Казахский музыкально-драматический театр им.С.Муканова провёл спектакль по пьесе Сабита Муканова «Чокан Валиханов»

…Он прожил всего 30 лет, но оставил такой яркий след как первый казахский ученый, историк, этнограф, фольклорист, путешественник, литератор, патриот страны Великой степи… Как же воздействовать на мысли и сознание нынешнего поколения молодых, чтобы они не забыли об этом великом человеке, о том, что он сделал для народа?

Ждем премьер!

Перед премьерой спектакля «Шокан» артисты театра им.С.Муканова провели пресс-конференцию. Было отмечено, что 22 сезон проходит в знаменательный для коллектива год - 20-летия театра с празднованием таких дат, как 175-летие Абая, 1150-летие аль-Фараби, 185-летие Шокана Уалиханова, 120-летие Сабита Муканова.

Директор театра Б.Жалгасбаев представил нового художественного руководителя Даурена Тойбазарова, сообщил о пополнении в труппе не только выпускниками петропавловского колледжа, но и представителями других вузов. Например, приедет выпускница столичной хореографической академии, есть актер из Шымкента.

Что касается 20-летнего творческого пути театра, то выпустят книгу, рассказывающую о его истории, достижениях. В издании вспомнят одного из его директоров К.Касымова, пригласившего к сотрудничеству камерный оркестр и ансамбль танца «Алуа» для поддержания музыкального статуса театра. Кстати, аким области Кумар Аксакалов одобрил включение в состав труппы танцевального коллектива «Sensetive» под руководством О.Ростовщиковой.

Будет много премьер, рассказал директор театра. Первым петропавловцы посмотрели спектакль «Шокан».

- Двадцать лет назад наш театр уже ставил по пьесе С.Муканова спектакль «Аққан жұлдыз» («Промелькнувший метеор»), - говорит Биржан Жалгасбаев. – Я тогда играл Шокана, теперь играю его отца. Спектакль «Шокан» - режиссерский взгляд Фархата Молдагали, в новом формате.

Актер Айбол Касым, сыгравший роль Шокана сейчас, подтвердил:

- Роль трудная, я молод, думал, как играть? Вникал в образ тщательно, даже изучал маршрут экспедиции Уалиханова по географической карте. Теперь предстоит сыграть роль аль-Фараби.

Биржан Жалгасбаев добавил, что будет поставлен спектакль по роману М.Ауэзова «Путь Абая» режиссером Ф.Молдагали, который сейчас работает в Алматы. А приглашенный режиссер из Кокшетау Фархадбек Канафин 21 октября завершит постановку спектакля об аль-Фараби.

- Об аль-Фараби по роману Ануара Алимжанова «Второй учитель» постановок еще не было, - пояснил Фархатбек Канафин. – Это драма. События в ней разворачиваются во время нахождения у уехавшего из Отрара аль-Фараби, которого называли вторым учителем после Аристотеля, в Бухаре, Хорезме, Багдаде. Там он написал многие свои труды. Привлечены оркестр и танцевальные коллективы «Sensetive» и «Алуа».

На вопрос, как работал театр во время карантина, Даурен Тойбазаров ответил, что артисты не прекращали работать, выступали с монологами онлайн и раскрыли себя с интересной стороны, на сцене обычно ведь не всех видно.

- Что касается выступления на сцене, то будут соблюдены все санитарные нормы нахождения зрителей на расстоянии 2 метра, это трудности, но мы и этому рады. Будем работать, пусть быстрее кончится пандемия, планов у нашего театра много, - отметил он.

Я все равно вернусь…

Эффектное начало спектакля - полное погружение в темноту, пронзительные звуки флейты, звучащий на высокой, трагической ноте голос певца, серые фигуры в центре сцены на фоне мрачных декораций с изображением крепостных стен – переносит зрителя во времена минувших дней. Эти подчеркнуто черные краски на протяжении всего театрального действа будут создавать ощущение реального предчувствия беды. Мы словно становимся участниками происходящих событий. Шокан Уалиханов – он здесь, рядом с нами.

Нет, режиссер постановки Фархат Молдагали не повторяет концептуальных решений нескольких своих предшественников по театральному воплощению образа Шокана (североказахстанские казахский театр и русский им. Погодина не раз и с успехом выдвигали свои авторские постановки). Это необычный взгляд молодого талантливого мастера на историю своего народа. Он определяет жанр спектакля как историческую драму-перфоманс, переводя его в формат интригующего представления с одной лишь целью – эмоционально сильно воздействовать на души людей, вовлечь их в действие, не оставить равнодушными к происходящему на сцене, выразить свое отношение к жизни и деятельности великого предка. Фархат Молдагали привлекает внимание аудитории к действу и звуковыми эффектами, и театральными перевоплощениями, необычными костюмами, искусно и гармонично вплетая в одно целое танец, актерское мастерство, музыку.

В спектакле «Шокан» важную роль играет ансамбль танца «Sensetive» (руководитель О.Ростовщикова). Танцоры участвуют во всех сценах, не делая пауз, но не мешая, а подчеркивая действия актеров. Немые свидетели происходящего – это не про них, это участники всех событий, они через жесты и движения подчеркивают лиричность момента, трагичность ситуации, взывают о помощи или сочувствуют своим героям.

Та же роль отведена музыке (камерный оркестр театра под управлением М.Жакупова), без которой не было бы единого восприятия и понимания многих моментов происходящего. Как этого удалось достигнуть режиссеру и артистам, чтобы мы не воспринимали их по отдельности...

Режиссер не следует точному тексту пьесы, выстраивая и выбирая наиболее яркие сцены в органичном порядке, характеризующие образ Шокана Уалиханова. Три периода жизни главного героя спектакля обозначены диалогами и монологами действующих лиц. Вот Шокан (актер Айбол Касым) в Омске после путешествия в Кашгарию, описание которого получило высокую оценку всего научного мира и прославило его имя. Об этом мы узнаем из диалога губернатора Западной Сибири Гасфорта (актер Д.Тойбазаров) с генералом Фридериксом (А.Разиев), который в приватной беседе сообщает о компрометирующих фактах в глазах правящей власти из жизни Уалиханова: что тот общается с русскими политссыльными, часто беседует с народом, хочет открывать русские школы для него в целях просвещения. Впрочем, Шокан не скрывает своих взглядов и перед губернатором: на его вопрос, как проходят встречи с правителями жузов, он смело отвечает: «Они против просвещения народа, а враг прогресса и счастливого будущего для народа – невежество. Невежественными людьми легче управлять…».

А через монологи Шокана, как обращение в том числе и к сидящим в зале, слышим тревогу по поводу судьбы родного степного края: «Мой дед Чингисхан был правителем великого Улуса. А сейчас остался Кокшетау величиной с ладонь… Моя степь меня зовет, сердце сжимается от боли». Актеру Айболу Касыму удается передать искренность своего героя, откровенность, прямоту его взглядов.

Ну как не полюбить такого человека. И они его любят: и племянница губернатора Катя (А.Курмашева), и неровня, как все считают, ему по социальному положению служанка Айжан. И в любви Шокан на высоте: «Я все равно вернусь сюда, к своему народу, и женюсь на той девушке, которая будет везде со мной».

О втором периоде жизни – петербургском – сказано немного, но выразительно. «Не киргизы, а казахи!» - осмеливается поправить царя Шокан. Но только что наградивший Уалиханова император Александр глух к его просьбе уважать его народ и уделить внимание его просвещению.

А тиски надвигающейся беды все сжимаются вокруг Шокана. Его не поддерживает отец Шынгыс. Выразительно переданы актером Биржаном Жалгасбаевым чувства и смятения, и любви к сыну: он чувствует, как унижает его губернатор, шантажируя его карьерой сына, он вынужден кланяться и давать взятки, чтобы удержаться на посту правителя и спасти сына. И только гневный блеск глаз исподлобья да сжатая в руках камча, готовая в любой момент вырваться в минуты гнева, выдают его отношение к происходящему, он сам готов дать отпор губернатору.

Нет жалости к сыну и от матери (М.Серкебаева), воспротивившейся любви сына к простолюдинке. «Достоинство человека не в родных, а в том, как он живет… женюсь на том, кого люблю…» - пытается бороться Шокан с властвующими в степи традициями браков по расчету.

...Как же он одинок! Этого нельзя не почувствовать благодаря тонкой игре актеров. Особенно когда любимая Шокана выходит замуж за другого. Айжан (актриса Ж.Насырова) - еще один образ, запомнившийся зрителем своей трогательной нежностью и преданностью Шокану. Актриса сумела передать самоотверженность своей героини, решившейся на замужество с нелюбимым, чтобы спасти Шокана: «Не бросаю тебя, а сохраняю для своего народа!». Ее смерть подкосила Шокана, но не протест ли это девушки, пусть и неосознанный, против устоев казахского аула – ну чем не Катерина из островской «Грозы» и результат влияния прогрессивных взглядов Уалиханова и его бесед с ним...

Но спектакль не закончился на траурной ноте, нет, хотя камерный оркестр театра под управлением М.Жакупова и ансамбль филармонии «Әлқисса» и исполняли соответствующий аккомпанемент. Мрачная пауза по поводу смерти Шокана не затянулась - только ради этой сцены как оптимистического финала стоит прийти на спектакль! Неожиданно для зрителя на сцену врывается паренек с радостной вестью: «Они пришли!». Да-да, те сироты, которых Шокан отправил учиться в Россию, пришли выразить благодарность своему учителю. Парень так бурно радовался, что и зал испытал такие же сильные эмоции со слезами радости. А откуда-то издалека слышался голос нашего великого предка Шокана: «Если притесняют русских французы – я буду на стороне русских, если казахов, то на стороне их. И всегда буду защищать интересы народа. Поймет ли это народ?».

…После спектакля услышала такое мнение одной из служительниц Мельпомены: «Вам понравилось? - спросила она и добавила: - Всегда интересуюсь в первую очередь мнением молодежи о спектакле. Поймут ли, оценят ли человеческий подвиг такого подвижника, как Шокан? Это ведь главное…».


Алма Абильмажинова
газета "Северный Казахстан"
"Услышь меня, младое поколенье!"
08.10.20

Поделиться статьёй: