Ермек Курманаев и Екатерина Лапухина встретились, чтобы сыграть дуэтом на сцене Северо-Казахстанской филармонии им. Ақана сері
Их «Музыка души» прозвучала для всех ценителей и поклонников классической музыки. Гармонично смотрелся ярко-красный наряд Екатерины – в тон такого же цвета роялю…
Об известном казахском музыканте, лауреате международных конкурсов, лауреате Фонда Первого Президента РК в области культуры и искусства, солисте Казахской государственной филармонии им. Жамбыла Ермеке Курманаеве – только с восхищением. Он получил международное образование: учился и стажировался в Казахстане, России, США, о чем свидетельствует сертификат, подтверждающий международный уровень его исполнительского мастерства и право работать за рубежом. С шести лет в музыке: окончил республиканскую среднюю музыкальную специальную школу-интернат для одаренных детей им. К.Байсеитовой по классу виолончели, российскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных, Российскую академию музыки им. Гнесиных, класс выдающейся виолончелистки, профессора, лауреата госпремии, народной артистки СССР Н.Шаховской – любимой ученицы М.Ростроповича. Окончил аспирантуру Московской госконсерватории им.П.И.Чайковского. Самый молодой педагог Казахской консерватории им. Курмангазы, солист Казахской госфилармонии им.Жамбыла, педагог республиканской средней специальной музыкальной школы-интерната для одаренных детей им. К.Байсеитовой. Концертирует по всему миру, выступая с именитыми музыкантами, дает мастер-классы. Такая звезда поистине планетарного масштаба – у нас! Город Ермеку Курманаеву понравился своим спокойным ритмом жизни. Он здесь не первый раз: приезжал с Фондом Первого Президента с концертом по профориентации. Но сольный концерт – первый.
Упустить такую встречу невозможно. Думаю, пришедшие на концерт студенты колледжа искусств, поклонники музыки будут вспоминать ее как одно из прекрасных мгновений своей жизни. Как по сей день в памяти выдающиеся музыканты, гастролировавшие в нашем городе: Марат Бисенгалиев, Амир Тебенихин, Айман Мусаходжаева, Жания Аубакирова, Ержан Кулибаев и многие другие.
И вот Ермек Курманаев и Екатерина Лапухина на сцене. Сложнейшая классическая программа исполняется на одном дыхании, кажется, музыканты чувствуют друг друга на уровне подсознания. Ермек даже не оглядывается, сидя спиной к партнерше, так уверен он в ней. Словно контакт идет по воздуху от колебаний музыкальных звуков. Поразительная сыгранность! «Очень хорошо спелись», - оценит выступление дуэта пианист А. Слезко. «Екатерина Лапухина – один из лучших концертмейстеров нашего города!» - гордится коллегой ведущая концертной программы Е.Юрова, тоже, кстати, концертмейстер.
Исполнялись не просто популярные, а сложные произведения: «Ариозо» И.С.Баха, «Ария» А. Жубанова, божественный «Лебедь» из сюиты Сен-Санса «Карнавал животных». Надо было видеть, как дрожали пальцы виолончелиста, приводя в волнительный трепет струны. И он, и мы, слушатели, конечно, вспоминали царицу магических движений Майю Плисецкую. И тоже понимали, почему у пианиста Сергея Рахманинова любимым инструментом была виолончель, ей он посвятил сонату. А каким экспрессивным может быть смычок музыканта, тоже убеждались, слушая «Экспромт» А.Арутюняна.
Насколько насыщенна и разнообразна была представленная программа, можно судить по тщательно подобранным произведениям: и «Ария» Баха, и пьеса «Пробуждение» Габриэля Форе, «Медитация» из оперы Массне «Таис». Мы, наконец, услышали голос Ермека Курманаева: «Мы представили с Екатериной шедевры мировой классики, миниатюры в подарок меломанам. Композитор Родион Щедрин учился в аспирантуре и написал «В подражание Альбенису» для своей будущей супруги Майи Плисецкой». Аккомпанемент Екатерины Лапухиной снова на высоте общих с Ермеком чувств и переживаний, свойственных исполняемым произведениям. И такое тонкое, чувственное прочтение мелодий, когда струна дрожит в нежных и заботливых руках музыканта: звучит «Вокализ» С. Рахманинова, и здесь уместно сказать: играет, смычком касаясь струн души. Как же прав Шаляпин, мечтавший петь так, как звучит виолончель… Слушаем, она действительно поет: «Я встретил вас…». Трепетно, нежно. И руки пианистки, и струны виолончели. Он пропел, она, в такт его чувствам, сыграла. Конечно, можно спорить, что оба инструмента могли бы звучать и по отдельности хорошо, но когда вместе, наслаждаясь общими переживаниями и впечатлениями, делясь ими, – это непередаваемое ощущение блаженства. Как танец для двоих. Может, поэтому подчеркнуто символично звучало танго Пиаццоллы.
…На вопрос, как могла состояться встреча двух творческих людей на одной сцене, Екатерина Лапухина отвечает так: «Когда-то, в 2016 году, в Петропавловск приезжал с концертом солист оркестра театра «Астана Опера», его первая скрипка Багдат Абильханов. Он позвонил мне с просьбой сыграть с ним концерт, чтобы обкатать программу для выступлений в США. Я согласилась. Спустя полгода он позвонил снова: смогла бы я сыграть с альтистом Денисом Краснокутским из США концерт в «Астана Опера»? Я снова согласилась. Но он уточнил, что еще будут играть концерт и с камерным оркестром «Астана Опера». Там солировал Ермек Курманаев в «Adios Nonino» Пиаццоллы. Мы вместе сыграли всего лишь 8 тактов. До этой встречи я привозила студентку на республиканский конкурс и пришла в театр «Астана Опера» на «Кыз Жибек». Багдат Абильханов провел экскурсию по театру, в малом камерном зале шла репетиция фортепианного квартета, и мы послушали. На следующий день я сходила на концерт этого квартета с участием Ермека Курманаева. Услышав Ермека, была поражена: какой музыкант шикарный, чудо, какая у него фраза, как он мыслит! С этого времени появилась мечта сыграть с ним концерт. Осенью 2023 года написала ему. Он согласился. В ноябре на республиканском конкурсе в Алматы встретились, обговорили, что будем играть, причем небольшие формы. Будут студенты, сказала я, чтобы не отпугнуть их, ведь, к сожалению, наша аудитория не подготовлена к большим произведениям. Еще попросила позаниматься с нашими студентами. Почему 30 января? Он приезжал в Астану, находился рядом, играл с оркестром «Астана Балет». И вот он в Петропавловске, я его встретила, порепетировали часа полтора. В понедельник Ермек дал мастер-классы для студентов колледжа искусств. В филармонии порепетировали со светом. Встретились уже перед концертом. Репетировать с ним легко. Надо было просто обратить внимание на сложные ансамблевые нюансы. Но это уже на подсознании. Он хотел сам вести концерт, но раздумал, так как приболел. Вообще он очень хорошо говорит, мог бы быть ведущим и рассказать о каждом произведении больше. Очень простой в общении. Музыканты такого уровня, как правило, все простые.
- Как вы так запросто решили сыграть с таким известным музыкантом?
- Было волнительно, но желание сыграть с Ермеком побороло все страхи!
- А как вы выбирали наряд? Все было продумано? Сначала наряд, потом рояль или...?
- Я никогда не играла в красном. Решила хоть раз рискнуть, чтобы побороть свои страхи. Выбрала фасон, заказала. За неделю до концерта узнаю, что черный рояль забрали назад в драмтеатр им. Н.Погодина, так как это был их инструмент и в филармонию его привезли временно. А месяц назад его забрали. Красный рояль привезли из телестудии 27 января, когда наряд был готов. Хотя каждый пусть думает…
- Мистика! И получилось, что специально так подстроили.
- Совпало все! Мы смеялись: для меня рояль искали по всему городу, чтобы под цвет платья подошел. Но оказалось тон в тон.
- Оставайтесь для всех загадкой…
…Ермек позвонил Екатерине вечером по возвращении домой, поблагодарил за приятную атмосферу заинтересованности на концерте. И вспомнил, как один из ярких для себя моментов, как внимательно публика слушала романс «Я встретил вас…».
газета "Северный Казахстан"
"Я встретил вас…"
15.02.24
Поделиться статьёй: