Из-за карантина в СКО сократилось количество действующих субъектов предпринимательства

Сегодня в регионе приостановлена деятельность около тысячи предпринимателей, это стало причиной сокращения объемов производства, а также рабочих кадров. Проблемы бизнес-сообщества Северо-Казахстанской области на онлайн-совещании с председателем президиума НПП РК «Атамекен» Тимуром Кулибаевым обсудили члены регионального совета палаты.

Напомним, с 15 по 18 сентября глава президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев провел онлайн-встречи с членами региональных советов палат предпринимателей областей, а также городов Шымкент, Нур-Султан и Алматы. Первыми о текущих проблемах бизнеса председателя президиума проинформировали предприниматели Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Павлодарской областей.

Вкратце об экономической ситуации в нашем регионе доложил председатель регсовета Олег Иванов. Он отметил, что в СКО сегодня насчитывается 29 572 действующих субъекта малого и среднего предпринимательства (5701 (20%), юридическое лицо, 19335 индивидуальных предпринимателей (65%) и 4536 крестьянских хозяйств (15%)).

При этом до введения режима ЧП в Северо-Казахстанской области действовало свыше 30 тысяч субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, в которых трудилось более 104 тысяч человек. После снятия ограничений возобновило свою деятельность свыше 29 тыс. предприятий с численностью работников более 100 тысяч человек.

- Из-за введения карантина в области приостановило свою деятельность около тысячи субъектов предпринимательской деятельности. Численность работников сократилась более чем на четыре тысячи человек, а объем производства - на 15%. Незначительно упала численность сотрудников в сфере образования. Самое большое сокращение наблюдается в торговле – свыше двух тысяч человек, затем идут искусство, развлечения и отдых и сфера услуг – там численность сотрудников сократилась до одной тысячи, - отметил председатель регионального совета палаты предпринимателей СКО.

Олег Иванов поднял проблемный вопрос транспортировки грузов на российско-казахстанской границе, которая на протяжении последних двух лет не дает покоя североказахстанским предпринимателям. А все из-за того, что большинство российских постов на границе не оборудовано сканерами для проверки грузовых автомобилей. А там, где они есть, происходит их периодическое отключение. Проблема наблюдается на пункте между Северо-Казахстанской и Курганской областями.

- По каждому транспортному средству необходимо либо создавать технические проходы, а это до 20% от объема перевозимого товара, либо в пункте досмотра производить выгрузку/погрузку товара. Для этого созданы спецбригады, стоимость их услуг начинается от 50 тысяч тенге за каждый автомобиль, ситуацию усугубляют карантинные мероприятия, не везде их пускают и не везде эти бригады есть. Перевозчикам приходится перемещаться к другим постам с действующим сканером - в среднем дополнительно дистанция поездки увеличивается на 700 км. Эти расходы влияют на себестоимость продукции, есть и коррупционная составляющая. По оперативным данным, через один погранпост РК в сутки проходит порядка 380 казахстанских большегрузных транспортных средств: из РК в РФ около 200 машин, обратно - 180 машин. Таким образом, из-за проблемы сканеров наш бизнес несет дополнительные затраты - в среднем 19 млн тенге в сутки, за пять месяцев цифра достигает около трех млрд тенге, - отметил О.Иванов.

В качестве примера он назвал расходы, которые при таких условиях вынуждено нести ТОО «Радуга». По информации главы регсовета, стоимость груза в одной машине этого предприятия в среднем составляет четыре млн тенге. При этом в среднем на экспорт идет десять машин в месяц. Потери при изготовлении технического прохода составляют 20%, примерно 912 тыс. тенге с одной машины, соответственно, в месяц получается 9,1 млн тенге! Стоит отметить, что подобных сложностей при прохождении досмотра с казахстанской стороны не имеется.

Решение этой проблемы предприниматели СКО, конечно же, видят в исключении требования пограничной службы РФ технологических проходов при пересечении государственной границы. А также в определении четких критериев и оснований выбора транспортных средств для проведения досмотра, в т.ч. разработке системы анализа рисков, позволяющей обеспечить объективный выбор транспортных средств для проведения досмотра, основанной на объективной оценке (например, учитывающей закономерность и историю перемещения, маршрут и страну-отправителя, анализ состава грузов и т.д.). Предприниматели просят проработать вопрос с российской стороной по обеспечению бесперебойной работы сканера.

Сельхозтоваропроизводители региона подняли вопрос неправомерного запрета на ввоз КРС из Чешской Республики. Как оказалось, Комитетом ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства РК с июня 2019 года введен запрет на ввоз племенного крупного рогатого скота из Чехии. Причиной запрета стали предполагаемые мошеннические действия со стороны российской фирмы-поставщика из города Набережные Челны ООО «Торговый дом КамАгро» при поставке крупного рогатого скота в Казахстан из Чехии.

По мнению предпринимателей, которого придерживаются и юристы палаты, по действующему законодательству основанием запрета импорта скота из страны-импортера может быть лишь неблагополучная ситуация по инфекционным болезням животных в стране-импортере. То есть единичные мошеннические действия российского поставщика не могут быть основанием для введения запрета на ввоз.

- Только в региональную палату с этой проблемой обратились пять предпринимателей – крестьянские хозяйства «Донецкое», «Есмагулова», «Бахыт», а также ТОО «АгроКомплекс Сулышок» и ТОО «ПромВодСтрой». Все они намеревались приобрести в Чехии 500 голов племенного КРС, но из-за запрета не смогли получить разрешение на импорт. С помощью палаты удалось завезти 100 голов КХ «Бахыт» и 100 голов ТОО «АгроКомплекс Сулышок», другие вынуждены завозить из стран, где цена значительно выше, а логистика обходится дороже. Цена за одну голову племенного КРС из Чехии в среднем составляет 2100-2200 долларов, в то время как цена за одну голову КРС из Германии стоит от 2500 долларов и выше. Но запрет остался и действует уже более года, - отметил директор ТОО «Оптимум Петро» Раиль Мендеев.

Стоит отметить, что для разрешения этого вопроса предприниматели обращались в прокуратуру Северо-Казахстанской области, областные прокуроры подтвердили отсутствие законного основания для введения запрета. Однако вопрос никак не разрешился, поэтому предприниматели попросили помочь в его решении главу президиума НПП РК «Атамекен» Тимура Кулибаева.

Много вопросов у предпринимателей по пассажирским перевозкам. Особенно болезненным для субъектов бизнеса, занятых в этой сфере, стал запрет в связи с COVID-19 на деятельность автовокзалов, автостанций и внутриобластного автобусного сообщения. По мнению бизнесменов, такая мера привела к увеличению количества нелегальных перевозчиков, которые бесконтрольно и беспрепятственно перемещали внутри области тот же пассажиропоток. Также членами регсовета были подняты вопросы госзакупок и налоговых отчислений.

Все озвученные проблемы бизнеса председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев обещал озвучить перед Правительством для их дальнейшего решения.


По информации пресс-службы палаты предпринимателей СКО
газета "Северный Казахстан"
"Проблемы - актуальные"
19.09.20

Поделиться статьёй: