Из-за отсутствия собственной переработки казахстанское содержание в петропавловской обуви не превышает 15%

«Одновременно нужно помогать нашим предприятиям осваивать широкую номенклатуру товаров народного потребления, развивать так называемую «экономику простых вещей». Это важно не только для реализации экспортного потенциала, но и насыщения внутреннего рынка отечественными товарами. Поручаю Правительству направить дополнительно 500 миллиардов тенге на поддержку обрабатывающей промышленности и несырьевого экспорта в течение следующих трех лет».

Производители петропавловской кожаной обуви работают только с импортным сырьем. Кожу, мех, подошвы, фурнитуру, все виды клея сапожники завозят из России и Украины. Производители готовы работать с сырьем отечественного производства, но выбор кожи и меха в Казахстане пока невелик. Отечественные кожевенные предприятия не могут работать в полную силу по ряду причин, одна из которых - недостаток сырья. Между тем поголовье крупного рогатого скота, из шкур которого делают пригодную для производства обуви кожу, ежегодно растет.

Мастера одного из самых известных в Северном Казахстане предприятий по производству обуви - ИП «Тигран» - в месяц могут изготовить до пятисот пар обуви. Объемы напрямую зависят от сезона и спроса. Здесь вручную шьют мужскую, женскую, а с этого года еще и детскую обувь.

Для производства используются только натуральная кожа и мех. Качественное сырье закупают в России и Украине. В последнее время кожу и мех стали предлагать заводы Шымкента и Тараза. Пока это единственные предприятия в Казахстане, с которыми сотрудничают петропавловские сапожники.

«Сырье - это, конечно, наша проблема, - говорит директор ИП «Тигран» Виктор Петросян. - В основном покупаем в России. Сейчас начинают налаживать производство кожи в Казахстане, неплохие образцы прислали из Шымкента. Из Тараза образцы меха пришли. Смотрим, думаем. Подошвы, к сожалению, по-прежнему только импортные используем. Этого производства нет в Казахстане. Для производства обуви также нужна качественная фурнитура, много видов клея - все это завозим из других стран. Естественно, это далеко и дорого. Расходы на логистику закладываются в стоимость готовой продукции, что влияет на конечную цену обуви».

По словам Виктора Петросяна, казахстанское содержание с учетом возможного использования в будущем меха и частично кожи отечественного производства не будет превышать 15%. Сапожники заинтересованы в том, чтобы на территории Казахстана были свои заводы по переработке кожи. Но таких предприятий - единицы. Большинство из них простаивает.

Петропавловский кожевенный завод простаивает третий год. В 1972 году завод производил кожу 17 расцветок, а в 1984 году за достигнутые производственные успехи был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 2000-х завод выпускал кожевенный полуфабрикат «wet blue» и экспортировал его в Индию, Италию, Испанию, Китай, Португалию, Пакистан, Турцию.

«Сейчас предприятие не функционирует. Оно закрыто. Нет загруженности», - сказала корреспонденту «СК» руководитель отдела переработки управления сельского хозяйства Лариса Мирошниченко.

Менеджер кожевенного производства Асия Акмолтыкова в интервью телеканалу «Астана» в июле т.г. отметила, что главная причина остановки завода - нехватка сырья.

«В худшие времена мы обрабатывали 4,5 тысячи тонн в год. Сейчас, по последним данным, которые были в позапрошлом году, - 104 тонны. Проблема нехватки сырья у нас чувствуется остро», - сказала Алия Акмолтыкова.

Тем временем в Северо-Казахстанской области, согласно официальным статистическим данным, с 2011 года численность крупного рогатого скота растет. В конце 2011 года в СКО насчитывалось 259,7 тысячи голов КРС, а в конце 2017-го - уже 343,5 тысячи голов. То есть за 6 лет поголовье КРС в регионе выросло на 83 800 голов.

Куда уходят шкуры, если собственной переработки в регионе нет? По данным управления ветеринарии СКО, в 2016 году из Северного Казахстана в другие регионы страны было вывезено 3 605 шкур КРС, в 2017 году - 2 298 шкур, а за 9 месяцев 2018 года - всего 12 шкур.

«Мы не можем знать причину такого резкого уменьшения. Мы выдаем справки по количеству обращений от жителей. В этом году всего 12 человек обратились за ветеринарными документами на вывоз шкур за пределы области», - прокомментировал «СК» руководитель отдела ветеринарно-санитарного контроля управления ветеринарии СКО Сергей Калякин.

Иногда сырье уходит за пределы Казахстана. Причем, по официальным данным, потока как такового нет. Например, за последние три года (2016-2018 годы) из СКО было вывезено всего 40 337 шкур. По информации территориальной инспекции ветеринарного контроля и надзора, весь указанный объем вывезли в январе 2018 года в соседнюю Россию. В другие месяцы 2018 года, равно как и в 2016 и 2017 годы, никто шкуры из региона за пределы страны не вывозил. По крайней мере, об этом говорит официальная статистика.

По неофициальным же данным, все сырье из северного (и не только) региона нелегально вывозят в Китай.

Об этом же писал депутат Мажилиса Парламента Владислав Косарев в своем депутатском запросе на имя генерального прокурора Кайрата Кожамжарова 18 апреля 2018 года.

«Фактически кожевенные заводы Казахстана перерабатывают в год около 400 тысяч шкур КРС, или 17% от их общего объема, - отмечает Владислав Косарев в депутатском запросе. - Ежегодно из страны по серым схемам вывозится порядка 2,5 миллиона необработанных шкур КРС. В соседнем Китае наше кожсырье пользуется большим спросом, поэтому необработанные шкуры в больших объемах вывозятся туда контрабандным путем. Вывоз большой массы сырья в ущерб национальным интересам свидетельствует о налаженном криминальном бизнесе».

После прокурорской проверки Министерство по инвестициям и развитию РК предложило ввести запрет на экспорт необработанных шкур КРС. Ранее аналогичный запрет в Казахстане уже вводился (с ноября 2016 года по апрель 2017 года). В пресс-службе Министерства по инвестициям и развитию РК корреспонденту «СК» сообщили, что «вопрос по повторному введению запрета на вывоз шкур КРС рассматривается», однако пока еще не введен. А значит, не исключено, что «налаженный криминальный бизнес», о котором полгода назад говорил депутат, продолжает процветать.


Дарья Тушина
газета "Северный Казахстан"
"Сапожник без сырья"
15.11.18

Поделиться статьёй: