Катастрофой может обернуться разрушение мостов крупных гидроузлов в СКО

Их балансодержатели говорят, что причина – в потоке большегрузных машин.

Речь о путепроводах двух гидроузлов - Сергеевского водохранилища в районе Шал акына и в Петропавловске. Оба моста отслужили уже больше полувека без капитального ремонта. Тем временем большегрузы, которые потоком идут через них, могут окончательно все расшатать.

- В 2022 году мы провели обследование технического состояния гидроузлов. Если говорить о Сергеевском гидроузле, то тело самой плотины там в нормальном состоянии, угрозы нет никакой, но есть аварийный автодорожный мост, который проходит по гидроузлу, - рассказал директор Северо-Казахстанского филиала РГП "Казводхоз" Шугаип Ибатуллин. – Там было рекомендовано установить знак, запрещающий проезд машин весом более 32 тонн. Мост сам рассчитан на нагрузку 60 тонн, но прослужил уже столько лет, его ввели в эксплуатацию в 1969 году. Капремонта там не проводились, да и не было такой острой необходимости. Ситуация ухудшилась два-три года назад, после того, как рядом открыли карьер по добыче щебня. Оттуда поехали большегрузы весом до 100 тонн. Мост стал разрушаться, отдельные его элементы сейчас действительно в аварийном состоянии. Это видно даже невооруженным глазом.

По словам специалистов, деньги на знаки потратили. Да только без толку, поскольку водители их просто игнорируют. А найти на них управу крайне сложно.

- Дело в том, что вмешиваться, проверять тоннаж, имеет право только транспортная инспекция, - сказал Ибатуллин. - Но у них мало передвижных пунктов. И когда эта их машина приезжает, в карьере сразу образуется затишье. Инспекция стоит 2-3 дня, уезжает, и жизнь в карьере возобновляется. Грузовики идут еще более мощным потоком. Еще хуже получается нагрузка на автодорожный мост.

Во время движения транспорта мост заметно вибрирует, и эта вибрация передается на основу сооружения, вырабатывающего электроэнергию. В здании ГЭС уже начали образовываться небольшие трещины.

- И, если, например, не дай Бог, конечно, пойдет большая фильтрация, и мы будем вынуждены останавливать генераторы, то это приведет к тому что мы не сможем сбрасывать воду, - отметил собеседник.

Все эти процессы в конечном итоге могут обернуться экологической катастрофой, тем, что регион просто останется без воды. Ситуация парадоксальная: на кону - водообспечение населения, но поток большегрузов, разрушающих мост, продолжается!

По мнению специалистов «Казводхоза», самый верный выход из положения - сделать временную дорогу, так, чтобы грузовики просто не въезжали на мост гидроузла. Технически это возможно: в некоторых местах реки есть брод, которой даже человек может перейти пешком. Но местные власти заявили, что выбран другой способ решения проблемы - установка на обоих концах моста автоматических комплексов с электронными весами и дополнительными светофорами. Если вес машины будет выше 32 тонн, то загорится красный свет, предупреждающий водителя о перегрузе. Если же он проигнорирует запрет, информация о нарушении автоматически поступит в полицию, и водителя ждет штраф. Систему (за счет АО «Казавтожол») обещают установить в этом году.

Насколько эффективной она будет, покажет время. А пока сотрудники «Казводхоза» готовят запрос о выделении из республиканского бюджета средств на разработку ПСД и на детальное обследование порядка 200 элементов гидроузла. Они отмечают, что являются балансодержателями гидроузлов, однако их мнения при разрешении автодорожного движения никто не спрашивал.

- По Сергеевскому гидроузлу республиканская дорога проходит, по Петропавловскому гидроузлу, который также в аварийном состоянии, – межгосударственная трасса, - сказал Шугаип Ибатуллин. – У нас никто разрешения не спрашивал, хотя мы балансодержатели этих сооружений. Просто взяли и сделали дороги. А по мосту Петропавловского гидроузла ежесуточно порядка 800 машин проезжает! Понимаете, это – стратегические объекты официально, а по сути – проходной двор какой-то получается. Более того, на мосту Петропавловского гидроузла происходили жуткие аварии, один раз едва не убило сотрудников поста.

Возле моста есть крутой поворот, на 90 градусов, и на спуске у машин иногда отказывают тормоза. В феврале 2017 года на территорию операторского поста въехал бензовоз, перевозивший более 30 тонн топлива. Он потерял управление на скользкой дороге, пробил бетонное и металлическое ограждения и повис над водой. В июле 2018 года не вписался в поворот зерновоз, а следом в него въехал газовоз. Есть видеозапись, где видно, как фура, не справившись с управлением при повороте, вылетает на территорию гидроузла и врезается прямо в здание поста, возле которого в это время находились работники гидроузла. Трагедии удалось избежать только чудом!

Подвергающиеся опасности сотрудники Петропавловского гидроузла давно просят запретить движение большегрузов по мосту. Но их просьб будто не слышат.

- Основное назначение этих мостов – обслуживание гидроузлов, - отметил Ибатуллин. - Кто решал, можно ли вообще здесь такие большегрузные машины пускать? Каждый такой аварийный заезд на территорию, и нужно все восстанавливать. Но самое главное, у нас здесь круглосуточное дежурство, то есть сотрудники находятся на объекте постоянно. Мы во все инстанции обращались, предлагали варианты – есть альтернативы. Одна дорога на 60 км больше, но другая – только на 22 км увеличивает путь. Это же небольшое расстояние. Мы сейчас готовим письма в министерство по Петропавловскому гидроузлу, чтобы установить там знак полного запрета проезда транзитных грузовых машин. Все это хотелось бы до паводка сделать. Запрет нужно сохранить хотя бы до окончания капитального ремонта моста. Но для начала необходимо проведение детального обследования путепровода и изготовление ПСД на капремонт.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Стратегический объект или «проходной двор»?"
07.03.24

Поделиться статьёй: