Историки предлагают включить место погребения Суиндык батыра в Карту сакральных мест Казахстана

Годы великого бедствия, «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама», сохранились в памяти казахского народа. Это было кошмарное время для народов Казахстана и большей части Средней Азии, над которыми нависла угроза исчезновения. Подвиги отражавших ее казахских батыров воспевались в народных сказаниях, в кюях, в устных преданиях, передаваемых из уст в уста. Сегодня имена степных полководцев мы ставим в один ряд с именами героев Великой Отечественной войны.

Изучение культуры, духовных ценностей территории нынешней Северо-Казахстанской области в контексте национальной идеи «Мәңгілік ел» (реализация программы «Туған жер», заявленной в статье главы государства – Лидера нации Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания») заставляет обратить особое внимание на исторические перипетии регионального характера во взаимосвязи их с событиями всего Казахстана и Евразии в целом.

Нынешний год проходит под знаком 355-летия со дня рождения Кожабергена жырау, знаменитого батыра, полководца, государственного деятеля и сказителя. Не случайно его великое произведение «Елім-ай» долгое время считалось народным сочинением, и ведь действительно оно стало народным.

Не так много мы знаем о защитниках казахской земли того времени, на нашем слуху слишком мало имен тех, кто внес вклад в защиту Родины от джунгарского порабощения. Память о них мы должны сохранить и передать новым поколениям. Мемориал на месте захоронения Кожабергена и сооружение памятника Кожабергену мы считаем народной данью благодарности всем тем, кто жил, боролся и погиб за свободу и независимость гордого степного народа.

Но Кожаберген был не единственным полководцем, возглавившим борьбу против джунгарского ига. Казахский народ традиционно состоит из многих родовых объединений, имевших своих батыров. Имена героев средневековья мы узнаем при изучении истории одного из крупных родов Северного Казахстана – Керей, ярким представителем которого является и Кожаберген. Одно из таких имен – Суиндык Даулетимбет. Этот батыр по происхождению относится к Среднему жузу, Ашимайлы Керей. Суиндык родился в урочище с. Орталык современного Жамбылского района Северо-Казахстанской области.

Нынешние старожилы, до которых дошли устные предания предков, могут рассказать о далеких исторических событиях и героях. По сохранившейся легенде, Суиндык с земляками в конце 17 века воевал с джунгарами на территории Северного Казахстана. Из уст в уста передавались эпизоды его героического прошлого. Теперь наша задача - восстановить события и имена по тем устным рассказам, которые дошли из глубины истории рода Керей.

По свидетельству тех, кто сохранил в памяти рассказы о былом, могила Суиндык батыра находится в урочище села Боевик (в начале нынешнего века оно упразднено) Жамбылского района. Получив известия о батыре Суиндыке, мы решили найти ее. В путь отправились с аксакалом, уроженцем той местности Саркеном Жарменке Муталапулы. Перед нами раскинулась великолепная картина степных просторов с увалами, перелесками, озерами и болотистыми впадинами. Наблюдаемый пейзаж дополняли щебетанье птиц и шелест ковыля. Нашему взору открылась небольшая возвышенность. Добраться до нее напрямую не позволили болота. Как будто кто-то не хотел допустить нас к оберегаемому месту. Пришлось обогнуть природное препятствие, удлинив путь на несколько километров.

Погребальное поле располагается между двумя красивыми озерами с заросшими камышом и аиром берегами, прозрачной, с серой рябью от степного ветра водой, с различными водоплавающими птицами и редкими всплесками рыбы. На площадке в несколько десятков квадратных метров расположены видимые на поверхности надмогильные сооружения. Центральная могила находится в середине этой площадки в тени одинокой березы. Вокруг расположены десятки конструкций, под которыми покоятся погребенные воины.

Неподалеку, по преданию местных старожилов, находилось поле битвы казахских воинов под командованием Суиндык батыра с джунгарскими захватчиками. Свидетельства этого мы нашли в книге «Орталық» местного историка-краеведа С.Жолаушина, изданной в 2014 году. В ней представлено шежире рода Керей, где достойное место отведено славному Суиндыку. Стало известно, что после смерти батыра у него осталось два сына, которые продолжили славный род. И до сих пор потомки средневекового героя проживают на территории Северного Казахстана, в Жамбылском районе, и в приграничных районах Курганской области Российской Федерации.

Где-то в одном или двух километрах от места захоронения Суиндык батыра и его воинов располагается большое родовое кладбище представителей рода Керей. Судя по конструкциям надмогильных насыпей и надгробных сооружений, захоронения производились, начиная как минимум с 18 века. На кладбище имеются и свежие могилы, где покоятся современные представители этого рода. Примечательно, что на территории кладбища возвышается курган, судя по конструкции насыпи относящийся к раннему железному веку. Приметы традиции средневековья и более поздних времен, когда казахи устраивали погребальные комплексы рядом с курганами раннего железного века, мы встречаем повсеместно, по крайней мере, на севере Казахстана.

На территории Северного Казахстана проживают представители Керей, Атыгай, Караул и других родоплеменных объединений, отражавших набеги джунгар. Перед историками региона стоит задача восстановления имен и событий того тревожного времени Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама. Имен, которые ждут своего места в истории края и Казахстана в целом.

Территорию захоронения Суиндык батыра и его героических воинов нами предложено внести в список Сакральных мест Казахстана, обозначив ее мемориалом и сделав экскурсионно-историческим объектом. В осуществление данного проекта могут внести вклад и власти, общественность Жамбылского района.

Считаем, что нужно продолжать работу, находить новые имена, устанавливать события, достойные включения в историю Казахстана.


Анатолий Плешаков
газета "Северный Казахстан"
"Суиндык батыр и его время"
15.12.18

Поделиться статьёй: