Гусляр Владимир Владимиров удивлял жителей Петропавловска в уютных стенах клуба авторской песни Надежды Пирожковой «Здравствуйте, люди!»

Встречали долгожданную весну-красну и провожали капризную зиму вместе с известным в своих кругах гусляром ценители славянской народной культуры. А начался концерт необычно - зрители сразу же стали непосредственными участниками этого магического действа.

Отсидеться в сторонке не удалось, да и, если честно, совсем не хотелось – с самого начала простой, душевной манерой общения музыкант расположил к себе и заинтересовал нехитрым, но захватывающим танцем. Ведь славянские хороводы – это не просто вариант увлекательного и забавного времяпровождения, но и замечательная возможность показать себя, проявить симпатию к окружающим людям, обменяться мощнейшей положительной энергетикой, почувст-вовать себя частью единого целого.

Оказывается, разновидностей хороводов не так уж и мало, есть совсем простые, а есть и посложнее, но в каждом из них своя закономерность и периодичность, а главное – плавность и неспешность движений, так что даже люди, не наделенные особыми хореографическими талантами, могут почувствовать себя довольно уверенно почти сразу. Кроме того, участники такого вида танцев быстро становятся ближе друг к другу за счет зрительного контакта, прикосновений рук, совместного выполнения несложных движений, как бы настраиваются на одну волну позитива и любви ко всем окружающим. И результат всего этого - невероятный эмоциональный подъем и мощный заряд положительных эмоций – такое чувство, как будто на машине времени переносишься на много столетий назад, во времена Древней Руси, когда наши предки-славяне жили в любви с окружающим миром и в гармонии с природой.

Вот таким необычным способом развеселив, разогрев и объединив зрителей, Владимиров начал свое музыкальное выступление, которое опять же больше походило не на концерт, а на встречу старых друзей – живое, неформальное общение, доброжелательная, расслабленная атмосфера, постоянный диалог со зрителем в формате «вопрос-ответ» и, конечно, много чарующей, волшебной музыки.

Как рассказал музыкант, по образованию он историк, после окончания Самарского университета несколько лет преподавал, а в отпусках любил путешествовать по историческим и святым местам.

- Лет двадцать назад решил попробовать свои силы в музыке, - рассказывает Владимир. - Меня с детства завораживало сказочное звучание гуслей. Что-то было в них особенное, волшебное… А научиться играть на них помог случай. Однажды, когда мне было тридцать с небольшим и я ходил по горам Кавказа и древним дольменам, у меня внутри вдруг зазвучала музыка. И тогда я задал вопрос: «Какой инструмент подойдет мне?». И пришел мысленный ответ: гусли. Через несколько месяцев встретил в Москве виртуозного мастера игры на гуслях – Любовь Басурманову. Услышал, как она играет, поет, и понял, что это мое. Любовь Аркадьевна показала, как настраивать гусли, как брать аккорды, ставить пальцы. Я заказал мастеру инструмент, начал сам сочинять музыку, подбирать песни, которые мне нравятся.

По преданию, гусли – уникальный музыкальный инструмент – появились очень давно. Родились они подобно арфе – из натянутой тетивы лука. А вот видоизменялись иначе: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску. А потом (для получения лучшего резонанса) на плоский ящик со сторонами разной длины, которые соответствовали постепенно увеличивающейся длине струн.

У славянских народов слово «гусли» произошло от названия тетивы (гуслы), которую натягивали на лук. По другой этимологической версии, название инструмента произошло от слова «гудеть», что значит «звучать» (вспомните дошедшие до нас поговорки: «ни гука, ни звука», «ни гу-гу»). На гуслях играли и на княжеских пирах, и на веселых народных гуляньях, и просто в быту. В старинных былинах гусли – непременный атрибут героя-сказителя, обладающего древними тайными знаниями, даром предвидения и магическими способностями. Их называли «звончатыми» и «яворчатыми», так как делали гусли из клена, который тогда называли «явор». А когда мастера научились изготавливать струны из металла, то звучание усилилось и их стали называть «звончатыми».

На волне возрождения интереса к славянской культуре, к исконным корням, к сакральным знаниям в начале XXI века интерес к гуслям и другим старинным музыкальным инструментам заметно вырос, что не может не радовать. Все больше людей хотят не только слушать народную музыку, но и, по возможности, научиться ее играть.

По словам Владимира, обучиться игре на гуслях совсем не сложно, гораздо проще, чем на гитаре. Кроме того, в отличие от своего более молодого собрата, гусельные струны не доставляют новичкам болезненных ощущений и дискомфорта – их не нужно с усилием зажимать, а достаточно мягко перебирать пальцами.

На гуслях можно играть пальцами обеих рук, защипывая струны. Или же одной рукой глушить часть струн, а другой – перебирать их. Вот такие приемы и продемонстрировал зрителям Владимир, исполняя былины собственного сочинения и песни полюбившихся ему авторов. «Я – русич», «Витязь», «Курганы», «Весь мир у тебя в душе», «Аленушка» - эти и другие композиции исполнял музыкант, виртуозно играя на гуслях. А зрители подпевали тем его песням, которые им были хорошо знакомы. Это и «Конь» группы «Любэ», и пронзительная «Ты меня на рассвете разбудишь», и нестареющая «Под небом голубым», и жизнеутверждающая «Песня бременских музыкантов», которая очень понравилась деткам, а их было в зале немало. Поэтому специально для них музыкант исполнил еще несколько забавных композиций. «Маленький ежик» и «Скоморошинки» вызвали улыбки и задорный смех не только у самых маленьких слушателей, но и у их родителей.

В репертуаре музыканта – древние и современные композиции о славянских богатырях, о Руси, о любви и свободе, лирические, веселые, детские... Со временем были сделаны студийные записи, в том числе и с симфоническим оркестром. Музыкальные эксперименты продолжаются.

К своим слушателям, обычно совершенно незнакомым людям, Владимир идет с открытым сердцем и всегда получает отклик. Он признается, что особенно любит выступать перед детьми: в детских домах, школах, садиках. Как-то его пригласили в колонию для несовершеннолетних. Раньше подобного опыта общения с такими ребятами у музыканта не было, но ему удалось задеть какие-то потаенные струнки в их душах.

- Мальчишки слушали так внимательно, как меня никто никогда не слушал, - признается Владимир.

Гастролями его поездки по России, странам ближнего и дальнего зарубежья назвать сложно. Это скорее странствия пилигрима в музыкальном сопровождении серебряных струн его гуслей. Географию передвижения музыканта можно отслеживать в Интернете: фестивали «Трезвая Россия», Грушинский фестиваль, этнофестивали в Аркаиме, экскурсии по местам силы вдоль Черноморского побережья России, выступления на Алтае, в Новосибирске, Красноярске, Челябинске и других городах нашего необъятного постсоветского пространства.

- Знакомимся на фестивалях, - рассказывает Владимир. – Добрые, хорошие люди приглашают у них выступить. Приезжаю к ним, как к старым друзьям. Обходимся без гостиниц, живу в домашней, уютной обстановке. А на концерты приходят те, кто хочет услышать что-то новое, красивое, душевное. В Петропавловске я уже не в первый раз и с радостью приеду еще. Здесь меня принимают с любовью. Друзья водят по историческим местам, много рассказывают о вашем городе. Очень приятно находиться среди своих единомышленников. И самое главное – так радостно видеть, что людей, неравнодушных к своим истокам, к памяти предков, становится все больше.


Евгения Ржавцева
газета "Добрый Вечер"
"Заиграйте, гусли звончатые, яворчатые!"
12.03.20

Поделиться статьёй: