Интервью в преддверии 75-летия Анатолия Афанасьевича Башмакова, депутата IV-V созывов парламента РК
- Анатолий Афанасьевич, уже несколько лет вы преподаете в филиале РГКП «Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан» по СКО. Думаю, вам многие задавали этот вопрос - почему вы вернулись в Петропавловск, предпочтя его столице?
- Будучи депутатом сената, я получил предложение - открыть кафедру Ассамблеи народа Казахстана. Хоть я и не вузовский работник, уже к этой системе стал привыкать. Ко мне обратился ректор Академии государственного управления, где я был председателем ГЭКа, с предложением работать у них. Меня как сенатора всегда приглашали выступать перед госслужащими. Тогда-то я и признался, что принял решение вернуться в СКО. У казахов есть простая по определению, но глубокая по смыслу поговорка: «Родина, Отчизна - это место, где твоя первая капля крови оросила землю». Моя пуповина здесь - в благословенной североказахстанской земле. А еще добавлю слова Виктора Гюго, французского классика: «Родина - это край, где твое сердце находится в вечном плену». Я вечный пленник вот этой для меня родной земли, и я решил вернуться сюда. А мой визави обрадовался: «Так это же здорово, Анатолий Афанасьевич! У нас же там есть филиал академии». Я приехал и три года уже работаю здесь, преподаю служащим, работающим в системе госуправления в СКО.
Какие лекции у меня бывают? Есть ораторское мастерство: для госслужащего это важнейший инструмент. Есть у меня, например, такая тема: «Риски, угрозы и вызовы в современной глобальной политике, роль и место Казахстана, сохранение национальных интересов». Вот сейчас я читал «Государственное региональное управление».
У меня разные направления. Слушателям рассказываю про теорию конвергенции, как трансформировалась она из запрета в современную, главную, может быть, экономическую политику, модель интегрального общества, чего я желаю для нашей экономики.
- Есть мнение, что врач и педагог - это профессии призвания. То есть человек должен родиться с определенным набором качеств, чтобы успешно в них реализоваться. Если говорить о госслужащих, этот принцип тоже работает? Хорошим депутатом, акимом может стать любой?
- Я думаю, да. Знаете, я не отрицаю генетику. Но так продумано, что любому человеку, который рождается, независимо от его национальной, социальной и какой-то другой особенности, дается божественный дар, духовно-нравственный центр есть у каждого. Задача родителей, чтобы не умер этот центр, - воспитывать. В каждом человеке есть что-то доброе. Генетика есть генетика: кто-то более талантливый, кому-то сложнее даются науки, но не это главное. Девять лет тому назад мы приняли Закон «О государственной службе», где впервые ввели юридическую, правовую норму меритократии. А она как раз и предполагает органическое соединение высокого профессионализма и высочайшего духовно-нравственного внутреннего содержания. То есть человек для успеха должен обладать стержнем духовным, нравственным.
- Сталкиваясь на лекциях с современными государственными служащими, какие вы видите особенности - плюсы и минусы?
- Ну, сильная сторона - это то, что они превосходят наше поколение в современной технологической подкованности, цифровизации. Они быстрее осваивают, чем я, например, компьютерную технику. Мировосприятие у них иное.
Но самое важное, чтобы здесь не было как раз дефицита духовности и культуры, вот этим иногда страдают современные руководители. И я стараюсь им рассказывать о своем опыте. Мне довелось поработать завкафедрой в университете имени Гумилева в Астане. Я был депутатом, когда Президент меня указом назначил своим заместителем по Ассамблее народа Казахстана. И потом мне предложили впервые в истории Казахстана открыть кафедру АНК. Гумилев - это самый выдающийся, самый талантливый русский тюрколог - создал теорию этногенеза. Он говорил, что Казахстан - это «настоящая алмазная россыпь, пожалуй, единственное в мире диво, которым не налюбуешься, не наудивляешься, не нарадуешься». Потому что в нашей стране живут представители 130 этносов и культур, каждый из них имеет свой тембр исполнения, свой голос. Вот это беречь надо!
- По вашему мнению, важно ли повышать квалификацию госслужащим?
- Обязательно. Сейчас больше надо, с моей точки зрения, мировоззренческих лекций, потому что надо у них вкус развивать к жизни. Современные социальные сети наполнены сегодня неряшливостью, неверным толкованием некоторых позиций.
Посмотрите, в числе угроз и рисков ЮНЕСКО определила на первое место угрозу термоядерной войны. Второе - это экологические проблемы. Но я еще одну привожу угрозу - это утрата духовных начал. Там, где есть нарушение экологии души, там есть нарушения экологии природы. Для меня самое страшное - это развалины людских душ. Поэтому я больше сейчас склоняюсь к лекциям по мировоззренческим дисциплинам, культуре экономического управления, культуре работы с людьми, духовности. Вот это самое главное.
- Анализируя свою учебную аудиторию, вы уже видите среди них потенциальных депутатов, сенаторов, мажилисменов? Они есть у нас?
- Есть. А потом я, хоть и неопытный лектор, но чуть-чуть от публичной политики осталось в работе. Я, когда читаю, стараюсь в глаза смотреть каждому. Считывает ли он меня? Воспринимает или нет? Я чувствую отклик или безразличие. Стараюсь вовлечь слушателей в беседу, например, притчу рассказываю. Объясняю, что, приехав на трехнедельные, недельные курсы, они получат от преподавателей какой-то импульс, потому что давно работают, с семьей заняты постоянно, отвлекшись на время учебы, слушатели получают толчок для того, чтобы дальше продолжить что-то изучать. Поэтому я часто говорю, сколько мы будем жить, столько надо учиться. Потому что любое образование - на 90% саморазвитие, самообразование.
- Анатолий Афанасьевич, невозможно в нашем разговоре не затронуть, наверное, главную тему последних трех-четырех лет - Новый Казахстан. Очевидно, что многие слишком прямо понимают это понятие, признавая все новое хорошим, а все старое - плохим. Как вы понимаете новый курс и как объясняете его особенности своим слушателям?
- Я, например, не вкладываю в понятия «Новый-старый Казахстан» чисто хронологическое, временное значение. Разве адекватно определять это по возрасту человека? Здесь надо быть очень осторожным. Я всегда вспоминаю Альберта Эйнштейна, который сказал: «Сегодня легче расщеплять атом, чем изменить сознание человека». Это страшнейшая, тяжелейшая работа. Поэтому сегодня, особенно на государственной службе, где я сейчас работаю, самому надо быть подготовленным, сделать так, чтобы конфликта не было между старым и новым. Самое страшное, когда раскалывается общество, в его недрах появляются антагонистические направления.
Когда читаю своим слушателям лекции, говорю, что здесь нет водораздела какого-то, нет границы. Это единое целое, дополняющее друг друга. Вот последнее Послание Президента Токаева - «Экономический курс Справедливого Казахстана». Он в обобщенной форме сказал и о Новом Казахстане, и о «Слышащем государстве», и о «Справедливом Казахстане» через экономическое развитие. Я за концепцию развития Нового Казахстана, но настаиваю, что ни в коем случае нельзя отказываться от положительных достижений «старого» Казахстана. Например, еще 15 лет тому назад, чтобы сделать операцию на сердце, мы должны были ехать в Москву, в Тель-Авив, в Германию или же в Южную Корею. Уже более 10 лет в Петропавловске, во всех областных центрах, в крупных городах есть свои кардиологический центры. А ведь сделали это люди «старого» Казахстана. Раньше у нас не было, например, Центра нейрохирургии. Я лично знаю сегодняшнего главного врача, доктора медицинских наук Серика Акшулакова, он друг мой. Работал в Москве, а назад его пригласил Нурсултан Назарбаев. Как истинный патриот он вернулся и создал мирового значения Национальный центр нейрохирургии. Ему 72 года, по возрасту это «старый» Казахстан.
Вот поэтому надо быть предельно осторожным, ювелирно надо к этому подходить, деликатно, во всяком случае. Я за то, чтобы молодежь приходила в систему управления, в государственную службу, в бизнес, но со стержнем. Знаете, я всегда привожу пример Николая Рериха, который говорил, что «путь в профессионализм, путь в науку, образование лежит через овладение духом». То есть сейчас надо готовить тех людей в Новый Казахстан, которые должны не только знать профессию, но и быть человекоцентричными, что ли. Человек - это не просто какой-то инструмент, не какой-то винтик, это то солнце, вокруг которого должны вращаться госслужба, государство, бизнес и так далее.
Вот я к какому Казахстану отношусь? По возрасту мне 75 на этой неделе исполнится, но по некоторым мыслям, считаю, я абсолютно актуален.
Президент Южно-Африканской Республики Нельсон Мандела сказал: «Забудьте обиды прошлого. Я работаю сейчас с теми, кто когда-то бросил меня в тюрьму, кто преследовал мою жену и моих детей. Давайте забудем прошлое, а будем думать о настоящем и будущем...».
Поэтому мне кажется, чтобы сейчас перейти к концепции «Жаңа Казахстан», прежде всего надо обратить внимание на духовность, на культуру, на воспитание.
Все предпосылки у нас для этого есть. Например, Ассамблея народа Казахстана. Скоро будет уже 30 лет, как она существует. Я думаю, что за это время она стала школой казахстанского патриотизма, академией духа казахстанского, потому что дух - пассионарная степень энергии народа - определяет возможность иметь такую огромную землю, страну. Создание кафедр по всей республике и в частных, и в государственных вузах - это тот островок, это трибуна, это мегафон Ассамблеи народа Казахстана, потому что именно здесь люди разных национальностей собираются, это как духовная скрепа получается, которая объединяет. Мы даже не замечаем, как идет взаимопроникновение культур. Отсюда у нас неповторимый, уникальный менталитет - казахстанский. Он отличается от всех остальных в мире. Россия сейчас ассамблею создала, Киргизия, Беларусь, некоторые европейские страны сейчас пытаются создать что-то похожее. В чем концептуально мы в этом отношении опережаем все остальные страны? Для нас в Казахстане культура безгранична, она имеет свои этнические корни (национальный компонент – это язык, второй – национальные традиции как духовная скрепа народа, третье – историческая память). Вот этого нет нигде больше.
Я в 2013 году по поручению выезжал от имени всего Казахстана выступать в Нью-Йорк, в Организации Объединенных Наций. Очень подробно говорил о ноосферном мышлении, затронул Вернадского, его теорию пассионарности, и Гумилева, его теорию этногенеза, и говорил как раз о нашей казахстанской модели.
- У вас большой опыт в большой политике, вы непосредственно влияли на принятие решений государственного масштаба. Оглядываясь назад, чем гордитесь?
- Главная задача депутата - публичная политика и законотворчество. Я принимал участие в принятии законов, был публичным политиком - представлял Казахстан во многих странах, выезжал для выступлений в Рио-де-Жанейро на Саммит земли по вопросам экологии, трижды был в Польше, в городе Крынице, в Японии был. Но больше всего я горжусь не чисто депутатскими достижениями, а, например, построенным бассейном для СКУ. Миллиардный объект, я его два года «пробивал» через депутатские запросы премьер-министру, министрам образования, экономики. Он построен. Даже ради этого стоило работать. Бассейн мирового уровня и стандарта, где можно международные соревнования проводить, есть в СКО.
Я дважды восстанавливал движение поезда «Кызылорда - Кокшетау» в отдаленные Уалихановский и Акжарский районы. Потому что при рыночных отношениях он стал убыточным, а там же люди живут, это был острый соцвопрос. Потом помог при восстановлении работы вокзала. С гордостью хочу сказать о выделенном бюджете на реконструкцию Тимирязевского водопровода.
От автора
Уложить в скромную газетную полосу глубокий, содержательный разговор нереально. Завершить интервью с Анатолием Башмаковым - не только большим политиком, но и невероятным собеседником, верным другом и любящим папой, дедом, - хочу его же словами, которые являются, пожалуй, лучшей характеристикой юбиляра: «В мой 75-летний юбилей во мне заговорила память моего марьевского детства, любовь к родителям, братьям, любовь к родной земле. Именно там прошли лучшие годы взросления, вызревание духа, годы постижения жизни. Марьевка – это опора моего духа. Там родились мои братья, моя жена... Бог изредка создает таких людей, как моя Лариса. Имеем дело с существом, внутри которого помещено невидимое для нас солнце. И вот уже пятый десяток оно светит для меня, рядом с ней сам становлюсь лучше. Нежность и гордость испытываю в адрес своих родителей, моей тещи Анны Николаевны Сенькиной, которая учила меня в школе, тестя Василия Петровича. Отдельное спасибо - всем наставникам. 93-летний Жаксылык Искаков и сегодня мой нравственный навигатор. Дочери и внучке хочу сказать: во все времена культура стремится быть выше политики, а дружба остается вершиной в достоинстве человека, самое главное - стройте мосты взаимопонимания, в этом секрет счастливого будущего».
газета "Северный Казахстан"
"Анатолий БАШМАКОВ: Культура и духовность - выше политики"
13.06.24
Поделиться статьёй: