Кто обязан следить за чистотой и порядком в подъезде многоквартирного жилого дома, рассказали в департаменте по защите прав потребителей СКО

В перечень коммунальных услуг, утвержденных приказом и.о. министра индустрии и инфраструктурного развития РК, не входит уборка подъездов жилого многоквартирного дома. Этот вопрос является общим делом жильцов, который может решиться путем договоренности между ними.

В настоящее время уже редко можно встретить в многоквартирных жилых домах график дежурства, согласно которому сами жильцы в порядке очередности осуществляют уборку подъезда. Теперь этот вопрос решается по-другому - договоры сотрудничества заключаются с субъектами сервисной деятельности. При этом оплата за уборку входит в ежемесячную оплату расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества. Также часто встречаются случаи, когда жильцы отдельно взятого подъезда сами выбирают клининговую компанию, заключают индивидуальные договоры между собственником квартиры и исполнителем клининговых услуг. Договор клининговых услуг является возмездным, т.е. договором, по которому сторона должна получить плату за исполнение своих обязанностей.

На основании статьи 686 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК) заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков, причиненных расторжением договора, кроме случая, когда это произошло по вине заказчика.

В соответствии со статьей 401 ГК РК изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законодательными актами и договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, другими законодательными актами или договором.

Практика показывает, что не всегда и не везде жильцы довольны качеством проводимой уборки. По словам руководителя департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области Лазьм Мияшевой, встречаются случаи, когда собственники квартир отказываются оплачивать клининговые услуги, которые по факту не были им предоставлены, но исполнители не спешат расторгнуть договор.

Например, в июне текущего года в департамент по защите прав потребителей СКО поступило коллективное обращение от жильцов одного из подъездов многоквартирного дома, расположенного в городе Петропавловске. Собственники квартир в 2020 году заключили индивидуальные договоры с ТОО на предоставление услуг по уборке подъезда. Однако начиная с сентября 2021 года исполнитель надлежащим образом не выполнял договорные обязательства. На устные и письменные претензии жильцов представители товарищества не реагировали, требования о расторжении договоров игнорировались. Вместе с тем в едином платежном документе ежемесячно выставлялся счет в размере 500 тенге за оплату клининговых услуг.

«В соответствии со статьей 29 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях выполнения работы (оказания услуги), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) надлежащего качества. Согласно статье 359 ГК РК лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия, чрезвычайное положение и т.п.). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг», - пояснила Лазьм Мияшева.

Департамент рекомендовал принять меры по расторжению договора между энергоснабжающей организацией и клининговой компанией на оказание услуг единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ) и прекращения выставления счетов за оплату клининговых услуг, а также по возмещению ущерба, причиненного потребителям в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

В случае, если исполнитель откажется в добровольном порядке выполнить требования потребителей, то собственниками квартир будет направлен иск в суд о возмещении убытков и неустойки, компенсации морального вреда.

Если сервисные услуги фактически не предоставляются, а счет на их оплату выставляется, то необходимо написать заявление в ЕИРЦ и приложить к нему протокол собрания собственников квартир или опросный лист (со списком и подписями несогласных). Как правило, этих документов достаточно, чтобы счета за фактически непредоставленные услуги исчезли из квитанции.

К сведению

По вопросам защиты прав потребителей можно обращаться на телефон «горячей линии» 8(7152) 53-42-32. Также электронные и письменные обращения можно направить через Telegram-bot @kzpp_bot, единую информационную систему «e-tutynushy», информационную систему «е-otinish» e-Gov.kz.

Прием граждан проводится сотрудниками департамента по адресу: город Петропавловск, улица Парковая, 57в, кабинет 309-310а.


Издательство "Северный Казахстан"
газета "Северный Казахстан"
"Кто дежурный?"
11.08.22

Поделиться статьёй: