Международный медиафорум «Диалог культур» собрал представителей СМИ на площадке государственного Эрмитажа в северной столице России - городе Санкт-Петербурге

Медиаконгресс «Содружество журналистов» и Союз журналистов России традиционно приглашают молодых авторов, редакторов, фотографов традиционных и цифровых медиа, корреспондентов и операторов телекомпаний, режиссеров, медиа-экспертов, а также блогеров и независимых журналистов. В этом году в их числе посчастливилось побывать и мне. Программа форума была насыщенной, два дня из которой заняли выездные съемки по маршрутам «Серебряного ожерелья России».

Суровый, но красивый

Город Кронштадт – одна из площадок экскурсии. Находится в получасе езды от Санкт-Петербурга, на острове Котлин в Финском заливе Балтийского моря. Городу-крепости 18 мая исполнилось 319 лет.

Делегация медиаконгресса прибыла в Кронштадт 21 мая. Уже на въезде стало очевидно, что жизнь здесь размеренная и спокойная, несмотря на то, что город экскурсионный и толпы туристов на улицах – привычная картина.

Высадили нашу группу на Якорной площади, на которой расположен Морской Никольский собор - главный морской храм России. Купольные росписи, орнаменты, мозаики – внутреннее убранство собора впечатлит каждого, кто здесь побывает.

Прогулка по городским улицам оставила самое приятное впечатление: мне не встретилось ни одной высотки, только кирпичные жилые дома, магазинчики и кафе на первых этажах жилых зданий, отдыхающие на прогулке местные жители, туристы у сувенирных лавок.

Традиции — полтора века

Творческая группа побывала на Заячьем острове, здесь расположен старейший памятник архитектуры Санкт-Петербурга – Петропавловская крепость. Считается, что именно здесь начинается история города. Каждый день крепость открыта для жителей и гостей города.

Есть здесь традиция, которой уже 158 лет. С Нарышкина бастиона крепости каждый день в полдень из пушек производится артиллерийский сигнальный выстрел.

Инициатором церемониала полуденного выстрела был французский астроном, академик Российской академии наук Жозеф Никола Делиль. В 1736 году он предложил производить выстрел от Адмиралтейства по сигналу из обсерватории на башне Кунсткамеры. Первый пушечный выстрел, знаменующий наступление полудня, прозвучал в Санкт-Петербурге в феврале 1865 года из центрального двора адмиралтейства.

Вот уже 9 лет подполковник запаса Юрий Хрущ трудится на стене.

«2 июня 2008 года губернатор г. Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко внесла в закон статью о том, что традицией является ежедневный полуденный выстрел. Мы выполняем закон гордо. Я доволен тем, что принимаю участие в выполнении данной традиции», - делится канонир Петропавловской крепости.

Юрий Хрущ ни минуты не пожалел, что когда-то после службы стал канониром. Каждый день проходит в особой атмосфере.

Порадовали слух

Не менее интересной стала экскурсия в Санкт-Петербургскую академическую филармонию им. Д.Д. Шостаковича - государственное учреждение культуры. Это первая филармония, открытая почти век назад. Экскурсия в это удивительное место северной столицы РФ познакомила с жизнью бывшего Дворянского собрания, Большого зала Филармонии, Бетховенским фойе, фойе Шостаковича и Чайковского, партером и хорами, гостиными, 6-м Парадным подъездом, где располагался вход для гостей.

Фасад здания спроектирован Карлом Росси. Большой зал филармонии построил в 1839 году архитектор Поль Жако для Дворянского собрания Петербурга. За годы здание претерпело много раз реставрацию, рассказала музыковед Ксения Быстрова.

«Паркет в портере был ровный. Сейчас его сделали с наклоном для того, чтобы слушателям хоть что-то было видно. Не было органа. Это нововведение 20 века. Добавились дополнительные конструкции, но цветовую гамму удалось сохранить: белоколонный зал в бордово-бежевых тонах».

С конца 1840-х годов этот зал стал центром музыкальной жизни столицы. Здесь выступали Ф. Лист, А. Рубинштейн, К. Шуман, Р. Вагнер, П. Виардо, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и другие. А в фойе, малом зале, собирались гости.

...Возвращаясь к теме реставрации пространств академической филармонии, хочется отметить убранства дирижерской комнаты и 6-го парадного подъезда. После последних реставрационных работ были открыты слои росписи, состояние паркета. Рядом с входом в подъезд есть все варианты росписи: как было и стало, что сохранилось из оригинальных деталей.

Потри памятник - желание сбудется

В Санкт-Петербурге работает единственный в России государственный музей городской скульптуры. У него столетняя история. На учете музея находится более 800 памятников и порядка 1600 мемориальных досок. Занимаются хранением, изучением и реставрацией памятников. Ежегодно профилактическую реставрацию проходят более 100 памятников города.

Реставрационный сезон сейчас в самом разгаре. Начинается он, как правило, в конце апреля и длится до конца октября, поскольку среднесуточная температура воздуха должна быть не ниже +10. Работают, без преувеличения, почти круглые сутки, поскольку за столь короткий период задач стоит перед службой очень много. Приступить к работе могут и в 4, и в 6 утра.

«Всегда работаем по реставрационному заданию. Начинаем мы сезон обычно с памятника В. И. Ленину, далее 9 мая, День города - это самые загруженные отрезки времени в начале сезона. После подготовка ко дню рождения А. С. Пушкина, после - ко дню Военно-Морского флота, который отмечается в последнее воскресенье июля. Остальное время занимаемся плановым профилактическим уходом, который включает в себя памятники, не приуроченные к датам», - рассказал Павел Голубков – начальник службы по текущему уходу за памятниками Государственного музея городской скульптуры.

...Начало рабочей недели. В 10.00 утра понедельника специальная служба музея по промывке памятников подъехала к памятнику Петру 1. Сегодня это уже второй их объект. За несколько часов предстоит промыть специальным раствором и сам памятник, и барельеф. Далее идет более скрупулезный процесс – перепатинировка.

Что это? Оказывается, среди местных жителей и туристов есть традиция - потереть памятник «на удачу». Но далеко не каждый задумывается, какой вред они наносят этим скульптуре. По словам начальника службы по текущему уходу за памятниками Государственного музея городской скульптуры Павла Голубкова, барельефы подвергаются постоянному воздействию со стороны граждан, проходящих мимо, которые “хотят, чтобы исполнилось желание”. Люди знают, что памятник повреждается от таких воздействий, но все равно прикасаются к нему. А если представить, что в день это сделают 200 человек…

«Сейчас мы барельеф промыли, подсох. Обнаженные места, где стерта патина, выглядят более желтыми на фоне барельефа. Для того, чтобы патину создать, используется химический вариант воздействия, сначала зачищается специальной металлизированной ватой от атмосферных загрязнений, после обрабатывается с помощью кисти химическим составом, подобранным заранее. Так патина возобновляется. Оксидная тонкая пленка образуется, ели цвет будет не совпадать, то используем другой химический состав или еще раз наносим. Далее весь барельеф покрывается защитным составом с синтетическим воском», - поясняет Голубков.

Реставраторы Государственного музея городской скульптуры оперативно реагируют и ликвидируют акты вандализма на памятниках. С середины лета в музее примутся приводить в порядок мемориальные доски. Работа не менее кропотливая.

Ближе друг к другу

«Диалог Культур» уже более 15 лет остается одной из крупнейших площадок в России, где каждый год встречаются молодые журналисты из более 30 стран. Благодаря этим встречам совместно с коллегами из других государств мы искали ответы на современные медиавызовы, представили свои трансграничные проекты, а самое главное — стали ближе друг к другу, то есть цель проекта достигнута - представители разных культур и конфессий ищут точки соприкосновения, а не причины для отчуждения.


Анна Потеряева
None
None
12.06.23

Поделиться статьёй: