Мастерская детского и юношеского творчества «Арт-класс» организовала постановку балета-сказки «Алиса в Стране чудес»

Всем известна сказка о девочке Алисе – фантазерке и мечтательнице, во сне осуществившей свои невероятные желания. Фабула этой сказки такова: девочка проваливается в нору и попадает в воображаемый мир, населенный странными антропоморфными существами. Сделать понятным язык балета удалось через потрясающую игру музыкантов, занявших свои места в оркестровой яме, «образовавшейся» по такому случаю в зале путем перестановки кресел.

Чем же так по-прежнему интересна Страна чудес, в которую попала Алиса? Или дело в самой Алисе, в маленькой головке которой затаились самые невероятные фантазии? Вместе побывать в Стране чудес - это возможность для каждого зрителя встретиться с настоящими чудесами, поверив (или все-таки усомнившись?) в них.

И мы путешествуем вместе с озорной девчонкой, во сне провалившейся в бездну, оказавшуюся неведомой страной. Атмосфера загадочности в спектакле передана в первую очередь музыкой (композитор Джоби Тэлбот), через язык жестов и движений юных артистов, а также яркой сценографией, световыми решениями, необычным видеорядом.

Казалось бы, известный сюжет, но фраза «по мотивам сказки» дает авторам петропавловского проекта и самим внести фантазии в создание эффекта неожиданности. Совершенно изумителен Чеширский Кот – действительно огромное существо, при выходе которого от его плутоватой морды и хвоста невольно вздрагиваешь. Поражает фантазия создателей образа Гусеницы: ее фигура сконструирована из зонтиков, покрытых темной тканью. Знакомые персонажи, ставшие благодаря игре юных балерин еще красочнее, - результат перевоплощения талантливых исполнителей: тут и любознательная и доверчивая Алиса, и сумасшедший Шляпник, и боязливый Белый Кролик, и глумливый Чеширский Кот, и вздорная и раздражительная Королева, и безумный Мартовский Заяц. В придачу ко всему - невероятные фантасмагоричные костюмы танцующих персонажей. Танцуют все: море, двери, слуги, фламинго, птицы, вальс цветов, тараканы, даже кусты роз, черные и красные карты, рыбки. А как оживают чашки, из которых неожиданно возникают веселые существа! Маленькие ежики вообще милота! Заметьте, о сказочном путешествии и ощущении – и не менее увлекательно, чем при помощи слова, - рассказано в танце. Зритель ищет разгадку над каждым образом, заражаясь фантазиями от любознательной Алисы. В этом и помогает музыка: одновременно с действом пристально следишь и за виртуозной игрой музыкантов, и за каждым мановением рук маэстро Е.Сафронова.

- Мы старались, оркестр замечательный, справился, так как музыка для него необычная, новая. Одной партитуры 337 страниц! - говорит дирижер эстрадно-симфонического оркестра филармонии Евгений Сафронов. - Сделали все что могли, особенно, конечно, руководитель мастерской «Арт-класс» Ксения Радионова! Это проект хореографической студии, первым был «Белоснежка», мой дирижерский дебют, а это второй проект, который был показан два года назад, также 1 июня, в День защиты детей, и имел большой успех. И вот, наконец, идея, о которой давно мечтала Ксения Евгеньевна, - воплотить именно «Алису». Когда она нашла материал, мы очень удивились: музыка сложная, современная, необычная на восприятие, и не знали, как отреагирует публика. Было хорошо организовано, много труда вложено в великолепные постановку, костюмы, особенно человеческих ресурсов, родители помогали, это надо знать и уметь, как все сделать. Не теоретиком быть, а еще и практиком, причем увлеченно это делать. Спектакль по объему, конечно, больше, чем «Белоснежка», и рассчитан, по моему мнению, на взрослый контингент. Как справились, судить не мне – зрителю, тем, кто слушал, смотрел. Мое мнение: оркестр сделал все что мог. В нашем репертуаре такой музыки нет. Пришлось много осваивать, поднимать материал – работать не по-детски. Репетиций было меньше, чем хотелось бы, из-за технических накладок, связанных с залом: снимались ряды, на следующий день снова ставились. Мы друг друга должны были дополнять – подстраивались под детей, они под нас, это же ансамбль: я смотрю за их движениями, а они слушают музыку, и вместе мы созидаем, занимаемся творчеством. Музыка – это искусство, которое протекает во времени. И хореография под музыку. Детям было сложнее, чем под фонограмму. Это взрослые быстро понимают, что нужно делать, с первого такта.

Произведение композитора Джоби Тэлбота сделано на большой симфонический оркестр. Мы адаптировали к своему эстрадно-симфоническому оркестру. За основу взяли симфоническую партитуру, но тем инструментам, которые отсутствовали, а это баскларнеты, фаготы, контрафаготы, гобои, английские рожки, арфы, ударные звуковысотные (ксилофоны, виброфоны, маримбы), мы искали альтернативу. У нас другая специфика оркестра, эстрады больше, допустим, саксофоны. Оркестранты – все свои, студийцы же с детьми делают, а нам как-то нехорошо пользоваться услугами кого-то, когда дети такое поднимают. Все получилось благодаря в том числе директору филармонии, которая все согласовывала с генераторами идей – режиссером-постановщиком Ксенией Евгеньевной Радионовой и балетмейстером-постановщиком Татьяной Евгеньевной Каменевой. Психологическая нагрузка, конечно, большая: спектакль шел почти два часа, без антракта, но мы сами выбрали такую профессию!

- Это наш второй проект, - делится итогами работы над балетным спектаклем руководитель мастерской детского и юношеского творчества «Арт-класс» Ксения Радионова. - Первый был «Белоснежка и семь гномов». Очень благодарны филармонии, куда мы пришли с совершенно, казалось бы, нереальной идеей о том, чтобы поставить с детским непрофессиональным коллективом балет, причем под исполнение оркестра. Первое, что от нас требовалось, - это нотный материал на весь оркестр, на каждого музыканта. Мы его за рубежом купили. Около полугода готовился сам оркестр, из-за пандемии готовились чуть больше. «Белоснежка» прошла с успехом, мы очень благодарны Евгению Ивановичу Сафронову, он просто рискнул. Первый раз – и сразу успех: мы все три дня (тогда это был карантин) забивали полный зал. На Новый год повторили этот же спектакль. Самое главное: оркестру тоже было интересно. Мы решили, что будем дальше продолжать. Перешли на поиски нового материала и нашли «Алису в Стране чудес». Работали с новым материалом год, а дирижер - два года. Проблема в том, что тот материал, который мы купили, на очень большой симфонический оркестр. У нас нет стольких инструментов, и дирижер перекладывал это все с учетом нашего состава. Весной у нас начались сводные репетиции, то есть до этого они самостоятельно разбирали материал, а музыкантам непривычна эта музыка, она сложнее, чем предыдущая. Потихоньку стало вырисовываться то, что сейчас вы увидели. Для детей это огромный опыт - играть с оркестром, я думаю, детским коллективам города такое не удается. Это же спектакль, не отдельные концертные номера. Ребенку трудно вжиться, казалось невозможным, но мы сделали этот проект за год. Принимали участие дети от 3 до 17 лет, ежики самые маленькие, 3-4 года, солисты - уже 16-17 лет. Задействовано 90 человек, а ролей – 138, то есть дети успевали еще в нескольких ролях сыграть. Директор филармонии просто рисковала, когда решилась на этот проект. Но все удалось. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы повторить эту премьеру на Новый год. И мы уже приступаем к поиску нового материала. Дорого? Да, в целом оно стоит того, это же непередаваемые детские эмоции! Покупаем только нотный материал, а хореографию ставим самостоятельно. Очень большая доля финансирования идет на оформление, то есть дорогостоящие костюмы, декорации, экраны авторские заказывали в России. Приходится постоянно где-то искать специалистов. Все задумки с нуля, да, долго, трудно, но стоит того. Как режиссер-постановщик выдаю балетмейстерам-постановщикам уже готовую таблицу, в которой поминутно прописано, что должно по действию происходить, а они перекладывают на движения. Это сотворчество со своими педагогами-репетиторами, хореография - авторская.

Ксения Евгеньевна рассказала, что на сцену они выходят редко, так как основная цель – это репертуарный детский театр. Пока в репертуаре только два спектакля. С каждым годом идет наращивание творческого потенциала, можно будет выезжать с несколькими балетами. Но это проблематично из-за большого количества декораций и числа артистов. По крайней мере, на уровне города и области «Арт-класс» - единственный, кто делает такие проекты.

Организации, имеющей свидетельство государственного образца, около 10 лет. Детей начинают выпускать на сцену только через четыре года. Учиться надо 9 лет, если дети приходят с семи лет, и 7 лет – если с 9. Обучение основательное, попредметное, то есть дети изучают классический, характерный танец, грим, актерское мастерство, преподаются теория хореографии, гимнастика, пальцевая техника, французский язык (балетная терминология того требует).

- Второе отделение - актерское, ставятся драматические спектакли, - Ксения Евгеньевна продолжает рассказ о мастерской «Арт-класс». - Открыты те отделения, по которым у меня есть образование: я по одному образованию режиссер, по другому – хореограф. Приходится постоянно учиться, чтобы этого всего добиваться. У актеров в прошлом году была премьера по мотивам произведения Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким», очень трогательное произведение. Готовится следующий спектакль по мотивам произведения «Овраг» - про собак, про их печальную участь...

- И такое сотрудничество с оркестром…

- Танцевать под живую музыку трудно. Зависит все от того, как дирижер играет. Это всегда живой организм, никогда не бывает одинаково: здесь требуется играть чуть медленнее, там чуть быстрее. Многое зависит от маэстро. Он хорошо нас чувствует, всегда с нами на одной волне. Это человек, который неформально относится к проекту, он вместе с нами. Я настолько удивлена, что 50 музыкантов, взрослых людей, каждый раз идут на такое сотрудничество, хотя это дополнительный труд. Представляете: играть 1 час 40 минут, без антракта, дирижер просто без рук, ни на минуту не отвлекался. И инспектор оркестра Артем Кислощей вместе с ним. Настолько они оба ответственные, серьезно подходят к проекту, идут нам навстречу. Евгений Иванович, когда работал без нас, докупал какие-то шумовые инструменты, чтобы приблизиться к той музыке, что звучит. Помогала и его супруга Светлана Васильевна – музыкант, очень талантливая пианистка, концертмейстер, теоретик. Оба скромные, интеллигентные, но убеждаюсь: чем больше о себе кричишь, тем меньше стоишь. И это же дирижеру надо удержать большой оркестр, с творческими людьми очень трудно. Работа с детьми не менее сложная, приходится прерываться, делать остановки, много сводных моментов. Было два состава, главных героев мы меняли, хотели дать детям максимальную возможность проявить себя. Мы, конечно, не балетное училище, мы берем практически всех детей, с разными данными. Наша задача - прикрыть ребенка характером, костюмом, показать его с наилучшей стороны, раскрыть его, чтобы он был лучше на сцене. Еще одна важная задача – угадать с ролью, амплуа ребенка, изнутри где-то достать и не прогадать. Очень часто до последнего трудно раскрыть ребенка. Задача - задействовать всех детей, не притянуть за уши какой-то номер, чтобы не был вставным, а шел по сценарному плану, только по произведению. Ну и дети раскрываются. Не каждый прочитает «Страну чудес», когда мы работаем, вместе с ними пересматриваем разные экранизации, театральные постановки, мультфильмы, чтобы они подыскивали этот характер. Это не значит, что надо скопировать какой-то образ с кого-то, нет, они с разных режиссерских вариантов какую-то изюминку себе берут и в результате получается образ, работа над духовностью ребенка, над собой.

Мы столкнулись с тем, что многие зрители не понимают вообще, о чем речь, не знают произведение. А что тогда говорить о том, чтобы ставить, например, Чехова? Отсюда наша задача - воспитать зрителя, чтобы он ушел со спектакля с желанием перечитать то или иное произведение. Это же стимул! Несмотря на то что об «Алисе» много слухов, что это какое-то сложное произведение с психологическими вещами, мы решили этого не делать. Для нас это просто девочка с бурной фантазией, которая уснула, и ей приснился сон. Притягивать к ее истории какие-то метафоричные вещи не стали.

- Это и нам мог присниться сон...

- Что нам только не снится! У нас был автор Льюис Кэрролл, который представил нам свое произведение, именно со страниц этой книги вышли герои.

- Чтобы дети фантазировали... А у вас получилась ваша история. Вы воплотили свою идею. Главное - не бояться мечтать. Какие же у детей лица одухотворенные...

- Почему мы делаем показ три дня? Только в течение трех дней юные артисты начинают понимать, что это ответственность, это маленькие гастроли, у них есть расписание, когда и что им делать, они ощущают себя артистами, увереннее чувствуют себя на сцене. Понимают, как прошел спектакль. Конечно, у нас есть мечта - свой театр с репертуаром. Пока действуем самостоятельно. Очень трудно с декорациями в аренде находиться, перемещать их из одного места в другое. Пробуем приобрести помещение.

- И у вас сплоченная команда...

- Педагоги молодые, они живут этим, хотя у них свои семьи. Я им очень благодарна.

- Все пришли из разных ансамблей, с разным опытом...

- Пришлось и обучать, переделывать, организовывать мастер-классы с приглашением педагогов из Астаны, из Академии хореографии. Делаем обучающие семинары областными, но в первую очередь для наших преподавателей. Многих хореографов интересует финансовая сторона наших проектов, но меня удивляет, что их не интересует, где мы берем музыку. Еще им нравятся наши костюмы, это наша гордость. Их делает очень талантливый человек Ирина Петровна Колесникова. Мы себя позиционируем как одну большую, дружную семью. Как в любой семье, у нас бывают конфликты, недопонимание, но мы пытаемся все решать. Если что-то случается, старшие отвечают за младших, даже если я еду одна с 50 детьми, знаю, что все будет в порядке. Я боюсь одного: вот уйдет это поколение в следующем году. Кажется, таких больше не будет. Очень трудно с ними расставаться, от себя как будто отрываешь, привыкаешь, прикипаешь к ним. У них часто бывают всплески решения: бросить или не бросить заниматься. Занятия четыре раза по 2-3 часа в неделю. Только у малышей по часу. Но я удивлена: наши воспитанницы почти все отличницы, организованны, это благодарность и родителям. Родители много терпят, у нас репетиции и в 7, 8 утра. Педагоги-репетиторы и дети участвуют во всех мероприятиях, конкурсах. Даже если ребенок технически хуже, но я знаю - его надо стимулировать. Вот сегодня девочка играла Белого Кролика, она с первого дня у нас занимается. Как интересно наблюдать: из гадкого утенка вырастает лебедь... В любом спектакле присутствует актерская игра. Мы не классический балет, мы даже по технике не вытянем туда, очень трезво себя оцениваем, у нас нет звездности. Понимаем, где у нас какие нюансы, поэтому значит надо перекрыть режиссурой, актерской игрой, чтобы было необычно.

И снова встает перед нами задача – «Белоснежка» прошла с успехом, в «Алисе» надо было превзойти себя. Как стать еще лучше в следующем проекте? Трудно, но мы должны это сделать!

...Петропавловским любителям музыки и балета повезло побывать с Алисой в Стране чудес. Сказка не кончается...


Алма Абильмажинова
газета "Северный Казахстан"
"С Алисой - в Страну чудес"
13.06.24

Поделиться статьёй: