Галия Баязитова посетила объединение инвалидов «АРДОС – журек»

Пришла она, конечно, не просто так, а чтобы провести интересный тренинг по арт-терапии.

Кинетический песок

Атмосфера на тренинге сразу сложилась домашняя и уютная. Умеет Галия расположить к себе детей. Все тепло приветствовали друг друга и настраивались на позитивную волну творчества. Выбор пал на лепку из кинетического песка. Участники с удовольствием повторяли движения психолога, изучали природу материала: двигали его, разжимали и сжимали в кулачках, приглаживали, выравнивали края, получая от этого полный восторг…

Отвлекаясь, Галия комментирует: «Необходимо отметить, что таким образом идет избавление от всех отрицательных эмоций и нервная система постепенно приходит в норму, успокаивается. Кроме того, я никогда не требую от участников тренинга какого-то итога, чтобы его оценить. Это лишнее. Важен сам процесс, ощущение «здесь» и «сейчас». В жизни мы тоже часто гонимся за результатом и оценкой окружающих, забывая о том, что сам процесс гораздо значимей этого».

В гостях у сказки


Незаметно для всех Галия приступила к следующему этапу. Песок начал приобретать очертания фигур героев. Тут же дети придумали щенка и раскрасили его в разные цвета, отправив в приключения, где на пути ему встретились другие персонажи. Характеры им придумывали сами участники тренинга, то же происходило и с действиями героев… Сказка получилась волшебной, доброй и светлой.

Галия снова комментирует: «Метод сказка-терапии, конечно, может на первый взгляд показаться «валянием дурака», но эффект от этого очень серьезный. Этот вид арт-терапии прекрасно подходит для детей и подростков, он широко применяется в психологии и может устранять внутренние барьеры и зажимы. С помощью творческой энергии ребенок трансформирует страх, тревогу или агрессию в другие качества, меняет свое внутреннее отношение к сути проблемы и меняется сам. Происходит это бессознательно, на глубоком психологическом уровне. И только потом результат дает о себе знать!».

Тем временем дети уже приступили к коллективной работе и сделали красивую корзину фруктов, которой «угостили» вымышленных персонажей из сказок. После тренинга каждый получил баночку с песком и обещал также вдохновенно творить дома.

Техник много, выбирай любую


По словам Галии Баязитовой, арт-терапия возникла сравнительно недавно, но сегодня ее методы применяются весьма широко. Лечат творчеством и детей, и взрослых, нормализуя их психоэмоциональное состояние.

- Различные техники современной арт-терапии помогают глубже познать себя, улучшить настроение, гармонизировать душевное состояние, - говорит Галия Баязитова. - Такую терапию используют в случаях психических расстройств и перенесенных психологических стрессов, при нарушениях речи, двигательной функции. Если раньше применялось только изобразительное искусство, то теперь «инструменты» лечебного творчества богаты своим разнообразием: лепка, плетение, скрапбукинг, коллажирование, фотография, моделирование, шитье, вязание, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, написание стихов и прозы, сочинение сказок, актерская игра и пантомима.

С помощью этих арт-техник человек может самовыражаться. Кроме того, у них нет никаких противопоказаний, они просты, понятны и не вызывают сопротивления, как бывает, например, с групповой терапией или другими психологическими методами. Сопротивление попросту не может возникнуть, ведь занятия творчеством всегда приносят только удовольствие!

Для детей с особенностями в развитии Галия применяет смешанные техники – рисование песком (данная техника формирует эмоциональное отношение к окружающим) и сказка-терапию (она помогает адаптироваться социально и учит позитивному отношению к миру).

- На тренинге передо мной стояла задача научить участников эмоциональной саморегуляции, креативности. Думаю, цель достигнута, - отмечает Галия. 

Напоследок психолог показала несколько несложных упражнений для эмоционального спокойствия, которые любой желающий может применить дома самостоятельно:

Упражнение 1


Постарайтесь создать спокойную, уютную атмосферу, выключите телевизор и музыку, отключите телефон, чтобы никто не помешал вам. И приступайте!

Понадобятся лист бумаги и инструменты для рисования (только цветные) – карандаши, фломастеры или любые краски. Нужно нарисовать свое собственное настроение, используя фантазию и ассоциации. Это может быть просто набор цветных пятен, линий или пейзаж, образ, животное, предмет. Все что угодно! Любые образы, которые передадут ваше настроение.

После того как рисунок будет готов, задача – создать настроение таким, как хочется. Можно сделать рисунок ярче, поменять в нем что-либо, дорисовать – одним словом, поменять в лучшую сторону, меняя свое собственное настроение!

Упражнение 2

Еще одно прекрасное упражнение по арт-терапии, связанное с рисованием, – это «автопортрет». Упражнение помогает разобраться в себе (или в ребенке), увидеть со стороны свое отношение к собственной персоне, а также скорректировать его в более позитивную сторону и увидеть, что нужно поменять, над чем поработать.

Задание очень простое – нарисовать автопортрет, то есть себя самого, лицо или в полный рост. А уже потом, когда рисунок будет готов, поменять и дополнить его – сделать таким, как хочется. Поменять прическу, одежду, выражение лица и цвет волос – все что угодно. Этот прием в арт-терапии применяется для подростков и взрослых, помогает поднять самооценку, поверить в себя, вдохновляет на работу над собственными несовершенствами.

- Главные задачи арт-терапии - акцентирование внимания ребенка на своих чувствах и ощущениях; создание наиболее комфортных условий, при которых можно настроиться на свои чувства и мысли, которые ребенок привык держать в себе; помощь в поиске наиболее приемлемого выхода эмоций, - резюмировала Галия Баязитова.


Издательство "Северный Казахстан"
газета "Неделя СК"
"Лечебное творчество"
16.08.18

Поделиться статьёй: