Китайские автомобили продолжают набирать популярность среди казахстанцев, однако растет и число жалоб на их качество
По итогам 2024 года в Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции и его региональные департаменты поступило 63 обращения. Это почти каждая десятая жалоба от общего числа обращений по автомобилям, а всего за прошедший год их зарегистрировали 112, сообщает пресс-служба ведомства.
Отмечается, что среди главных нареканий автовладельцев - дефекты двигателей и коробок передач, проблемы с системой охлаждения и электроникой, несоответствие заявленным характеристикам.
По данным КЗПП, некоторые автомобили приходилось возвращать продавцам. В других ситуациях благодаря вмешательству департаментов покупатели добивались ремонта или замены неисправных узлов за счет автосалонов.
Региональные департаменты КЗПП оказались вовлечены в борьбу за права автовладельцев практически во всех уголках страны. Больше всего обращений, где сотрудники не только участвовали в судебных разбирательствах, но и содействовали досудебному урегулированию, помогая с расторжением договоров, возвратом средств либо обменом авто, было зарегистрировано в Астане и Алматы (6 и 9 соответственно).
В Абайской, Жамбылской и Кызылординской областях жалоб официально не поступало, хотя потребители продолжают получать консультации при возникновении вопросов. В Акмолинской области (два обращения) речь шла о крупных суммах - до 9,99 млн тенге и замене двигателей; в Алматинской (три обращения) часто фигурировала распространенная марка китайского автопрома, где один автомобиль обменяли, а по двум другим вернули деньги. В Актюбинской области (одно обращение) по решению суда выплатили более 16 млн тенге - неустойку и моральный ущерб, а в Атырауской (пять обращений) и Восточно-Казахстанской (четыре обращения) специалисты провели разъяснительную работу, внеплановые проверки, издали предписания и постановления, в одном случае вернули 7,04 млн тенге по соглашению сторон. В Жетысуской области (три обращения) автовладельцам помогли, часть проблем уладив консультациями, другая часть - в процессе разрешения.
Западно-Казахстанская область (четыре обращения) запомнилась возвращенными 7,1 млн тенге, а в Карагандинской (три обращения), специалисты активно помогали с составлением претензий. Костанайская область (семь обращений) отличилась самым широким списком марок, при этом основную помощь сотрудники ДТЗПП оказывали в части претензий и экспертизы. В Мангистауской области (одно обращение) претензию удовлетворили, а в Павлодарской (четыре обращения), помимо консультаций, по одному из обращений суд обязал выплатить 11 млн тенге.
В Туркестанской (два обращения) часть проблем решили мирно после письменных обращений, а в Северо-Казахстанской (два обращения) один автомобиль отремонтировали, а по второму материалы направлены в суд. В Улытауской области (два обращения) все обошлось без суда - помогла грамотно составленная досудебная претензия, тогда как в Шымкенте (пять обращений) в большинстве случаев удалось вернуть деньги, но одно дело все еще рассматривают в суде.
«Несмотря на волну критики, китайские машины привлекают казахстанцев доступной ценой, разнообразным модельным рядом и активно развивающейся сетью дилерских центров. Многие модели оснащены современными технологиями, что также стимулирует спрос. Призываем автовладельцев быть более внимательными при выборе автомобиля, тщательно изучать информацию о производителе и модели авто, обращать внимание на отзывы других автовладельцев», - отметили сотрудники комитета и его территориальных департаментов.
Здесь добавили, что при возникновении проблем с автомобилем сначала необходимо направить письменную претензию дилеру или продавцу: в большинстве случаев это помогает урегулировать конфликт без суда. Если продавец не отвечает в течение 10 рабочих дней или отказывается от сотрудничества, территориальные департаменты КЗПП готовы проконсультировать, помочь грамотно оформить иск и при необходимости представлять интересы граждан в суде в качестве третьей стороны.
«Покупка авто - серьезное вложение. И если машина не соответствует ожиданиям, закон стоит на стороне потребителя. Ведь защита своих прав - дело каждого гражданина. Чем больше автовладельцев знает закон и вовремя обращается за помощью, тем выше шанс получить качественный автомобиль и избежать лишних расходов на ремонт», - отметили в ведомстве.
Подать обращение можно через систему «Е-otinish» либо обратившись в региональный департамент КЗПП. Номера горячих линий по вопросам защиты прав потребителей в регионах можно найти на сайте КЗПП МТИ РК.
газета "Северный Казахстан"
"Растет число авто и… жалоб"
14.03.25
Поделиться статьёй: