Люди категории 60+ относятся к одной из самых уязвимых для мошенников группе казахстанцев
Чтобы доверчивость, недостаточная цифровая грамотность бабушек и дедушек, а в отдельных случаях и отсутствие постоянной поддержки со стороны близких, не стали причиной больших неприятностей, Fingramota.kz напоминает о распространенных методах обмана и правилах безопасности.
Финансовые пирамиды охотятся за пожилыми
Часто мы слышим истории, что пенсионеры общаются в мессенджерах с так называемыми «рекрутерами», которые чаще всего просят оформить подписки, покупать «чудо-товары» (БАДы, косметику, бытовые приборы), привлекать новых подписчиков.
Многие пожилые люди, как говорят их родственники, «переходят из пирамиды в пирамиду». Как правило, им обещают «высокий доход без риска», используют слова «инвестиции», «стартап», «госпрограмма».
Самый распространенный прием мошенников - психологическое воздействие, игра на желании помочь детям и внукам - «заработай для семьи» - и обещание «бесплатных бонусов», подарков, льгот.
Признаки финансовой пирамиды давно известны. Их основной доход идет не от продажи товаров/услуг, а от привлечения новых участников.
Требуется «вступительный взнос» или регулярные платежи
Нет лицензии на деятельность (можно проверить на сайте Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка).
Обещают гарантированно высокий доход «без риска» от 20 - 30% ежемесячно. Ставят условие - «реши прямо сейчас».
Защитить пожилых родственников можно, установив лимиты на банковские карты и включив SMS-уведомления.
Важно регулярно обсуждать с пожилыми родственниками тему мошенничества. Просить их не вкладывать деньги без консультации с близкими.
«Ваша карта заблокирована»: звонок псевдобанкира
Злоумышленники звонят и сообщают о «подозрительных операциях» по карте. Предлагают «защитить средства» и просят назвать номер карты, CVV-код, PIN или SMS-пароли. Иногда убеждают установить программы удаленного доступа (TeamViewer, Any-Desk). Итог - полный контроль над счетом и кража средств.
Важно объяснить своим родственникам, что банк никогда не спрашивает коды и реквизиты по телефону.
Поставьте защиту от нежелательной установки приложений, особенно по просьбе посторонних, и двойное подтверждение операций со смартфоном.
Расскажите, что при сомнительном звонке необходимо положить трубку и перезвонить в банк по официальному номеру.
«Ваш родственник попал в беду»: игра на страхе
Мошенники представляются полицейскими или врачами и сообщают, что близкий человек якобы в беде - авария, задержание, больница. Чтобы «решить вопрос», требуют срочный перевод денег или передачу наличных курьеру.
Пожилые люди должны знать алгоритм действий в таких ситуациях. Сначала нужно связаться с родственниками напрямую. Не отдавать деньги неизвестным людям. Сообщить о таких звонках в полицию.
«Вам положена выплата»: привет от государственного учреждения
Под видом сотрудников пенсионного фонда или акимата мошенники обещают доплаты, компенсации, субсидии. Для «оформления» требуют карту и коды из SMS либо подпись под поддельным бланком. Иногда приходят домой с фальшивыми удостоверениями.
Нужно знать, что все выплаты оформляются только через ЦОН или eGov.kz. Нужно проверять документы, позвонив на номер 1414. Никогда не сообщать личные данные незнакомцам!
Важные меры защиты
Агентство усилило защиту потребителей финансовых услуг. Введен запрет на агрессивный маркетинг кредитов и инвестиций для уязвимых категорий (в том числе пенсионеров).
Ужесточены требования к МФО и банкам - запрет звонков с навязыванием продуктов, защита от скрытых комиссий.
Есть возможность использовать вместе с пожилыми родственниками сервис «Добровольный отказ от получения банковских займов и микрокредитов» - «Стоп кредит». Подключить его можно всего за несколько минут через портал eGov.kz или мобильное приложение eGov Mobile, и пользоваться им можно столько времени, сколько необходимо: ограничений по срокам и количеству обращений нет.
Согласие супругов необходимо при получении кредита или микрокредита, сумма которого превышает 1000 МРП (3 932 000 тенге в 2025 году). Согласие оформляется в письменной или электронной форме через eGov или мобильное приложение банка, если заемщик состоит в зарегистрированном браке. Если кредит выдан без согласия супруга, то кредитор обязан списать такую задолженность.
Сервис «Вторая рука» - это инструмент, разработанный агентством для защиты пожилых людей и лиц с инвалидностью от мошенничества. Его суть в том, что пожилой человек или человек с инвалидностью может по договоренности назначить «помощника» (доверенное лицо) из числа клиентов того же банка или финансовой организации.
Помощник получает уведомления о планируемых операциях клиента - переводах, открытии вкладов или карт, обмене валюты, инвестиционных услугах и др. Помощник может подтвердить операцию или отклонить, если сочтет ее подозрительной.
Если со стороны помощника есть подозрение в мошеннических действиях, кредитные организации обязаны будут отключить услугу «Вторая рука» с уведомлением клиента.
Сервис будет протестирован в первом полугодии 2026 года, после чего планируется внести соответствующие нормы в законодательство, чтобы сделать обязательным для кредитных организаций.
газета "Северный Казахстан"
"Пожилые - в зоне риска"
28.11.25
Поделиться статьёй:
