативным учебникам истории, в которых указана разная дата одного и того же события.
"При разработке учебников по истории, будь это всемирная история или история Казахстана, должно быть единообразие. Мы должны уметь обучать так, чтобы ребенку было интересно. Каким должен быть учебник? Должны ли там быть только цифры, даты или история Казахстана, которую ребенку будет интересно узнавать? Например, в восьмом классе – учебники альтернативные. В одном указана одна дата, в другом – иная. На ЕНТ во время апелляции учащиеся указывают, что в книгах разные сведения. Теперь по поручению Президента учебники будут по одной программе, как единый базовый учебник. Единообразие будет в учебниках по истории Казахстана и всемирной истории", - сказал Аймагамбетов.
Также он отметил, что теперь учебные программы в обязательном порядке должны будут пройти экспертизу и апробацию. Это прописано в законе, которым внесены изменения и дополнения в законодательство по вопросам образования.
Учебники в Казахстане писали неподготовленные авторы, а проверяли – такие же эксперты. Такой вывод можно сделать, исходя из ответа министра образования на вопрос об ошибках в учебниках и образовательных программах, который поднимался еще в начале учебного года. Теперь, по словам Аймагамбетова, в Казахстане будут готовить авторов учебников и экспертов, а также тестировать новые материалы и учебные программы не меньше года.
ЛЕРМОНТОВ ЖИЛ 127 ЛЕТ?
Ошибки и опечатки в учебниках находили и раньше. Но с этого года Казахстан окончательно перешел на обновленное содержание, а школьники – на дистанционку, которую им помогают осваивать родители. Поэтому начиная с 1 сентября в социальных сетях появляются фотографии, видео и скриншоты опечаток, ошибок и непонятно сформулированных заданий. Например, в учебнике по литературе за седьмой класс указано, что поэт Михаил Лермонтов прожил целых 127 лет - с 1814 по 1941 годы. В истории Казахстана за восьмой класс было неверно указано время и место захоронения лидера освободительного движения Махамбета Утемисова. Вопрос о недочетах в отечественных учебниках дошел даже до Администрации Президента, комментировать острую тему накануне нового учебного года пришлось первому заместителю руководителя Администрации Президента Даурену Абаеву.
Оказалось, что произведения некоторых отечественных классиков не вошли в программу обучения. Вместо них в учебник "Казахская литература" почему-то попали Джек Лондон и Расул Гамзатов.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ознакомился с результатами проверки учебников и дал Министерству образования и науки поручение исправить недочеты.
Есть ошибки и на электронных платформах – неправильные ответы к задачам, грамматические ошибки заметили родители, вынужденные заниматься с детьми на дистанционке.
ПРОБЛЕМА ЕСТЬ, РЕШЕНИЕ НАЙДЕНО
В Минобразования проблему признают, министр лично высказывался об ошибках в учебниках.
"К обновленному содержанию страна приступила с 2016 года, начали появляться совершенно новые учебники. Вопросы у общественности как к содержанию, так и вопросы, связанные с ошибками, есть. По многим учебникам раньше либо не было апробации, либо она проводилась только частично. Очень важно до массового тиражирования, чтобы минимум один учебный год учебник проходил апробацию в пилотных школах. Там учителя уже видят, какие есть проблемы, какие недостатки, как их можно устранить", - пояснил Аймагамбетов.
Система подготовки учебников полностью пересматривается, заверил министр. Вина за ошибки в учебниках не только на издательствах или авторах - утверждают учебник комплексно.
Поэтому в Казахстане вводятся внешняя экспертиза, общественная экспертиза и апробация.
АВТОРОВ НАУЧАТ ПИСАТЬ УЧЕБНИКИ ПРАВИЛЬНО
По словам главы Минобразования, очень важна подготовка авторов. Как оказалось, раньше в Казахстане авторов не обучали правильному составлению учебника.
"Не было специальной подготовки. Если это представитель высшей школы или учитель – этого недостаточно. Потому что хороший учитель – не всегда хороший автор. Поэтому мы в настоящее время проводим работу по обучению авторов. Есть целая наука – учебниковедение, закономерность написания учебников. Есть новые программы и новые подходы", - рассказал Аймагамбетов.
Эту работу проводит Министерство образования и науки совместно с издательствами.
"ЭКСПЕРТ НЕ МОЖЕТ ОЦЕНИТЬ УЧЕБНИК ЗА НЕДЕЛЮ"
Есть проблемы и с профессиональными экспертами, которые дают заключение.
"Когда готовят учебник, его отдают на экспертизу. Раньше экспертизу проводили за 7 дней. За такой срок прочесть учебник, дать полноценный ответ, полноценный анализ невозможно", - подчеркнул министр.
Кроме того, со слов министра, ранее экспертами могли выступать и учителя.
"На эти семь дней приглашают учителей из регионов. Хороший учитель может быть знатоком своего дела, но это не означает, что он будет хорошим экспертом именно по учебникам. Поэтому эксперты должны быть сертифицированные, проходить соответствующие курсы. Эксперты должны знать, как готовят учебники, как проводить экспертизу", - подчеркнул Аймагамбетов.
Сейчас министерство приступило к сертификации экспертов и подготовке к слепой экспертизе учебников, которая будет проходить не за короткий промежуток времени, а в течение года. Все учебники и типовые учебные программы будут проходить апробацию. Мы рассматриваем эти вопросы комплексно. Новая концепция подготовки учебников уже готова, реализуется. Думаем, что в дальнейшем таких ошибок не будет", - заверил министр.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ: НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ
Что касается обучающих онлайн-платформ, в ведомстве просят информировать об ошибках.
"Мы также готовы рассмотреть и дать соответствующие поручения, чтобы исправили. Мы ввели новую норму - дистанционное обучение. Cчитаем, что платформы так же, как и учебники, должны проходить педагогическую экспертизу", - пояснил Аймагамбетов.
Однако для тщательной проверки не было достаточно времени.
"Понятно, что сейчас очень мало времени, много уроков, необходимо, чтобы была апробация, но в связи со сжатостью времени фактически с колес готовят уроки. Сейчас системно проводим педагогическую экспертизу всех этих платформ и контента", - заключил он.
газета "Добрый Вечер"
"Да здравствуют новые учебники!"
04.02.21
Поделиться статьёй: