Интернет-мошенники находят способы добраться до сбережений казахстанцев

Порядка 2 миллионов тенге лишилась жительница Северо-Казахстанской области, пытаясь продать грузовую машину. Покупатель оказался интернет-мошенником, который, войдя в доверие к продавцу, заполучил его ИИН и номер банковской карты. Изначально якобы для того, чтобы скинуть предоплату. Деньги пришли, но, как выяснилось позже, это были средства со счета североказахстанки, тогда как значительная часть ее финансов пропала.

Несколько недель назад в СКО, как сообщает местный департамент полиции, был зафиксирован крупнейший за последнее время факт интернет-мошенничества. Жительница одного из районов области посредством площадок для объявлений «Колеса.Kz» и «Olx» пыталась продать «КамАЗ». Долго ждать «покупателя» не пришлось. Как передают слова потерпевшей сотрудники правоохранительных органов, тот буквально умолял ее никому не продавать автомобиль, пообещав скинуть предоплату в 200 тысяч тенге. Женщина позвонившему поверила и отправила ему свои ИИН и номер банковской карточки, ожидая предоплату. Получив деньги, она и думать не могла, что это средства с ее же счета. Прежде чем потерпевшая свою карту через банк заблокировала, интернет-аферисты уже успели “увести” почти 2 миллиона тенге. Сейчас мошенников ищет полиция. Правоохранители отмечают: следы мошенников ведут в Россию.

- На сотовый телефон поступает звонок от лжепокупателя, который поясняет, что желает приобрести размещенный в объявлении товар и готов внести предоплату. После чего мошенник объясняет, что продавцу на сотовый телефон придет смс-сообщение от банка с кодом подтверждения, который необходимо будет активировать, чтобы денежные средства в дальнейшем поступили на счет. Мошенник посредством использования сервисов «Интернет-банкинг для физических лиц» и «Доставка смс-паролей» производит перевод денежных средств с банковского счета потерпевшего на другие счета, - объясняют хронологию мошеннической схемы в полиции.

IT-специалисты советуют держателям банковских карт обращать внимание и на адрес сайта, через который просят провести оплату.

- Адресная строка должна начинаться с "https", а не с "http:". Буква "s" (secure) в первом случае означает, что данные, передаваемые по этому протоколу, зашифрованы, а значит, защищены от постороннего воздействия. Также поводом для сомнений может служить наличие дополнительных слов в адресной строке: вместо www.kaspi.kz например www.kaspi000.in и т.д. Следует обращать внимание даже на отличие в одной букве, - объяснил технический директор ТОО «Антис-Мед» Денис Самохин.

По мнению другого специалиста - менеджера фирмы «PROFit» Александра Гузиенко, сегодня данные клиентов банков защищены достаточно хорошо и главной причиной того, что последние становятся жертвами мошеннических схем, является излишнее доверие. Потому что в финансовых институтах весь этот процесс давно переведен в автономный режим, а регулировать свои накопления может только сам хозяин карты.

- Если смотреть с технической стороны, то сегодня в банках, чтобы подтвердить личность и факт перевода денег, клиентом через автоматизированное устройство в специализированном банковском приложении вводится проверочный смс-код. Бывает, что данный сгенерированный шифр по телефону диктует робот. То есть сотрудники финансового института этот код не знают и требовать его не имеют права. Если смс-сообщение или звонок приходят сами по себе, то это уже подозрительно, - сказал Александр Гузиенко.

В банках же, в свою очередь, заявляют, что данные пользователей под надежной защитой. Так, в Северо-Казахстанском филиале Народного банка по телефону нам пояснили, что для обеспечения сохранности информационных ресурсов здесь на центральном уровне создан отдельный департамент. Подобные структуры имеются и в других банках страны. Изучить политику безопасности можно на их официальных интернет-ресурсах.


Павел Петров
газета "Северный Казахстан"
"Проверяй. Не доверяй!"
06.06.19

Поделиться статьёй: