Жительница Петропавловска Татьяна Приходченко, всю семью которой зверски убили из-за конкуренции в похоронном бизнесе, сейчас опасается за свою жизнь
Одна из осуждённых по данному делу вышла на свободу раньше срока.
Смертельный бизнес
Убийство супругов Вадима и Юлии Приходченко, которые много лет занимались ритуальным бизнесом, и их 17-летнего сына Юры произошло в конце декабря 2023 года в Петропавловске и шокировало весь Казахстан.
По подозрению в совершении преступления тогда по горячим следам задержали двоих мужчин. Один из них — 37-летний, ранее судимый за разбой, индивидуальный предприниматель, который тоже занимался похоронным бизнесом. Второй — его 25-летний рабочий-копальщик. Вскоре была задержана 42-летняя женщина - заместитель директора крупного похоронного предприятия, которая состояла в отношениях с подозреваемым в убийстве предпринимателем.
По версии обвинения, мотивом жестокого преступления стала многолетняя конкуренция в сфере ритуальных услуг.
В обвинительном акте говорилось, что в 2023 году ИП погибших супругов выиграло большую часть конкурсных тендеров на оказание ритуальных услуг, из-за чего резко снизились доходы ТОО, учредителем которого являлась осуждённая женщина.
"У подсудимой возникла личная неприязнь к Приходченко, а позже возник и преступный умысел на убийство её основных конкурентов - супругов Приходченко, о чём она постоянно говорила своему сожителю", — следует из обвинения.
27 декабря 2023 года предприниматель и его работник пришли к дому Приходченко. Увидев, что супруги уезжают, они пробрались в дом, где напали на 17-летнего Юру, закрыли его лицо кофтой и связали. А потом начали искать в доме документы по тендерам и ценности.
Когда Вадим и Юлия Приходченко вернулись домой, преступники их убили. Убивали жестоко – молотками и кухонными ножами. Последним убили связанного подростка.
Во время суда подельники перекладывали вину в убийстве друг на друга, а подсудимая женщина категорически не признала вину в подстрекательстве, утверждая, что к преступлению никакого отношения не имеет. Якобы, узнав об убийстве, она сама была шокирована и предлагала подсудимым написать явку с повинной. Также женщина настаивала, что с убитой семьей у неё были дружеские отношения.
28 октября 2024 года специализированный межрайонный суд по уголовным делам Северо-Казахстанской области приговорил подсудимого предпринимателя к пожизненному сроку, его подельника — к 21 году 8 месяцам лишения свободы. Доказательств вины женщины в подстрекательстве суд не установил, усмотрев в её действиях лишь недонесение об особо тяжком преступлении. Её приговорили к трем годам заключения в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
Приговор суда первой инстанции обжаловали и потерпевшие, и осуждённые. Гособвинение в апелляционной инстанции просило назначить пожизненное лишение свободы обоим мужчинам, а женщину признать виновной в подстрекательстве и приговорить к 15 годам заключения.
27 марта 2025 года коллегия по уголовным делам областного суда вынесла решение: оставив пожизненное наказание без изменения, второму подельнику срок увеличили до 23 лет. Подсудимой женщине коллегия увеличила наказание до четырех лет лишения свободы по той же статье о недонесении о преступлении.
На свободу раньше срока
Однако осуждённая женщина назначенный срок до конца не отбыла. В декабре 2025 года её освободили по решению суда.
Как объяснили нам в пресс-службе областного суда, в соответствии с новой редакцией статьи 74 УК РК женщинам, имеющим малолетнего ребёнка, не достигшего 14-летнего возраста, может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания сроком до пяти лет.
"Осуждённая обратилась в суд с ходатайством предоставить ей отсрочку отбывания наказания. Так как у осуждённой есть малолетний ребёнок, а ограничения, препятствующие применению статьи 74 УК, к ней не относятся, суд предоставил отсрочку. Исполнение неотбытой части наказания в виде лишения свободы сроком 9 месяцев 11 дней отсрочено до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста, а именно до 15 марта 2026 года", - пояснили в пресс-службе суда СКО.
Отметим, что по закону отсрочка не предоставляется женщинам, приговоренным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие или особо тяжкие преступления против личности, террористические преступления, экстремистские преступления, преступления, совершенные в составе преступной группы, и преступления против половой неприкосновенности малолетних.
Если бы женщина была осуждена по статье за подстрекательство, то отсрочку по отношению к ней применить было бы невозможно. Статья о недонесении же не относится к числу тяжких и особо тяжких.
Отметим, что в ответе на запрос корреспондента Tengrinews.kz заместитель начальника департамента уголовно-исполнительной системы по Северо-Казахстанской области Канат Сулейменов указал, что осуждённая "в настоящее время в учреждениях департамента уголовно-исполнительной системы по Северо-Казахстанской области не содержится, но при этом продолжает отбывать наказание, назначенное судом".
На вопрос – вернётся ли осуждённая обратно в колонию после завершения отсрочки, в ДУИС СКО не ответили, сославшись на Закон "О персональных данных и их защите".
Отметим, что окончание срока отбывания наказания осуждённой изначально определено на 28 сентября 2026 года.
Контроль за осуждённой в период отсрочки наказания возложен на службу пробации по месту её жительства.
"Я боюсь за свою жизнь"
Дочь убитых супругов Татьяна Приходченко в разговоре с корреспондентом "Недели СК" призналась, что сейчас, после выхода осуждённой на свободу, она боится за свою жизнь.
"Я по сей день уверена в том, что она виновна именно в подстрекательстве. Я считаю, что следствие и прокурор правильно обвинили всех подозреваемых. Понимаете, смерть моих родителей была выгодна только ей! Они были её главными конкурентами. А осуждённые за убийство мужчины были всего лишь исполнителями её плана и замысла. Ведь не напрасно её задержали практически сразу после них. И следователям, и прокурорам сразу была понятна эта схема, и доказательства её причастности к подстрекательству были. Но она отделалась лёгким испугом, можно сказать, вообще избежала наказания", - в отчаянии говорит Татьяна Приходченко.
Она вспоминает, что после убийства ей сначала рассказали, что подозреваются двое мужчин, назвали их, спросили – знает ли она их.
"Про них я не знала вообще ничего, их фамилии никогда от папы не звучали. И я не могла понять – зачем этим людям было убивать моих родителей, да ещё так жестоко… А когда мне назвали её, как подстрекателя, то всё стало абсолютно ясно и логично. Её фамилия всегда звучала в негативном ключе, папа постоянно боролся с тем, как она ведёт бизнес. С другими фирмами у папы конфликтов не было. А противостояние с её фирмой – не всегда явное, часто скрытое - было много лет. Папа не раз доказывал в суде, что договоры, которые она заключала с акиматом и другими госучреждениями, незаконны. Поэтому, когда следователи назвали её, то, как говорится, пазл сложился", - отмечает Татьяна Приходченко.
Дочь убитых владельцев ритуального бизнеса рассказывает, что у фирмы осуждённой была многолетняя монополия на кладбища – никто не мог захоронить умерших на городских кладбищах, не получив у этого ТОО платное разрешение. А в 2023 году этот монопольный договор заканчивался, и должен был пройти тендер на равных для всех условиях.
"Да тут ещё папа выиграл тендеры по больницам, то есть её фирма вообще ничего не забрала. И, конечно, у них резко упала прибыль, и тому есть целый пакет подтверждающих документов. Всё настолько очевидно и прозрачно, всё на поверхности... Ну недаром же прокуратура предъявила обвинение, подчеркнув, что только у осуждённой был явный мотив, у её подельников мотива пойти на такое страшное преступление просто не было", - считает дочь убитых бизнесменов.
В суде апелляционной инстанции выступала свидетельница, которая работала в фирме Приходченко. Она слышала, как после главного тендера Вадим Приходченко на повышенных тонах разговаривал с осуждённой. В тот день он, благодаря своим связям, узнал, что осуждённая пыталась нечестно выиграть тендер. Приходченко же в последний момент поставил максимально низкую цену и всё-таки выиграл этот тендер.
"Наверное, это и стало последней каплей. Все постоянные и стабильные источники дохода ушли из рук… Она же в переписке со своим сожителем, которую прокурор зачитывала на суде, жаловалась на это, а тот её успокаивал, написал, что всё решит… И уже через несколько дней после этого мои родители и брат были мертвы!" - говорит Татьяна Приходченко.
На суде осуждённая заявляла, что они с убитым были чуть ли не друзья, однако ни на одном из судебных заседаний она не сказала, что ей жаль супругов, что она сочувствует их дочери, которая в один миг потеряла всех своих самых родных людей. Зато осуждённая в жёсткой форме требовала привлечь Таню Приходченко за лжесвидетельство, обвиняла раздавленную горем девочку в меркантильности и в том, что она якобы организовала травлю на её семью.
"Я сейчас просто боюсь за свою жизнь, потому что этот человек с этой колоссальной злобой на свободе. Если честно, я даже днём опасаюсь куда-то выходить… Многие, кто узнал, что её освободили, меня предупреждают – будь осторожна, предлагают помощь и сопровождение. И я действительно стараюсь не оставаться одна, мне страшно. Я думаю, что этот человек будет искать возможность навредить, если даже не лично мне, то по работе", - признается Татьяна Приходченко.
Реквием по мечте
Сейчас Таня продолжает дело родителей. Но в тендерах она не участвует и работает тихо – есть ритуальный магазин, собственное производство. Хотя мечтала девушка совсем о другой судьбе. Татьяна – творческий человек, окончила университет по специальности "графический дизайнер". Когда произошло убийство, как раз собиралась переезжать в Санкт-Петербург, там уже была хорошая работа. Но все планы и мечты рухнули.
"Для меня очень сложно работать в ритуальном бизнесе родителей, - признается девушка. - Это постоянные воспоминания. Люди знают, что произошло, часто говорят на это тему, без слёз не обходится… Дизайном я всё равно понемногу занимаюсь, для меня это отдушина. А вообще я просто не знаю, как жить дальше. Сейчас я живу только этим делом. Мы с адвокатом отправляем жалобу в кассационный суд, просим пожизненное для второго фигуранта дела и переквалификацию на "подстрекательство" для осуждённой. И у меня есть большая надежда, что в Верховном суде в этом деле разберутся досконально, ведь здесь всё на поверхности... Если же приговор снова не изменят, то буду обращаться к Президенту Казахстана. Останавливаться я не собираюсь!"
Таня Приходченко признается, что её боль не утихает, помощи и сил выстоять она мысленно просит у своих мамы и папы: "Я часто бываю у папы с мамой и братика на кладбище. Любой праздник, любая новость – иду к ним. Сдала на права – поехала рассказать папе, ведь он этого очень хотел. Надеюсь, что скоро приду к ним, чтобы рассказать, что мы победили и что справедливость всё-таки есть. Я потеряла всё, что у меня было в жизни, но надеюсь, что не потеряю веру в справедливость. Может, хотя бы тогда я смогу как-то жить дальше…".
газета "Неделя СК"
«Я мысленно прошу помощи у мамы с папой"
12.02.26
Поделиться статьёй:
