Жить в Петропавловске станет дороже

Заметно подорожают тепло и свет. Об этом шла речь на заседании Общественного совета СКО.

Кроме того, общественники высказались о том, что крайне недовольны уровнем подготовки к Дню Победы. Подготовка к юбилейной дате должна быть не формальной, а по-настоящему значимой для ветеранов и жителей региона, подчеркнули они.

Тарифы рвутся ввысь

Члены областного Общественного совета обсудили важную и тревожную для жителей тему — рост тарифов на коммунальные услуги. Осенью 2025 года плата за тепло в Северо-Казахстанской области увеличится на 15-20%, за электроэнергию — на 30-35%.

Генеральный директор АО «Севказэнерго» Анатолий Казановский заявил, что подорожание неизбежно. Среди основных причин — рост цен на уголь (в 2023 году тонна стоила 2850 тенге, сейчас — 4300) и необходимость модернизации сетей.

По словам спикера, с 2022 года (а это, напомним, год, когда на Петропавловской теплоцентрали произошло ужасное ЧП – обрушилась одна из труб, в результате чего погибла сотрудница предприятия) объем вложений в ТЭЦ-2 резко увеличился. Инвестиции тогда составили 3,5-4 млрд тенге. В прошлом году, по информации гендиректора, инвестиции выросли до 19 млрд тенге, а в 2025 году запланировано 24,5 млрд тенге.

- Среди основных факторов – реализация национального проекта по модернизации сетей, - сказал Казановский. – До 2029 года в энергосистему СКО будет привлечено 318 млрд тенге на развитие электросетей и 80 млрд – на развитие тепловых сетей. Мы начнем привлекать заемные средства, возврат которых будет заложен в тариф.

Все это вкупе неизбежно приведет к изменению себестоимости энергии, подчеркнул спикер. По его словам, скажется и повышение заработной платы сотрудникам предприятия.

- Если в 2023 году она составляла в среднем 138 тысяч тенге, хотя средняя зарплата по региону была 210 тысяч тенге, то сейчас мы выходим на уровень 300 тысяч тенге, - пояснил гендиректор.

Словом, петропавловцам этой осенью точно придется потуже затянуть пояса. Впрочем, спикер посоветовал людям и самим думать об экономии, заняться теплоизоляцией домов, утеплить чердаки, наладить регулировку. Те, кто рационально относится к этому вопросу, иногда платят за тепло едва ли не в два раза меньше, заверил спикер.

При этом многие горожане не понимают, как им начисляется плата за теплоэнергию. Члены общественного совета подняли проблему «непрозрачных квитанций», где нет информации о показаниях счетчика. Соответственно остается загадкой, как вообще начислена сумма (а это единственное, что указано в квитанции), проверить правильность ее начисления не представляется возможным.

Общественники заявили, что закон обязывает энергоснабжающие организации указывать в платежных документах начальные и конечные показания приборов учета тепла, даты их снятия, расчетный период. То есть счета должны содержать полную, исчерпывающую информацию. Такая практика давно внедрена в ряде городов РК, но Петропавловск почему-то в этот список не входит.

Члены ОС СКО разработали ряд предложений для энергетиков. Одно из них - повысить прозрачность платежных документов: включить в счета детализированную информацию о расчетах, как это уже делается в Алматы, Караганде и Усть-Каменогорске.

Кроме того, необходимо привести в соответствие с законодательством классификацию потребителей и методику расчета, считают общественники. Они отметили недопустимость навязывания потребителям платы за потери тепла, тем более, что по этому поводу уже были судебные разбирательства.

На заседании решено создать согласительную комиссию при участии общественников, энергетиков и представителей департамента регулирования естественных монополий для пересмотра спорных пунктов договоров.

Одна сеть – разные счета

В Северо-Казахстанской области обычных потребителей тепла заставляют платить по-разному. Этот вопрос также обсуждали на заседании областного Общественного совета, однако, как отмечают предприниматели, навести порядок не помогают ни «круглые столы», ни судебные решения.

В Петропавловске сложилась странная ситуация: жилец многоэтажки платит за отопление условные 3000 тенге, а владелец офиса в этом же доме — в три раза больше. При этом разницы в потреблении тепла фактически нет. В такой же ситуации оказываются не только представители малого бизнеса (ИП), но и адвокаты, нотариусы, судебные исполнители и юридические консультанты, чьи рабочие помещения по сути ничем не отличаются от жилых.

Предприниматели требуют справедливого тарифа, но пока их жалобы остаются без ответа. Ранее мы рассказывали о ходе суда с монополистами. Одним из истцов выступала адвокат Елена Игнатенко.

- Если возьмем жилой дом, в котором на первом этаже располагается офис, то услуги по теплоснабжению для обычного жильца обойдутся, например, в 3,5 тысячи тенге, а для предпринимателя, который работает под его квартирой, в – 9,5 тысяч тенге. А если в доме нет прибора учета, то и в 12,5 тысяч, - сказала адвокат. – То есть разница в 3-4 раза.

А все дело в том, что энергетики относят к бытовым потребителям почему-то только жильцов. В итоге при единой системе теплоснабжения в доме все платят по-разному. Возмущение таким положением дел высказывали сотни ИП.

Департамент Комитета по регулированию естественных монополий по Северо-Казахстанской области вставал на защиту хозяев офисов и обратился в суд. Истец потребовал признать незаконными действия ТОО «Севказэнергосбыт» по произведению начислений за тепловую энергию таким потребителям, чьи офисы расположены в многоквартирных домах с общедомовым прибором учета, и обязать произвести перерасчет согласно фактическому потреблению, исходя из отапливаемой площади помещения. Суд исковые требования удовлетворил.

Прошло время, и, казалось бы, проблема решена. Однако оказалось, что показалось. Вопрос по-прежнему актуален. На заседании ОС его подняла ИП Ольга Веркулеева. Она отметила, что несколько лет назад купила офисное помещение в жилом доме. В офисе нет никакого специального оборудования, станков и прочих энергоемких приборов. Розетка для фена, другая – для электрочайника, и все. Договор с энергетиками женщина заключала как физическое лицо. Но спустя время обнаружила, что платит гораздо больше, чем жильцы дома, платит, как юридическое лицо.

- У меня стандартная электросистема, такая же, как у соседей, но тариф для меня почему-то в несколько раз выше, — возмутилась Ольга. - Квартиры наверху сдаются посуточно. Это же бизнес, но за свет и тепло они платят по стандартным тарифам. Почему такой разный подход?

Свое видение проблемы высказал известный в регионе общественник Александр Казанцев. Он отметил, что деление идет на физические лица (население), прочие потребители (не относящиеся к первой группе) и бюджетные организации.

- В Министерстве национальной экономики разделили потребителей на три группы, - сказал он. - Нет бы написать: «бытовое потребление», «небытовое» и третье – «бюджетное». И все было бы понятно. Вместо этого у нас в первой категории - «физические лица, относящие к населению». Энергосбыт считает, что это только жильцы. Но ничего подобного! Заглянем в Большой экономический словарь. Категория населения – это совокупность граждан, проживающих на данной территории, объединенных по социальному или другому признаку. Это условное выделение групп населения, занятых в различных сферах производства и обслуживания. Так что это не только жильцы!

Сегодня мы можем сравнить потребление электроэнергии бытовых потребителей с так называемыми небытовыми. Имеются в виду переоборудованные квартиры. Мы определили среднемесячное потребление электроэнергии на одну квартиру – 130-150 квт час в месяц. В то же время в нежилых помещениях (адвокатские конторы, нотариусы, магазины одежды, обуви) среднемесячное потребление составило 80-110 квт час, то есть гораздо меньше. Тогда какие же это небытовые потребители? У них, кроме розеток, нет никакого другого оборудования! Нет никаких энергоустановок, непосредственно подключенных к сетям энергопередающих организаций. Повторю, что в таких нежилых помещениях потребляют на 25-30 процентов меньше электроэнергии, чем в жилых. Между тем таким потребителям предъявляется повышенный тариф – по второй группе.

Казанцев подчеркнул, что договор с небытовыми потребителями должен заключаться только при наличии у него оборудования, непосредственного присоединенного к электрическим или тепловым сетям. Пункт 12 такого договора гласит, что потребитель обязан поддерживать надлежащее техническое состояние электро- и энергоустановок. А что такое энергоустановка? Это комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенных для преобразования, передачи, накопления, распределения энергии. Вот по этой причине таких обязанностей в типовом договоре для бытовых потребителей и нет.

- А какая энергоустановка у адвоката или парикмахера? - сказал Казанцев. - Ну, фен есть. Но он в розетку втыкается, а не в кабельные сети энергопередающей организации. Он батареи не менял, никаких подсоединений не делал. У него розетки, больше ничего. Вывод напрашивается простой. Что такое бытовой потребитель? Это тот, кто потребляет энергию для бытовых нужд без цели использования в предпринимательской деятельности и дальнейшей реализации, использующий энергию для собственных нужд, не связанных с производством и продажей энергии. А небытовой потребитель – тот, кто использует энергию в предпринимательской деятельности или дальнейшей ее реализации, или преобразующий энергию в другие виды энергии, то есть имеющий энергоустановку и оборудование, непосредственно присоединенное к сетям энергопередающей организации. Все понятно! Вывод простой.

Общественники считают, что путанице с категориями потребителей пора положить конец. И сейчас, по их мнению, в документах энергоснабжающей компании есть нарушения.

- Это приложения к договорам, которые суд уже признавал незаконными, но они продолжают действовать! - сказал Казанцев. - Нужно срочно внести изменения, иначе несправедливость будет только нарастать.

Однако генеральный директор АО «Севказэнерго» Анатолий Казановский заявил, что не все так просто. Да, мол, проблема имеется, но необходимо официальное разъяснения от министерства национальной экономики.

- Если министерство утвердит изменения, мы готовы пересмотреть тарифы, - сказал Казановский. - Но пока в законодательстве нет точного разграничения между бытовым и небытовым потреблением, мы не можем принять самостоятельное решение.

Вопрос остается открытым, общественники решили обратиться в Министерство национальной экономики.

Праздник со слезами на глазах

В Северо-Казахстанской области программа празднования 80-летия Победы насчитывает 94 мероприятия, но их исполнение вызывает серьезные вопросы. Этот факт отметили участники заседания областного Общественного совета.

Подготовка к юбилейной дате должна быть не формальной, а по-настоящему значимой для ветеранов и жителей региона, подчеркнули участники обсуждения.

- Из 94 пунктов около половины относятся к сфере образования, в марте должны были провести 20 мероприятий, но не провели ни одного, - сказал член Общественного совета СКО Жангельды Тажин. – Все были заняты празднованием Наурыза, а 80-летие Победы осталось в тени.

Тажин сообщил, какие выплаты предусмотрены к памятной дате. Ветераны Великой Отечественной войны (а в СКО их осталось всего трое) получат по 5 млн тенге, несовершеннолетние узники концлагерей — по 100 тысяч тенге, лица начальствующего и рядового состава органов госбезопасности — по 100 тысяч тенге, граждане, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и «За жизнь в блокадном Ленинграде», — по 50 тысяч тенге, супруги умерших участников войны - по 50 тысяч тенге. Такую же сумму - 50 тысяч тенге - получат к празднику труженики тыла, награжденные медалями, а также ненагражденные, но проработавшие не менее шести месяцев в годы войны, а таковых 1397 человек.

- Я к чему клоню: да, эти суммы будут перечисляться на расчетные счета этих людей, все верно, - сказал Тажин. – Но кроме этого необходимо внимание, все должно быть в торжественной обстановке. И мы, как представители общественности, можем принять в этом участие. Я сам знаю этих людей, вот один из них, к слову, Почетный гражданин области, во время войны ребенком, в 13 лет, встал к заводскому станку и всю войну за ним проработал! Сейчас болеет. Да, ему деньги перечислят, но человеку нужно и внимание!

Члены Общественного совета говорили о том, что в годы войны в Петропавловск было эвакуировано 22 завода, было открыто пять эвакогоспиталей, построена ТЭЦ.

- Мы не говорим даже о маленьких артелях, только о заводах, в том числе союзного значения, - сказал Тажин. – Например, завод имени Кирова. Та продукция, которую они выпускали, высоко ценилась командующим составом армии, благодарственные письма шли. И у них был музей, где все это можно было увидеть. Мы хотели ветеранов туда сводить, детей. Но оказалось, что музей закрыт. Вот такое дело…

О недопустимости забвения своей истории говорили и другие участники заседания. Павел Афанасьев возмутился тем, что на зданиях города, где располагались госпитали, теперь нет памятных табличек. Обсуждая трудовые подвиги горожан во время войны, общественники высказали предложение: просить присвоить Петропавловску статус города трудовой доблести. Некоторые удивились, почему этого не сделано было раньше.

Руководитель областного архива Сауле Маликова пояснила, что такая заявка уже подавалась. К ней прилагалось обоснование с массой документов, материалов о заводах, госпиталях, ТЭЦ. В перечень городов трудовой славы вошли пять городов. Но Петропавловск по непонятной причине в этот список не включили. Выяснить это может Общественный совет, отправив соответствующий запрос.

Говорили общественники и о необходимости поддерживать порядок на старом кладбище, где похоронено немало солдат. Неплохо было бы сделать в этом месте мемориал.

Жангельжды Тажин выразил готовность провести конференцию, посвященную жизни города во время войны, деятельности эвакогоспиталей, медицинской школы, откуда выпускники уходили на фронт.

К вопросу программы празднования 80-летия Победы решили вернуться в ближайшее время.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Жить всё дороже и дороже…"
03.04.25

Поделиться статьёй: