Миллиард похищен по программе переселения на север Казахстана, сообщили в Генпрокуратуре
По программе переселения приобреталось непригодное для проживания или аварийное жилье.
Выявлены нарушения и в СКО. За присвоение разницы между реальной стоимостью дома и выплаченных государством средств новоиспеченный житель Мамлютского района назван мошенником и приговорен к 1 году ограничения свободы.
«Органами прокуратуры проведен анализ расходования государственных средств, выделенных на реализацию Программы по добровольному переселению граждан из южных в северные регионы. Выявлены вопиющие факты злоупотреблений и хищений свыше 1 миллиарда тенге путем фиктивного переселения граждан с использованием подложных документов", - сообщила Генеральная прокуратура.
По данным надзорного органа, переселенцами числились подставные лица, а документы оформлялись на заведомо непригодное для проживания жилье либо на аварийные здания, которые приобретались по низким ценам. В отдельных случаях граждане даже не знали, что их по документам переселили. Подобные факты выявлены в ВКО, Карагандинской, Акмолинской, Костанайской областях, а также в областях Абай и Улытау.
Например, в Успенском районе Павлодарской области работник КГУ "Центр трудовой мобильности" находил дешевые дома и предлагал переселенцам их покупать по завышенной цене, забирая часть полученных от государства денег. Ведется досудебное расследование, работник центра под домашним арестом.
В ВКО выявлены случаи сговора переселенцев и продавцов, которые заключали фейковые договоры для получения государственной помощи, а затем делили эти средства. В дальнейшем "переселенцы" проживали по своим прежним адресам.
В Мамлютском районе Северо-Казахстанской области переселенец присвоил разницу между реальной стоимостью дома и суммой выплаченных государством средств. Злоумышленник признан виновным в мошенничестве и приговорен к одному году ограничения свободы.
Всего прокуроры начали 20 досудебных расследований.
В правительство прокуроры внесли акт надзора для устранения пробелов в нормативных актах и усиления системы контроля за ходом реализации программы.
***
Министерство труда и социальной защиты населения РК (далее – МТСЗН) по фактам злоупотреблений и хищений, выявленных Генеральной прокуратурой РК при анализе расходования государственных средств, выделенных на реализацию Программы по добровольному переселению граждан из южных в северные регионы, сообщило следующее:
«Факты нарушений изначально были выявлены именно сотрудниками Минтруда в сентябре 2023 года, о чем были проинформированы представители местных исполнительных и надзорного органов. Кроме того, в целях недопущения подобных случаев в будущем, в 2023 году МТСЗН были внесены необходимые поправки в действующие НПА.
12 сентября этого года Генеральная прокуратура РК сообщила о результатах проведенного анализа расходования государственных средств, выделенных на реализацию Программы по добровольному переселению граждан из южных в северные регионы.
По данным надзорного органа, выявлены факты злоупотреблений и хищений свыше 1 млрд тенге путем фиктивного переселения граждан с использованием подложных документов.
«Всего прокурорами начато 20 досудебных расследований. Следствием принимаются меры по установлению всех причастных лиц, привлечению их к ответственности, а также возмещению причиненного ущерба.
Для устранения пробелов в нормативных актах и усиления системы контроля за ходом реализации программы внесен акт надзора в Правительство», – говорится в сообщении Генпрокуратуры РК.
Министерство труда и социальной защиты населения РК сообщает, что впервые нарушения по реализации Программы по добровольному переселению граждан из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы были выявлены сотрудниками Комитета по миграции МТСЗН.
Так, с 1 июля 2023 года в целях повышения привлекательности регионов расселения, определенных Правительством, начали осуществляться денежные выплаты по сертификатам экономической мобильности в размере до 50% от стоимости жилья на новом месте.
В сентябре того же года МТСЗН был проведен комплексный анализ по выданным 486 сертификатам экономической мобильности. 15 сентября 2023 года в регионы расселения были направлены замечания по выявленным фактам покупки жилья по завышенным ценам для принятия акиматами должных мер.
19 октября того же года МТСЗН в регионы расселения повторно направлено письмо о необходимости ведения постоянного анализа реализации сертификатов экономической мобильности, а также проведения сверки стоимости приобретаемого жилья на ее соответствие рыночным ценам.
С октября 2023 года МТСЗН проведена работа по внесению поправок в НПА, предусматривающих требования об обязательной оценке приобретаемого переселенцами жилья. Данные изменения вступили в силу 29 декабря 2023 года.
30 мая 2024 года Правила добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы были дополнительно ужесточены в части приобретения и реализации жилья.
Следует отметить, что законодательные инициативы, направленные на совершенствование мер добровольного переселения, разрабатываются с учетом практического опыта применения норм и выявленных проблем в процессе их реализации.
На сегодняшний день МТСЗН разработан третий пакет поправок, направленных на дальнейшее совершенствование порядка выплат по сертификатам экономической мобильности.
Параллельно с вышеуказанными принятыми нормами и выработанными поправками МТСЗН с ноября 2023 года была проведена работа по техническому улучшению процессов услуг по адаптации и интеграции.
Так, в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях с ноября 2023 года по март 2024 года проведен пилот по адаптации и интеграции прибывающих семей переселенцев и кандасов. Определены 25 видов услуг, необходимых для оказания прибывшим семьям в целях их качественной адаптации и интеграции. Через мобильное приложение «FSM Expert» был внедрен мониторинг по сопровождению семей кандасов и переселенцев. По итогам проведенного пилота МТСЗН в целях масштабирования его результатов был принят новый алгоритм по адаптации и интеграции кандасов.
Дополнительно в автоматизированной информационной системе «Рынок труда» внедрен новый функционал с выгрузкой отчетности по переселенцам и кандасам, которые самовольно покидают регионы расселения и возвращаются в южные регионы.
В целом вышеуказанные работы, проведенные МТСЗН, направлены на нивелирование коррупционных рисков с покупкой жилья. Однако проблема сохраняется на стороне местных исполнительных органов.
Кроме того, 22 февраля этого года в ходе рабочей поездки главы МТСЗН Светланы Жакуповой в Павлодарскую область на совещании под председательством акима региона Асаина Байханова с участием актива области, в том числе представителей Прокуратуры, в выступлении председателя Комитета по миграции МТСЗН было отмечено о проблемах в реализации Программы переселения в Павлодарской области, в том числе о сделках с завышенной стоимостью, сделками между родственниками и т.д.
После этого Прокуратурой Павлодарской области была начата проверка по Программе переселения.
Соответствующие письма также были направлены МТСЗН в Агентство РК по финансовому мониторингу.
Таким образом, Министерством труда и социальной защиты населения РК принимаются необходимые меры по исключению коррупционных рисков».
***
А уже 18 сентября стало известно, что Министерство труда и социальной защиты населения РК разработало третий пакет поправок в сфере переселения граждан. Теперь переселенцы и кандасы, прибывшие в СКО, не смогут заниматься трудовой деятельностью в других регионах.
«Министерством труда и социальной защиты населения РК (далее – МТСЗН) разработан третий пакет поправок в действующий НПА в сфере регулирования вопросов добровольного переселения граждан из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы, с учетом замечаний Генеральной прокуратуры РК, отображенных в акте надзора, направленном в адрес Правительства РК, - говорится в сообщении ведомства. - По итогам проверки реализации мер по добровольному переселению граждан для повышения мобильности рабочей силы Генпрокуратурой отмечается необходимость внесения изменений в действующие Правила в части определения оснований, порядка проведения, формы и мониторинга исполнения договорных обязательств между участниками переселения и центром трудовой мобильности.
В августе текущего года МТСЗН был проведен правовой мониторинг с целью выявления коррупциогенных норм права и выработки предложений по совершенствованию нормативных правовых актов.
С учетом выявленных проблемных вопросов и рекомендаций надзорного органа подготовлен третий пакет поправок в Правила добровольного переселения для повышения трудовой мобильности.
В частности, предусматриваются следующие изменения:
1) осуществление сотрудниками карьерных центров сверки документов, представленных переселенцем или кандасом, сведений по объекту недвижимого имущества, приобретаемого с использованием денежной выплаты по сертификату экономической мобильности, на предмет их полноты и достоверности, путем проведения выезда на объект сделки для его полного и тщательного осмотра;
2) расширение права центров трудовой мобильности по обжалованию результатов оценки стоимости приобретаемого недвижимого имущества;
3) закрепление дополнительного основания по отказу в выдаче сертификата экономической мобильности в случае намерения переселенца или кандаса купить жилье, которое ранее уже приобреталось при помощи выплаты по сертификату экономической мобильности;
4) исключение права переселенцев осуществлять трудовую деятельность за пределами региона расселения.
Вместе с тем сообщаем, что государственные услуги по включению в региональную квоту приема кандасов и переселенцев и по оказанию мер государственной поддержки добровольного переселения планируется автоматизировать с марта 2025 года. Таким образом, будет исключен контакт услугополучателей с сотрудниками карьерных центров, что позволит минимизировать коррупционные риски.
Цифровизация данных видов госуслуг также обеспечит четкий мониторинг исполнения договорных обязательств между участниками переселения и центрами трудовой мобильности.
Напомним, с 1 июля 2023 года в целях повышения привлекательности регионов расселения, определенных Правительством, начали осуществляться денежные выплаты по сертификатам экономической мобильности в размере до 50% от стоимости жилья на новом месте.
В сентябре того же года МТСЗН был проведен комплексный анализ по выданным 486 сертификатам экономической мобильности, в ходе которого в регионах расселения были выявлены факты покупки жилья по завышенным ценам. Для принятия соответствующих мер были направлены письма местным исполнительным органам и в Агентство РК по финансовому мониторингу.
По данным Генеральной прокуратуры РК, в ходе проведенных надзорным органом проверок выявлены факты злоупотреблений и хищений на сумму свыше 1 млрд тенге путем фиктивного переселения граждан с использованием подложных документов.
Всего прокурорами начато 20 досудебных расследований. Следствием принимаются меры по установлению всех причастных лиц, привлечению их к ответственности, а также возмещению причиненного ущерба.
Для устранения пробелов в нормативных актах и усиления системы контроля за ходом реализации государственных мер по поддержке добровольного переселения Генпрокуратурой внесен акт надзора в Правительство РК».
газета "Неделя СК"
"А мы пойдем на север"
19.09.24
Поделиться статьёй: